Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткое сравнение взглядов Фрейда и Адлера
Фрейд
| Адлер
| 1. Объективен
| 1. Субъективен
| 2. Физиологическое обоснование теории
| 2. Социальная психология
| 3. Акцент на причинности (каузальности)
| 3. Акцент на телеологии
| 4. Редукционизм. Индивид разделен на «части», которые являются антагонистическими друг к другу: например, Ид/Эго/Супер-эго, Эрос/ Танатос, сознательное/бессознательное
| 4. Целостность. Индивид неделим. Человек рассматривается как целое, и все «части» индивида (память, эмоции, поведение) подчиняются этой целостности
| 5. Изучение человека концентрируется вокруг внутриличностного, интрапсихического
| 5. Люди могут быть поняты только интерпер-
сонально, как социальные существа, живущие в окружающей среде и взаимодействующие с ней
| 6. Идеальную цель психотерапии составляет достижение внутрипсихической гармонии. «Где было Ид, там должно быть Эго»
| 6. Экспансия индивидуальности, самореализа-
ция, повышение социального интереса — идеальные цели для индивида.
| 7. Люди изначально «плохие». Цивилизация пытается «облагородить» их, и за это они должны заплатить высокую цену. Через терапию требования инстинктов
могут быть сублимированы, но не устранены
| 7. Люди не являются ни «хорошими», ни «пло-
хими», но, будучи твврческими, выбирающими существами, они могут выбрать, быть «хорошими» или «плохими» или теми и другими сразу, в зависимости от образа жизни и их оценки непосредственной ситуации и своих ресурсов. Благодаря терапии люди могут избрать жизненный путь самореализации
| 8. Люди являются жертвами как собственных инстинктов, так и цивилизации
| 8. Люди могут формировать как внешнюю,
так и внутреннюю среду. Они всегда имеют
возможность выбрать положение, в котором
справятся с жизненными обстоятельствами,
хотя не полностью распоряжаются судьбой и
не могут выбирать то, что случится с ними
| 9. Описание детского развития было косвенным и базировалось не на прямом наблюдении детей, а на свободных ассоциациях взрослых
| 9. Дети изучались непосредственно в семьях,
в школах и в семейных образовательных центрах
| 10. Подчеркивается значение эдипова комплекса и его разрешения
| 10. Подчеркивается значение состава семьи
| 11. Человек человеку — враг. Другие — наши соперники, и мы должны защищаться от них. Теодор Рейк (Reik) цитирует Нестора: «Если судьба сведет двух волков вместе... ни один не почувствует себя спокойно, потому что другой — волк; два человека, однако, могут никогда не встречаться в лесу, но могут подумать: другой может быть грабителем» (1948, р. 477)
| 11. Другие люди — mitmenschen, дружествен-
ные человеческие существа. Они такие же, как
и мы, наши сотрудники, наши помощники в жизни
| 12. Женщины испытывают чувство неполноценности, потому что они завидуют мужчинам, обладающим пенисом. Женщины — низшие существа. «Анатомия — это судьба»
| 12. Женщины чувствуют неполноценность
потому, что в наших культурах женщины унижены. Мужчины имеют привилегии, права, более высокий статус, хотя в настоящее время в европейской культуре эти позиции пересматриваются
| 13. Невроз имеет сексуальную этиологию
| 13. Невроз — это недостаток научения, продукт искаженного восприятия
| 14. Невроз — это цена, которую мы платим за цивилизацию
| 14. Невроз — это цена, которую мы платим
за недостаток цивилизации
| Источник: MosakH., 1989. Adlerian psychology. In: R. J. Corsini & D. Wedding (Eds) Currentpsychotherapies (p. 70). Itasca IL Peacock.
Психоанализ не используется многими консультантами из-за своей высокой стоимости и трудоемкости, а также потому, что не многие консультанты получили необходимое образование. Подход также неприменим для ряда категорий клиентов, с которыми работают большинство консультантов. Подход Адлера, напротив, широко применяется в школах и агентствах. Его популярность может быть приписана его оптимизму и результативности применения во многих ситуациях. Полное сравнительное резюме теорий Фрейда и Адлера приведено в табл. 8.1.
Данная страница нарушает авторские права?
|