Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право в системе социального регулирования. Нормативное, ненормативное и индивидуальное регулирование.






Ни одно общество не может существовать без упорядочивания поведения людей, введения его в определенные рамки, придания ему определенной направленности. Иными словами, исторически склады­вается и существует социальное регулирование, использующее нор­мативные и ненормативные регуляторы. При этом нормативное регу­лирование выступает как регулирование с помощью разнообразных норм, т. е. правил, масштабов поведения. Этими нормами могут быть: религиозные, моральные, политические, организационные, эс­тетические, правовые и т. д. Правовое регулирование отличает высокий уровень формализа­ции, иерархичности, целостности, процессуальности и гарантиро­ванности. За счет провозглашения формального равенства и наде­ления участников субъективными правами и юридическими обязан­ностями правовое регулирование способно противостоять произво­лу, а право оказывается символом свободы и справедливости.

Ненормативное регулирование разграничивается на ценностное (осуществляемое на основе сложившихся ценностей), директивное (здесь используется прямое указание, при­каз, директива, связанные с достижением цели или решением зада­чи) и информационное (информированность, обеспечиваемая СМИ, используется при решении конкретных социальных и личных про­блем). Ненормативные регуляторы часто дополняют (усиливают или снижают) действие нормативного регулирования. В системе социаль­ного регулирования заметно стремление обеспечивать соединение нормативного и ненормативного регулирования. В частности, в пра­вовом регулировании сегодня просматривается соединение норматив­ного и ценностного регулирования, не говоря уже об использовании директивного регулирования в управлении, при разрешении экстре­мальных ситуаций и др.

Социальное регулирование связано не только с использованием нормативного и ненормативного регулирования. Зачастую необходи­мо эти разновидности регулирования дополнять индивидуальным регулированием, т. е. связанным с принятием индивидуальных реше­ний. В правовом регулировании существует настроенность на уста­новлении жесткой связи нормативного и индивидуального регулиро­вания. Иными словами, здесь индивидуальное регулирование может выступать только как поднормативное регулирование.

 

12. Нормативний, соціологічний, філософський підходи до права. Визначення права.

Сущность — это внутреннее содержание предмета, вы­ражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Определение сущности права, в конечном сче­те, сводится к ответу на три вопроса: «Кто создает право? Кому оно должно служить? Каким образом проявляется сущность права?». Представители разных школ права по-разному отвечают на эти вопросы.

Сторонники социологического направления по аналогии с сущностью государства выделяют два аспекта в сущности права: классовый и общесоциальный. Каждый из них пре­обладал в определенный период исторической эволюции. Общесоциальная сущность права состоит в том, что право выражает согласованную волю населения, сформированную в результате взаимных уступок. Право создавалось людьми для удовлетворения потребности в урегулировании и пред­сказуемости социальных взаимодействий в условиях нера­венства. Люди не могут существовать, не взаимодействуя,

не создавая коллективов и организаций. Однако в боль­шинстве своем интересы и потребности людей не совпадают, поскольку все люди обладают различными способностями, имеют разное материальное и социальное положение.

Вследствие этого их совместная деятельность предпола­гает наличие четких правил, определяющих равный и всеобщий масштаб поведения. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям предсказу­емость, управляемость, а всему обществу — стабильность и упорядоченность его жизни.

Классовая сущность права состоит в том, что оно выра­жает волю господствующей социальной общности (касты, сословия, класса). Впервые право с волей правящей группы связал Т.Гоббс, говоря, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». В дальней­шем эту идею восприняли К.Маркс и Ф.Энгельс, уточнив, что право «есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяет­ся материальными условиями его жизни».

На различных этапах развития общества классовый аспект может доминировать, влиять на общую направлен­ность правового регулирования, либо отступать на второй план. Для современного этапа развития права характерно расширение его общесоциального содержания.

Сторонники естественно-правового подхода к праву видят сущность права исключительно в его общечеловечес­ком содержании, в закреплении правом ценностей инди­видуальной свободы, независимости и безопасности. Право выступает как формализованное добро, справедливость, милосердие, гуманизм.

Нормативистское понимание абстрагируется от соци­альных характеристик права и потому связывает сущность права исключительно с волей государства. Так, по опреде­лению русского юриста В.М. Хвостова правом являются «те нормы поведения, которые взяты под защиту государст­вом». Назначение права состоит в том, что оно является государственно-властным нормативным регулятором об­щественных отношений и поведения людей, согласования их интересов, примирения конфликтов.

С каких бы позиций не оценивалась сущность права, она проявляется через такие качественные черты права, как его признаки, принципы, функции.

В праве, как сложной категории, можно выделить юри­дическую и социальную сторону. В сугубо юридическом смысле слова право — это система общеобязательных, формально определенных, установленных и обеспечивае­мых государством правил поведения. Право как социальное явление представляет собой регулятор общественных от­ношений. Через формальное закрепление меры свободы, равенства и справедливости право выражает единство об­щесоциальных и групповых интересов.

Право — это система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающая меру свободы и справед­ливости, достигнутую в данном обществе, и служащая для регулирования общественных отношений.

Сущность и ценность права как явления социального порядка проявляется через его признаки:

1) общеобязательность. В отличие от иных социальных норм правовые предписания адресованы всем субъектам права и обязательны для них;

2) нормативность. Право состоит из правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведения людей;

3) формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде, они имеют оп­ределенную логическую структуру. Право устанавливает определенные рамки поведения субъекта, четко формули­руя его права и обязанности;

4) системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм;

5) связь с государством. Право связано с государством, прежде всего, тем, что правовые нормы устанавливаются или официально признаются государством. Право охраня­ется государственным принуждением;

6) регулятивность. Право выступает в качестве регу­лятора общественных отношений, и в этом состоит его главная социальная ценность;

7) выражение меры свободы и справедливости. Право нередко называют математикой свободы. Действительно, право воплощает основные права и свободы человека, пре­доставляет человеку легальную возможность реализовать свои интересы. Кроме того, оно устанавливает баланс меж­ду поведением человека и его социальным положением (справедливость);

8) процедурностъ. Процедура, то есть установленный порядок и последовательность действий, предусмотрена как для издания, так и для реализации юридических норм;

9) компромиссный характер. Право по своей природе есть инструмент социального компромисса, своеобразного договора в масштабе общества.

 

13. Правові системи. Національні, інтегративні й міжнародна правові системи.

Правовая система — это объективное, исторически за­кономерное правовое явление, которое включает в себя взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодейству­ющие компоненты: право и воплощающее его законодатель­ство, юридические учреждения, юридическую практику, субъективные права и обязанности, правовую деятельность и правоотношения, правосознание и культуру, правовую идеологию и др.

Понятия правовой системы и системы права не тождест­венны. Правовая система — это обобщающее понятие, включающее в себя все позитивные явления, связанные с правом. Система права является базовым составным эле­ментом правовой системы.

Структура правовой системы общества включает не­сколько подсистем (блоков):

1) институциональный блок составляют субъекты права — физические и юридические лица, государство, социальные общности. Без существования этого блока пра­во бессмысленно;

2) нормативный блок включает правовые нормы (сис­тема права);

3) функциональный блок представляет собой правовое поведение во всем его многообразии (правотворчество, правореализация, правоприменение, юридическая практика, правовое воспитание);

4) идеологический блок включает правосознание и пра­вовую культуру (личности, группы, общества);

5) коммуникативный блок устанавливает и интегриру­ет связи между остальными блоками правовой системы. Они воплощаются в категориях законности и правопорядка.

Современная типология права — сравнительно новая отрасль юридического знания, представляющая собой уче­ние о типах правовых систем.

Тип (семья) правовой системы — совокупность нацио­нальных правовых систем, основанная на общности источ­ников, структуры права и исторического пути его форми­рования.

Задачей типологии является установление типовой при­надлежности правовой системы того или иного народа (государства), а также сравнительное исследование и клас­сификация правовых систем. Типология правовых систем создает «правовую карту мира», показывающую, к каким правовым типам (семьям) принадлежат правовые системы народов земного шара.

Критерии классификации правовых систем:

1) единство генезиса. Правовые системы, принадлежащие к одному типу, имеют общие исторические корни, в частно­сти, общие памятники права базируются на одних и тех же правовых началах, развивались в сходных условиях;

2) общность форм права и их соотношения. Например, для стран романо-германской правовой семьи основным источником права является нормативно-правовой акт. Все иные формы права играют подсобную роль;

3) единство структуры системы права и нормы права. Например, для романо-германского типа права характерно деление системы права на частное и публичное, на отрасли и институты, структура нормы права имеет единообразный трехзвенный характер;

4) единство идеологических (философских, политичес­ких, религиозных) основ и принципов права. Например, для романо-германского типа права характерна доктрина верховенства закона, а для религиозного типа — доктрина верховенства религиозных норм в системе социального регулирования;

5) единство юридической техники, т.е. унифицирован­ная терминология или, по крайней мере, общие подходы к ее формированию, сходные категории, конструкции и по­нятия. Например, для романо-германской семьи характер­но использование римской юридической терминологии;

6) сходство правовых учреждений и правовой практи­ки. Например, для романо-германской семьи характерна правоприменительная деятельность судей, а для англо­американской — правотворчество судей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал