Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стоянки для ночлегов и дневок






Многолетняя практика позволила выработать критерии, которым должна отвечать среднестатистическая стоянка. Стоянка должна иметь такие “фантастические” характеристики:

1. Быть безлюдной и расположенной как можно дальше от селений (“мы в поход пошли, чтобы быть на природе, а не толкаться среди...”);

находиться близ деревни (“молочка бы...”, “яблочек бы...”);

2. На стоянке должно быть достаточно топлива, и не какого-нибудь, а сухого елового.

3. Близко (ну никак не далее 20 м) должен быть густой лес.

4. Это место, где можно было бы поставить палатку таким образом, чтобы днем она была в тени, а утром се освещало солнце (не ждать же, когда она высохнет от росы на ветру).

5. Рядом должна быть река с чистой водой и песчаным пляжем, а также поросший сосной высокий берег, а под ним полно рыбы.

6. Рядом не должно быть высокой горы с угрозой оползня, чтобы в случае дождя или громких восторгов по поводу пойманной плотвички ничего не случилось.

7. Рядом — родник, в худшем случае — ручей с холодной водой; но чтобы в случае сильного дождя он не превращался в бурную реку.

8. Ягоды — обязательно!

9. Грибы — непременно!

10. Орехи — само собой!

11. Кусты — без них плохо!

12. Но чтобы ни комаров, ни мошек, ни оводов, ни мух, ни клещей, тарантулов, фаланг, ни королевских кобр или гадюк.

13. Вид, открывающийся с места стоянки, должен радовать глаз и ласкать душу.

И таких пунктов должно быть 113.

Не будем скрывать суровую правду: идеальную стоянку, которая удовлетворяла бы всем пунктам, найти тяжело, а может быть — вовсе, невозможно.

Поэтому, ели попадается стоянка, набирающая 77 пунктов, выбирайте ее без колебаний, 41 пункт — и такая подойдет. Пренебрегать тринадцатипунктовой тоже не стоит. Наконец (чего не бывает) может подвернуться стоянка, которая не удовлетворяет ни одному пункту, — останавливайтесь, ибо ночевать все-таки надо...

Понятно, что приведенные “условия” — это недостижимый идеал, в какой-то мере шарж, шутка, но тем не менее в каждой шутке...

В средней полосе страны основное требование, предъявляемое к месту бивака, — безопасность — почти всегда легко удовлетворяется. Сложнее выбрать место удобное и по возможности живописное, с наличием воды и дров. Летом в средней полосе более важна вода; осенью, зимой и весной — дрова, так как в это время чистую воду раздобыть легче (любая лесная лужа чище, чем река). Нежелательно, как уже было отмечено, располагаться на берегу реки ниже больших селений, близ промышленных предприятий, проезжих дорог, линий электропередачи, возле водоемов со стоячей водой.

Место для лагеря должно быть в первую очередь сухим.

В моховых таежных лесах найти такой участок бывает нелегко. Располагаться лучше всего поблизости от ручья или речушки, на открытых местах. Ветерок, продувающий место лагеря, будет защищать от гнуса. В степных и пустынных местах, наоборот, лагерь желательно разбивав там, где есть какая-либо растительность. Лучше не ставить палатки под высоким раскидистым деревом, так как при грозе его легко может поразить молния. При надвигающейся грозе не надо останавливаться на гребнях, вершинах холмов, перевалах. Не следует ставить лагерь на затопляемых речных отмелях, в руслах пересохших потоков, на низменных островах.

Бивак расположен весьма удачно, если лагерь поставлен в живописном месте, с удобными подходами к воде, если поблизости есть хорошие дрова, место защищено от ветра зимой и продувается летом (в жаркую погоду или при наличии комаров). Неплохо, если место бивака укрыто и палатки можно растянуть между деревьями. Рядом с биваком не должно быть высоких, подгнивших деревьев — они могут свалиться и упасть на людей, костер, палатки. Хорошо, если утром лагерь освещен солнцем (восточные склоны холма, восточная опушка леса, берег реки и т.д.). Здесь быстрее просыхают конденсат и роса на палатках. Конечно, приятно остановиться в живописном месте и где к тому же можно искупаться.

В зимних ночлегах главное — защита от холода, ветра, влаги. Важно обеспечить нормальный отдых и сон. Ночевать же можно в палатках, у костров, в снежных хижинах или пещерах.

Место для бивака, особенно в горах, надо выбирать засветло. При вынужденной остановке в темноте или в тумане необходимо обследовать место в радиусе 200—300 м, чтобы убедиться в его безопасности. Перед сном надо проверить, как укреплены палатки, как укрыто от ветра и дождя имущество.

Зимой бивак располагают там, где есть топливо, сухостой. Лучшие дрова — это засохшие на корню ель и сосна. Хорошие сушины лиственных пород встречаются редко, так как они быстро подгнивают. Хвойные же сухие деревья защищены от гниения смолой. Однако в хвойном сухостое легко ошибиться: мертвая сосна может не успеть высохнуть и будет плохо гореть. В лиственном лесу труднее найти хорошие дрова для большого костра, необходимого зимой для теплого ночлега.

Останавливаться зимой нужно засветло, чтобы выбрать хорошие сушины и валить их при свете. Хорошо, если место зимнего бивака защищено при этом от ветра густым подлеском — лучше ельником.

Зимой часто расчищают снег до земли для разведения костра, реже — для установки палаток; делают проходы к костру и туалету, строят ветрозащитную стенку из снега и т.д.

После выбора места для бивака сразу же решите, где будет костер, если он планируется: тогда сразу же определятся и места для палаток. Палатки устанавливают не ближе, чем в 4—5 м от костра, чтобы на них не попадали искры.

Костры, естественно, не разводят на торфяниках, под кронами деревьев и на их корнях, вблизи скирд сена или соломы, вблизи строений. Желательно разводить костер на месте старого кострища. Костры нельзя разводить в лесопарках и пригородных зонах, зонах отдыха, на территории заказников и заповедников.

Организация ночлега летом и зимой занимает до двух часов; выбирать место поэтому приходится до наступления темноты. Особенно это важно в горах, так как в сумерках и ночью определить лавиноопасность места, выбранного для бивака, невозможно. В лесной зоне в горах надо располагаться подальше от лавинных просек. В открытой безлесной долине бивак можно устраивать под защитой скальных стен, на боковой террасе под скальными гребнями или на южных скальных склонах, свободных от снега, на средней части ледника подальше от лавиноопасных северных склонов, под свободным от снега склоном. Если останавливаться на закрытом леднике, то надо оградить участок, где возможны трещины. Лучше не располагаться в расщелинах с узким входом между камнями — он может быть завален снегом в метель. Для защиты от ветра палатку хорошо ставить под большим камнем или скалой, но без нависающего снежного карниза.

В горах надо учитывать особенности рельефа и погоды с тем, чтобы избежать попадания под камнепады, лавины, оползни, сели. Нельзя устраивать бивак на выступающих частях гребней, под карнизами и крутыми склонами, в кулуарах и устьевых частях их конусов, на свежих (или лежащих на ледовых склонах) осыпях, между сераками и в трещинах ледника в зоне активного движения льда.

Бивак должен быть рассчитан на внезапное ухудшение погоды. В преддверии грозы все металлические предметы надо уложить в 25—30 м от стоянки.

Весьма соблазнительно бывает защитить палатку от ветра, установив, ее под крутым склоном, береговым обрывом ручья или речки. Однако посмотрите, не нависает ли над склоном снежный карниз? В непогоду, в условиях плохой видимости, желание укрыться от ветра притупляет осторожность. Лучше построить снежную защитную стенку на открытом месте, на ветру, при пурге, чем быть задавленным обвалившимся карнизом.

В безлесных северных районах, в тундре, на льдах (Полярный Урал, Большеземельская тундра и др.) при ночлеге в палатках приходится всегда строить ветрозащитную стенку вокруг палатки из снежных блоков (пурга часто начинается внезапно). Поэтому не надо останавливаться в местах, где снег сдут или его глубина недостаточна для получения снежных “кирпичей”.

Есть разные мнения об удаленности стенки от палатки. Все же стенка установленная вплотную к палатке, лучше защищает се от ветра (рис. 1) при этом она будет более короткой, но с наветренной стороны нужно выложить дополнительную стенку для защиты входа палатки.

В горах при выборе места ночлега предпочтительны наиболее нагретые за день южные и западные склоны. Здесь надо выбрать сравнительно ровную площадку, желательно в лесу, укрытую от ветра. В лесу в холодное время температура на несколько градусов выше, а сила ветра меньше, чем на открытых местах. К утру разница в температурах и влажности в лесу и на открытых местах еще больше.

Рис. 1. Ветрозащитная стенка из снежных блоков

Во всех понижениях рельефа ночью скапливается холодный воздух. Палатки, навесы, шалаши лучше ставить на возвышениях, чтобы при дожде не залило палатку.

Ночевать в пойме реки не следует. Полосу, которая заливается паводковыми водами, можно определить по нагромождению бревен, отшлифованных водой веток, корней, травы. Особенно опасны острова между протоками, разливающимися по широкой пойме. В горных ущельях могут образоваться завалы из стволов, веток, корней. Накапливающаяся за ними вода прорывает завал и устремляется вниз валом высотой в несколько метров. Скорость подъема уровня воды даже в низовьях ущелья бывает такой, что уйти от паводка, особенно при устройстве ночлега на острове, невозможно.

При вынужденном выборе места ночлега на склонах надо придерживаться площадок на гребнях, но не в ложбинах, где возможен сход сорвавшихся камней. Зимой эти места лавиноопасны. Места падения камней обычно отмечены вмятинами на деревьях, следами ударов по казням с каменной крошкой и пылью вокруг.

Перед грозой (развитие полосатых кучево-дождевых облаков, духота, затишье) не останавливайтесь на гребнях хребтов и под выступающими над фоном леса высокими деревьями.

В густом лесу лучше избегать мест, где многие стволы деревьев обожжены молнией; чаще других деревьев молнии поражают дубы и каштаны, гораздо реже — буки, грабы, клены.

Надо внимательно осмотреть деревья у места предполагаемого бивака, выявить сухие и неустойчивые стволы, сухие нависающие ветки. Сильные порывы ветра могут сломать сучья, ветки, деревья.

Источник воды должен быть вблизи от места бивака. В сухое время (июль — сентябрь) источники могут оказаться пересохшими. При длительной засухе среднее и нижнее течение горных рек в местах гравийно-галечных отложений может пересыхать полностью, вода идет в толще наносов.

Вода может повстречаться в тенистых ущельях, где ложе ручьев выполнено скальным грунтом. Чаще источники находятся в истоках ложбин.

Рис. 2. Сбор адсорбционной воды

Место просачивания грунтовых вод — мочажину можно раскопать острым предметом (ледорубом) и дождаться отстаивания воды.

Близ источника яркость листвы больше. На воду могут указывать влаголюбивые растения — тростник, рогоз.

Если уровень воды лежит ниже, чем удается докопаться, то можно собрать адсорбционную воду при помощи пленки (рис. 2).

При выборе места бивака в водных походах желательно, чтобы берег реки был удобен для причаливания и выноса судов, имелась площадка для размещения судов, палаток, костра. Площадку желательно искать на продуваемых местах (при наличии гнуса) и на достаточной высоте (3—4 м) над уровнем воды, если возможен ее быстрый подъем. Это же надо учитывать при желании остановиться на острове. Выбирать место для бивака, дежурные начинают за полчаса до планируемого окончания рабочего дня, осматривая место с берега. Желательно использовать старые стоянки и кострища.

Даже следуя всем приведенным советам, нужно во избежание недоразумений и ложных обид помнить, что стремление к лучшей стоянке будет преследовать вас всю туристскую жизнь, но идеала достичь почти невозможно.

Дело в том, что при выборе стоянки действуют несколько открытых Феликсом Квадригиным [17] абсолютных законов. Основной закон стоянки суров и прост, как суровы и просты все законы природы: лучшая стоянка — в пятистах метрах.

Есть еще несколько второстепенных законов, которыми также нельзя пренебречь. Первых из них — закон “Полседьмого”, который означает, что лучшая стоянка попадается в полседьмого вечера.

Закон имеет еще два вывода: стоянка, которая попадается в полвосьмого, будет немного хуже, а после половины восьмого стоянки исчезают вовсе.

И опять же этот “закон”, как и приведенная ниже зарисовка [17] водного похода, не только шутка, но и действительность, пусть несколько утрированная. В жизни бывает как так, так и этак.

“Уже неоднократно отмечалось, что время от пяти до полдевятого вечера — настоящая роскошь. Солнце светит и даже греет, но не печет. Ветра — да что там ветра, ветерка! — ни малейшего. Вода — зеркальная витрина центрального универмага. Речка выпрямляется и течет ровно и спокойно. Оводов уже, а комаров еще нет. С берегов волнами накатываются густые вечерние запахи. Только сейчас вполне чувствуешь блаженство байдарочного похода!

Поэтому договорились еще дома, до похода, а после многоразовыми клятвами подтвердили уже в походе: ежевечерне идем от пяти до полдевятого. Ранее чем в полдевятого про остановку не упоминать. Даже не намекать! До полдевятого слова “стоянка” вообще нет в нашем языке. Нет — и все!

Но закон есть закон. И в 18.30 вы замечаете, что первая байдарка начинает блудливо вилять рулем. Те, которые идут впереди, естественно, усмотрели стоянку. И какую! Слов нет! Не описать! О такой стоянке мечтали вы, когда зимними долгими вечерами обсуждали будущий поход.

Между тем капитан первой байдарки, предварительно предупрежденный и запуганный Адмиралом, суровым рывком утихомирил волнение экипажа, рассудительно умалчивая, что сам также испытывает душевную вибрацию. Байдарка решительно проходит вперед. Колебания приостановлены! Соблазн преодолен! Но здесь потенциальную стоянку замечает вторая байдарка. Открытие сопровождается скрежетом ударяющихся весел, судно разворачивается поперек течения, на байдарку наталкивается остальная флотилия. Причина сбоя очевидна. После не очень дружных, но громких и воодушевленных возгласов стихийно возникает заговор против Адмирала, который, как правило, идет на последней байдарке.

Адмирал, который потерял бдительность из-за необыкновенной красоты пейзажа, не успевает сманеврировать и врезается в скопление судов.

— В чем дело? — не очень удачно разыгрывает он непонимание данного момента.

Радостными криками Адмиралу объясняют, что упустить такую стоянку могут только вконец безответственные и слишком высокого о себе мнения руководители. Таким образом, разговор сразу начинается в плане жестких и непримиримых противоречий между начальником и подчиненными.

— Нет, ты только посмотри, там в глубине, с воды даже видно, краснеют ягоды, грибы так и толпятся, а источник, нет, ты полюбуйся источником — ну что там твой “Самсон”!

Адмирал. Но нам сегодня еще километров двенадцать осталось. Народ (убедительно и неискренне). Завтра встанем в пять и наверстаем!

Адмирал (горько смеется). Вы? Встанете? В пять? Народ понимает, что дело проиграно. Адмирал дает команду:

— Вперед!

Через час появляются одна за одной две стоянки похуже. Капитаны байдарок, бросая заинтересованные взгляды на Адмирала, молчат и продолжают путь. Тем временем пейзаж неуклонно портится. Сначала отступает до горизонта, а потом исчезает лес. Сходит на нет кустарник. Заманчиво пологие берега.начинают подниматься, и наконец речка оказывается между двумя лентами абсолютно голых скал. В полдевятого ландшафт становится совсем уже зловещим. Правда, правый берег положи, но и с воды видно, что там черная трясина. На скалы же левого берега не то что байдарки вытаскивать, на них опытному альпинисту смотреть “морозно”.

Адмирал сильными гребками посылает свою байдарку вперед, и вся группа с печалью наблюдает, как в метрах в трехстах он суетливо пристает то к одному берегу, то к другому, как он вязнет в прибрежной топи или в лучшем случае отгоняет громким басом стадо коров, которые неизвестно откуда тут взялись, смутно качает головой, садится в судно и мчит дальше. Без четверти десять адмиральский силуэт четко вырисовывается на фоне громадного холодного месяца, слышен победный крик: “Зе-е-мля-я-я! ” Кавалькада медленно и утомленно подходит к облюбованному начальством месту.

Стоянка в самом деле — ничего. Леса, правда, не видно, топлива — тоже. Ближайшие кусты, нет, кустики, — метров за двести. Но очень, очень много следов пребывания коров, лошадей, гусей и еще каких-то неизвестных, но, судя по конкретным признакам, очень больших травоядных животных.

Но выбирать не приходится. Скорей бы поставить палатки, разжечь костер и сварить чего-нибудь! ”

В велопоходах, если группа обеспечена палатками, велосипеды пристраивают рядом с палаткой одной плотной группой. К первой машине прислоняется вторая так, чтобы заднее колесо второй было рядом с передним колесом первой и т.д. В ненастную погоду машины можно укрыть пленкой.

Для сохранности велосипеды надо запирать специальными замками. Можно также между стояками багажников или рамами крайних машин протянуть цепочку и повесить на ее концы замок.

Если предусмотрена городская экскурсия, ночевать лучше все-таки в сельской местности, не доезжая до города. Утром можно быть уже в городе, а затем, после знакомства с достопримечательностями, выехать из него, чтобы опять ночевать “на природе”.

В мотоциклетных походах место для ночлега желательно выбрать так,. чтобы после дождя можно было выехать на дорогу без посторонней помощи. Предпочтительны пригорки в сосновом лесу, где обычно песчаная почва и всегда сухо. Желательно, чтобы при выезде на дорогу не нужно! было преодолевать глинистый подъем. Отдыхать хорошо вдали от шумящей круглые сутки магистрали. Лучше избегать бродов, как бы ни было привлекательно место на той стороне; ночью может пройти дождь и утром преодолеть воду будет трудно.

В автомобильных походах, если группа путешествует на 4—5 автомобилях, можно останавливаться на ночлег в любом месте, установив дежурство. Можно останавливаться близ жилья, на территории дорожного мастера, школы, милицейского пункта, пожарного депо. Лучше всего останавливаться в кемпингах, где есть охрана и ряд удобств — очаг для приготовления пищи, душ, туалет. В кемпингах имеются смотровые ямы и мойки для автомобилей.

Разжигать костер, примус или плитку надо дальше от автомобиля, с таким расчетом, чтобы ветер дул от машины к огню.

Осматривать город лучше пешком, оставив автомобили на хранение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал