Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные психопатологические синдромы






 

психопатологические синдромы Краткая характеристика Особенности у детей
  Неврозоподобные синдромы  
Астенический Включает ощущения слабости и повышенной утомляемости с эмоциональной неустойчивостью, психической и физической гиперестезией. Больные пессимистически оценивают свое будущее, стремятся подчеркнуть утрату своей энергии и прежних способностей, преувеличивают тяжесть болезненных переживаний. Характерны обидчивость и раздражительность, чрезмерная сентиментальность. Переживания окрашены чувством тревоги. Отмечаются функциональные соматовегетативные нарушения. Встречается при неврозах, соматических заболеваниях, органических поражениях головного мозга. Характеризуется стойкостью признаков, не менее трех месяцев; у детей на первый план нередко выступают соматовегетативные нарушения. Возможно присоединение разнообразных обсессий, которые не занимают ведущего положения. при невротическом астеническом синдроме всегда возможно установление его возникновения в связи с психотравмирующей или истощающей ситуацией, с тяжестью которой коррелирует длительность синдрома. Гиперстенический вариант астенического синдрома проявляется в виде двигательного беспокойства, расторможенности. Сопровождается капризностью. Повышенной возбудимостью, раздражительностью, вплоть до агрессии. Характерна диссомния. Нередко гиперстенический вариант астенического синдрома непосредственно переходит в него, представляя как бы его начальную фазу.
Обсессивно-фобический Навязчивые состояния (обсессии) характеризуются непроизвольным и непреодолимым возникновением мыслей, представлений, сомнений, страхов, влечений, двигательных актов. Появление навязчивостей субъективно неприятно, происходит при сохраняющемся (в отличие от бреда) понимании болезненности этих нарушений и критическом к ним отношении наблюдаются при неврозах, шизофрении, органических заболеваниях ЦНС. Выделяют обсессивные состояния (навязчивые мысли, идеи, представления), которые бывают аффективно нейтральными (бесплодное мудрствование, навязчивое воспроизведение в памяти имен и т.п.) и могут сопровождающиеся тягостным аффектом (непреодолимая потребность выкрикивать циничные слова, представлять в деталях обстоятельства смерти родственников). Навязчивые страхи (фобии), например, боязнь открытых пространств и закрытых помещений, и компульсивные расстройства (навязчивые влечения и действия), которые проявляются навязчивым влечением к совершению бессмысленных, а иногда опасных действий, обычно противоположных чувствам и желаниям больного (контрастные влечения) Навязчивые действия совершаются против желания, напоминают естественные, но утратившие свой смысл жесты и движения. Ритуалы – навязчивые движения и действия, имеющие значение заклинания и носящие защитный характер. Ритуалы обычно выступают совместно с фобиями, навязчивыми сомнениями и опасениями, для предупреждения мнимого несчастья. Различные виды навязчивых состояний встречаются при неврозах, патологии личности, шизофрении, реактивных состояниях. Наиболее частымивдетскомвозрасте являются навязчивые страхи. Вне периода обострения дети стараются избегать контакта с предметами своих страхов, при этом обнаруживаяосознание болезни.Иногда страхи становятся настолько сильными. Что на короткое время критическое отношение к ним утрачивается. Особое место занимают навязчивые страхи за жизнь и здоровье родителей. Для каждого ребенка доминирующее значение приобретают различные опасности, содержание которых и составляет навязчивые страхи. Они возникаютдаже у детей 3-4 лет, но наиболее характерны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. У младших детей навязчивые страхи имеют рудиментарный характер.
Истерический (диссоциативное, конверсионное расстройство) Возникает в экстремальных или конфликтных ситуациях. Он включает обратимые по своей природе нарушения, отличающиеся разнообразием симптомов и их сочетаний, которые нередко имитируют проявления различных неврологических и соматических заболеваний. Это истерические парезы, параличи, астазия-абазия, гиперкинезы, алгии, анестезии, слепота, глухота, спазмы, обмороки, припадки, яркие образные видения, расстройства сознания и др. Отличительной чертой истерической симптоматики является театральность, демонстративность проявлений. Их возникновение нередко сопровождается истерическим припадком, который длится от нескольких минут до нескольких часов и характеризуется разнообразными двигательными проявлениями. В отличие от эпилептического припадка при истерических пароксизмах не наблюдается внезапного падения (больные опускаются постепенно), сохранены реакции зрачков на свет, а также ресничные и роговичные рефлексы, обычно не бывает прикуса языка и непроизвольного мочеиспускания. Истерические симптомы могут сочетаться с другими невротическими проявлениями – фобиями, навязчивостями, сенестопатически-ипохондрическими и аффективными расстройствами. К типичным истерическим симптомам относятся психогенная рвота, истерический метеоризм с явлениями ложной беременности; сердцебиения, болевые ощущения в области сердца, имитирующие приступ стенокардии или инфаркт миокарда; спазмы в горле, напоминающие проявления бронхиальной астмы (псевдоастматические приступы). Истерическая симптоматика чаще всего наблюдается при психогениях (реактивные психозы, неврозы), но может возникать и при других заболеваниях (шизофрения, инволюционные психозы и др.). В целом, неврозоподобным состояниям, наблюдающимся в рамках эндогенных психозов, свойственны больший полиморфизм проявлений и тенденция к дальнейшему расширению симптоматики, абстрактное, причудливое, а подчас и нелепое содержание страхов и навязчивостей, немотивированная тревога. Является механизмом патологической защиты от трудных ситуаций. особенность динамики истерической симптоматики - ее смягчение или исчезновение при выполнении требований ребенка и наоборот. У детей до 3-4 лет довольно часто встречаются аффект-респираторные приступы. Наиболее распространенное истерическое расстройство у детей дошкольного возраста – приступ «двигательной бури», возникающий на высоте отрицательного аффекта. У детей младшего школьного и, реже, дошкольного, возраста отмечается особая форма речевых расстройств – психогенный мутизм, который нередко носит элективный характер. Другие формы истерических нарушений, характерные для взрослых (истерические парезы, параличи, астазия-абазия, гиперкинезы), встречаются у детей не часто. Редки у детей и сенсорные нарушения – гипо- и гиперестезия, амавроз.
  Бредовые синдромы Включают в себя широкий круг расстройств, которые часто сочетаются с другой симптоматикой. Клиническая диагностика бреда у детей невозможна ранее формирования «Я», хотя в раннем возрасте может встречаться широкий круг симптомов, обычно имеющий место в структуре бредовых расстройств. У дошкольников, в силу возрастных особенностей психики, уровня самосознания и его вербального выражения особую важность приобретает многосторонняя диагностика. Наиболее часто у детей встречаются острое бредовое состояние, синдром бредовой настроенности, острый галлюцинаторно-бредовый синдром, острый паранойяльный синдром, паранойяльный синдром с анорексией, паранойяльный синдром с дисморфоманией, паранойяльный синдром с метафизической интоксикацией, паранойяльный синдром с бредом чужих родителей.
Паранойяльный синдром Характеризуется интерпретативным бредом, обнаруживающим тенденцию к постепенному расширению и систематизации. При этом, хотя в содержании бреда и отражаются взаимоотношения, с которыми нередко приходится встречаться в обычных жизненных ситуациях, структура бреда создается на основе доказательств, обнаруживающих субъективную логику с односторонней трактовкой фактов. Так, в случаях кверулянтского (сутяжного) бреда больные ведут бесконечные тяжбы, обличают своих врагов; при бреде реформаторства и изобретательства разрабатывают различные проекты, конструкции вечного двигателя и др. Темой бреда может быть ревность; ипохондрия, бред отравления и преследования, когда возможен переход к активной защите от «врагов», что иногда приводит к актам агрессии. Острое бредовое состояние у детей 5-8 лет начинается с боязливого настроения с бредовой настроенностью. Чувственный бред кратковременен, рудиментарен, трудно выделяем из-за недостаточного осознания, неотчетливой вербализации. Характерен аффект недоумения, иллюзии, лабильная боязливость. Страх маскируется слезливостью, капризами; истериоморфным поведением с грубой требовательностью, агрессией, злобностью, легко переходящими в трудно купируемую ажитацию с вегетативными расстройствами. В 8-9 лет формируются боязливо-бредовые состояния с элементарным чувственным бредом обыденного содержания (идеи отношения, бред чужих родителей, ипохондрический бред), отсутвует интерпретативный компонент бреда, затруднена вербализация. У подростков преобладают рудиментарные боязливые состояния с бредовой настроенностью и чувственным бредом. Отмечаются отчуждение, недоверчивость, замкнутость, аффект и состояние в целом более стабильны. Бред этапен. Вербализация бредовых переживаний почти полная (бред отношения, влияния, значения). Характер фабулы бреда остается обыденным, у мальчиков преобладает бред фантастического содержания, у девочек – эротического или сказочного.  
Параноидный синдром, параноид (синдром Кандинского – Клерамбо) Представляет собой совокупность бреда преследования и воздействия с псевдогаллюцинациями и явлениями психического автоматизма. Различают идеаторные, сенсорные, моторные автоматизмы. Больные убеждены, что кто-то или какое-то явление влияет на них извне с помощью электричества, атомной энергии, лучей лазера и т. п., воздействует на их мысли, руководит поступками, гипнотизирует. Возникает чувство отчуждения, утраты принадлежности себе собственных психических актов, мыслей, чувств, поступков. Желания, влечения, интересы и мысли больных становятся достоянием окружающих (симптом открытости). У них «вызывают» воспоминания, радость, неприязнь, злобу, различные неприятные ощущения. Движения и действия также приобретают характер сделанных (двигают ногами и языком, вызывают гримасы, поворачивают голову). Изредка отмечаются симптомы открытости без других проявлений данного синдрома при остром бредовом состоянии. Острый галлюцинаторно-бредовый синдром у подростков нередко характеризуется сочетанием чувственного бреда с явлениями психического автоматизма, переживаниями овладения, воздействия. Открытости. Становится возможным формирование всех видов психического автоматизма. Делается отчетливым ментизм, открытость и звучание мыслей, явление «разматывания воспоминаний».
Парафренный синдром Это сочетание фантастического бреда величия с бредом преследования, воздействия и разнообразными явлениями психического автоматизма. В клинической картине преобладают идеи величия, мирового могущества, обычно формирующиеся на фоне приподнятого настроения. Больные убеждены в своем высоком предназначении, особой миссии. Они объявляют себя властителями земли, присваивают высокие награды и ордена, «обладают даром предвидения», «гениальными способностями»; никаких препятствий для реализации их идей не существует. Значительное место в структуре парафренного синдрома занимают ложные, вымышленные больным воспоминания (конфабуляции). Бред наблюдается при шизофрении, органических, сосудистых и атрофических заболеваниях ЦНС, эпилепсии, психогенных, симптоматических и других психозах. В детском возрасте не встречается.
Галлюцинаторно-бредовый синдром Бредовые нарушения нередко сочетаются с другой психопатологической симптоматикой (галлюцинаторные обманы восприятия) При остром галлюцинаторно-бредовом синдроме в 3-5 лет отмечается остро возникающий страх, тревога, иллюзорные и галлюцинаторные расстройства с преобладанием зрительных и тактильных обманов. Возможно наличие невербализуемого чувства неприязни к родным. В 6-8 лет наряду с указанной симптоматикой отмечается расширение круга галлюцинаций (от акоазмов до сложных вербальных галлюцинаций). В 9-10 лет возникают псевдогаллюцинации вне связи с просоночными состояниями. Возможно сочетание зрительных и тактильных обманов с бредом метаморфоза; присутвуют ложные узнавания, двойная ориентировка, идеи двойника. Сохраняется чувство неприязни к родным, которое поддается вербализации. Бред занимает незначительное место в структуре синдрома.
  Галлюцинаторный синдром  
Галлюцинаторный синдром В течение достаточно продолжительного времени проявляется почти исключительно обильными галлюцинациями и протекает без нарушения сознания. Различают слуховой, зрительный и тактильный (ощущение ползания под кожей червей, насекомых, микробов) галлюцинозы. При слуховом (наиболее часто встречающемся) галлюцинозе вербальные галлюцинации возникают в виде монолога или диалога; обманы восприятия носят комментирующий или императивный характер. В последнем случае возможны тенденции к самоповреждению или даже суицидальные попытки, а также акты агрессии по отношению к окружающим. В процессе развития заболевания нередко присоединяется обонятельный галлюциноз (дурные запахи в восприятии больного исходят как от собственного тела, так и от окружающих предметов); наблюдается также трансформация галлюцинаторного синдрома в параноидный. Возникает при шизофрении, органических и сосудистых заболеваниях ЦНС, симптоматических психозах, интоксикациях, эпилепсии. У детей, начиная с 10-12 лет, отмечается в рамках различных заболеваний (шизофрения, затяжные ревматические психозы, хронические арахноидиты и энцефалиты различной этиологии). Возможны невыраженные, рудиментарные проявления вербального и зрительного галлюциноза. Вербальный галлюциноз чаще выражается императивными галлюцинациями (с приказом убить себя, оказаться от еды, ударить близких и т.д.), комментирующими, в виде окликов. Галлюцинации могут в виде монолога и диалога. Содержание галлюцинаций может быть и безразличным, беспредметным. При некоторых формах энцефалитов наблюдаются затяжные зрительные, тактильные и другие виды галлюциноза.
  Аффективные синдромы  
Депрессивный синдром Характеризуется болезненно пониженным настроением, тоской, интеллектуальным и моторным торможением затруднение течения мыслей, потерей интереса к профессиональной деятельности, замедление движений вплоть до полной обездвиженности – депрессивный ступор. Пессимистическое мировосприятие при депрессии сопровождается тревогой, чувством вины, идеями малоценности, приобретающими в тяжелых случаях характер бреда самообвинения или греховности, суицидальными идеями и тенденциями, К наиболее типичным признакам депрессии относится изменение интенсивности симптоматики на протяжении дня – наибольшее усиление проявлений в утренние часы и улучшение состояния к вечеру. Наблюдаются также нарушения сна, менструального цикла, снижение аппетита, сопровождающееся похуданием. Выделяют различные варианты депрессивного синдрома. Например, при истерической депрессии превалируют истерически окрашенные аффективные расстройства, явления утрированного отчаянья с рыданиями, судорогами, конверсионной (астазия-абазия, тремор, афония) и диссоциативной (амнезия, истерические галлюцинации) симптоматикой. Нередки демонстративные попытки самоубийства, возникающие по типу «суицидального шантажа». В младенческом возрасте субдепрессивная и депрессивная симптоматика проявляется в виде сниженного фона настроения (тоскливое выражение лица, длительный монотонный плач; слабо выраженный или не возникающий комплекс оживления; выраженное снижение фона настроения сразу после пробуждения). Отмечается более или менее выраженная двигательная заторможенность или беспокойство. Возможны двигательные стереотипии типа яктаций. Речевая заторможенность проявляется в уменьшении гуления и даже прекращении гуления, беззвучном плаче. Замедление мышления у малышей проявляется в том, что они не сразу и не всегда выполняют усвоенные ранее простые действия. У дошкольников и младших школьников субдепрессивная и депрессивная симптоматика проявляется в форме соматовегетативных и двигательных нарушений. Дети становятся вялыми, заторможенными, капризными; отмечаются диссомнии; утрачиваются навыки опрятности (энурез и/или энкопрез). Могут быть жалобы на ухудшение памяти, внимания, трудности усвоения нового, снижение успеваемости. Отмечаются конфликты с окружающими, нарушения поведения. повышается уровень тревоги. В качестве компенсации возникают т.н. вредные привычки, могут появиться рудиментарные идеи отношения и самоуничижения. У мальчиков чаще присутствует дисфорический компонент, агрессия, протестные реакции. У девочек преобладает грусть, пассивность, элективный мутизм. Указанные гендерные особенности сохраняются в препубертате и пубертате.
Маниакальный синдром Характеризуется болезненно повышенным настроением, сочетающимся с необоснованным оптимизмом, ускоренным мышлением и чрезмерной активностью, Мании чаще всего возникают в рамках эндогенных психозов (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения), органических заболеваний ЦНС, а также при некоторых интоксикациях; наблюдаются психогенно провоцированные мании, Больным свойственны переживания радости, счастья, переоценка собственных возможностей, иногда достигающая уровня идей величия. Легкость образования ассоциаций, гипермнезия (обострение памяти с наплывом воспоминаний) сочетаются с повышенной отвлекаемостью и поверхностностью суждений, Отмечаются многоречивость, стремление к постоянному расширению сферы деятельности и контактов, При этом нередко обнаруживаются повышенная раздражительность, конфликтность (гневливая мания), Больные совершают необдуманные поступки, бессмысленно тратят деньги, Сон, как правило, нарушен (сокращение часов сна с ран- ним пробуждением), аппетит повышен; нередко повышается сексуальность, нарушается менструальный цикл, Нерезко выраженная мания (гипомания) часто сочетается с многообразными соматическими симптомами, алгиями, невротическими проявлениями. Аффективные синдромы развиваются при МДП, шизофрении, инфекционных заболеваниях, интоксикациях. Маниакальные и гипоманиакальные состояния у детей протекают атипично. На первых годах жизни на фоне повышенного настроения возникают двигательные нарушения в виде расторможенности, стереотипий, гримас, неустойчивого внимания. Отмечаются инверсии сна. Возможна расторможенность влечений в виде булимии и онанизма. В дошкольном и младшем школьном возрасте маниакальные и гипоманиакальные состояния протекают в виде монотонно повышенного настроения с быстрой переключаемостью внимания, переоценкой своих физических и интеллектуальных способностей, утратой чувства дистанции, падением успеваемости. В общении сочетается дружелюбие и повышенная конфликтность. При выраженном маниакальном состоянии отмечается назойливость, расторможенность, хвастливость; ускоряется мышление (скачка идей), речь становится отрывистой, хриплой, теряется ее содержательная сторона. Диагноз маниакального состояния можно поставить лишь при наличии длительно повышенного фона настроения, на фоне которого отмечаются грубые нарушения поведения, двигательная расторможенность и импульсивность действий.    
  Синдромы двигательно-волевых нарушений  
Кататонический синдром Протекает с преобладанием двигательных нарушений – ступора или возбуждения, нередко сменяющих друг друга. Кататонические синдромы разделяют на онейроидные и люцидные. Онейроидная кататония протекает с явлениями либо возбуждения, либо ступора с восковой гибкостью и характеризуется онейроидным помрачением сознания. Люцидная (т. е. светлая, без помрачения сознания) кататония протекает чаще с явлениями импульсивного возбуждения или ступора с негативизмом и оцепенением, сопровождающимся резким мышечным напряжением с длительным сохранением одной и той же позы, чаще внутриутробной. Чаще всего наблюдаются при шизофрении, но могут также возникать при симптоматических и органических психозах. Развернутая клиническая картина кататонического ступора или возбуждения возможна. Начиная с подросткового возраста. Нарушения кататонического типа и рудиментарные проявления кататонического синдрома возможны уже в возрасте 1-3 лет. Более отчетливые кататонические расстройства обнаруживается у детей старше 3-5 лет. Кататонические расстройства, несмотря на их рудиментарность, у детей преобладают. В редких случаях у детей старше 3-5 лет они могут сочетаться с другой симптоматикой – аффективными, галлюцинаторными расстройствами, состояниями измененного сознания, близкими к онейроидному. Среди них можно выделить онейроидные и люцидные. В отличие от взрослых у детей преобладает кататоническое возбуждение. Для всех видов кататонических синдромов характерны неполная развернутость. Сменяющийся мышечный тонус (от гипотонии к гипертонии), нестойкость состояний оцепенения и восковой гибкости, в возрасте 5-7 лет – практическое отсутвие негативистического ступора с оцепенением, неполная идентичность пересеверативных движений (из-за незрелости моторики), проявления регресса. При этом типичны насильственность и повторяемость движений, невозможность их произвольного прекращения и регуляция извне. Возбуждение прерывисто, затухает и возобновляется без внешних побудителей. С возрастом, особенно после 5 лет, кататонический синдром усложняется за счет проявлений амбитендентности, истинных стереотипий, мутизма. В речи постепенно обнаруживаются сменяющие искажения звукопроизношения, неологизмы, контаминации, эхолалия, фонографизм, негативистические ответы «наоборот», речевое возбуждение в виде речевого напора. Кататонический ступор (без явного мышечного оцепенения) наиболее отчетливо проявляется у детей старше 7 лет. Данное состояние может прерываться импульсивным кататоническим возбуждением.
Апатико-абулический синдром Характеризуется постепенным развитием апатии (безразличия) и абулии (безволия). Больные бездеятельны, равнодушны, не проявляют интереса к окружающему. Отсутствуют планы на будущее, стремление к познавательной деятельности, забота о родных и самих себе. Несколько дольше сохраняются реакции гнева, голода, половые функции. Данный синдром встречается при шизофрении, в рамках психоорганического синдрома. При легких проявлениях ребенок адинамичен, предпочитает не покидать квартиру, комнату; не проявляет интереса к окружающему. Любая деятельность малорезультативна, особенно интеллектуальная. Нарушаются навыки опрятности. Сужается круг общения. При выраженном апатико-абулическом синдроме комплекс апатических, абулических и адинамических проявлений может достигать степени апатического ступора. В рамках психоорганического синдрома может иметь стационарный или прогредиентный характер. Конечным этапом трансформации апатико-абулического синдрома при этом является формирование апатического, органического дефекта психики, при котором апатико-абулические расстройства сочетаются с мнестическими нарушениями и расстройствами ориентировки (см. Корсаковский амнестический синдром). У детей и подростков апатико-абулический синдром чаще встречается при шизофрении, где может носить прогредиентный или стационарный характер.
  Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств  
Корсаковский амнестический синдром Психопатологический симптомокомплекс, в котором ведущее место занимают расстройства памяти на текущие события. Больные не запоминают обстановки, окружающих лиц, не ориентируются в месте и времени, не помнят, с кем они только что разговаривали, чем занимались, но могут рассказывать о своем участии в событиях, которые якобы только что происходили и которых, на самом деле не было (псевдореминисценции и конфабуляции обыденного содержания). Внешне поведение больных упорядоченное, отмечаются лишь малоподвижность, отсутствие инициативы. Настроение чаще безразличное, иногда сниженное, со слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью; в ряде случаев – благодушно-приподнятое (эйфория). При грубом расстройстве запоминания (фиксационная амнезия в сочетании с антеро – и частично ретроградной амнезией) сохраняются память на события, происходившие до болезни, на профессиональные знания, прежний опыт, мышление как бы обусловлено только внешними впечатлениями, отсутствует внутренняя активность, направленность на достижение определенной цели. Больные сохраняют способность разумно рассуждать, делать верные умозаключения, если не требуется опоры на воспоминания о текущих событиях. Наблюдается при органических поражениях мозга, вызванных интоксикациями, травмами, инфекциями, алкогольным полиневритическим психозом (корсаковский психоз), опухолями, инсультами. У детей и подростков, в отличие от взрослых, дезориентировка не достигает выраженных степеней, а конфабуляции не возникают наплывами. Корсаковский амнестический синдром у детей и подростков достаточно редкое явление, но может встречаться при инфекционных заболеваниях головного мозга, в подостром периоде черепно-мозговой травмы, после состояний клинической смерти и при поражении сосудов головного мозга.
Дементный синдром Характеризуется болезненным процессом выпадения тех или иных психических функций вследствие диссоциации (распада интегративной деятельности) ЦНС. Парциальная (дисмнестическая) деменция характеризуется ослаблением памяти, причем в первую очередь выпадают события недавних дней, свежеприобретенные знания и лишь затем стираются из памяти события далекого прошлого. Амнестические расстройства сочетаются с эмоциональным недержанием, слезливостью, слабодушием. Расстройства запоминания могут достигать степени амнестической дезориентировки, когда больные не могут найти свой дом, не узнают знакомых и даже родственников. Возникновение таких нарушений обычно сопровождается значительным снижением критики, эмоциональным снижением, нарастающей черствостью, сварливостью, раздражительностью. Тотальная (паралитическая) деменция определяется грубым снижением всех форм познавательной деятельности, нивелировкой индивидуальных свойств личности, слабостью суждений, стойкой эйфорией. Поведение неадекватно сложившейся ситуации; больные некритичны, часто совершают нелепые поступки. Распад личности (маразм) проявляется утратой контактов с окружающими, неопрятностью, прожорливостью в сочетании с кахексией. Больные беспомощны, прикованы к постели. Наряду с описанными грубыми изменениями психики выделяют легкие формы негативных изменений. К их начальным проявлениям относятся психическая астенизация, психопатоподобные изменения. При снижении уровня личности наряду с повышенной утомляемостью и явлениями раздражительной слабости отмечаются также общее снижение психической активности, сужение круга интересов, постепенная нивелировка индивидуальных характерологических свойств. Итак, в рамках дементного синдрома, формирующегося в результате органического поражения ЦНС, травм головного мозга, энцефалопатии, интоксикаций, атрофических и сосудистых процессов, могут произойти выраженные изменения психики вплоть до различной степени приобретенного слабоумия (деменции) и даже распада личности (маразм). Деменция – этостойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медлен­ное прогрессирование болезненного процесса. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
Синдром олигофрении Олигофрения — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие раз­личных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций природовой па­тологии, органического поражения центральной нервной систе­мы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер.По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49), тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20). Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выде­ляют неосложненные и осложненные формы олигофрении. Ослож­ненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразви­тия мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых фун­кций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных пред­ставлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.
  Синдромы расстройства сознания Синдромы расстройства сознания можно констатировать, если есть сочетание следующих психопатологических признаков нарушения сознания: 1. неотчетливость восприятия окружающего, его фрагментарность, затруднение фиксации образов восприятия; 2. та или иная дезориентировка во времени, месте, непосредственном окружении, самом себе; 3. нарушение связности, последовательности мышления в сочетании с ослаблением суждений; 4. расстройство запоминания происходящих событий и субъективных переживаний, ведущее к последующей амнезии периода помраченного сознания.  
  Синдромы выключения сознания (оглушение)  
Обнубиляция   Характеризуется повышением порога возбудимости и обеднением психической активности в виде замедления психических процессов в целом, затруднением контактов с окружающим. По выходе – частичная амнезия. Частота оглушения в детской практике значительно выше, чем у взрослых. У детей 3-4 лет оно представляет собой наиболее частую форму нарушения сознания. Обнубиляция характеризуется постепенным «отключением» ребенка, развивающейся сонливостью. Длительность – от нескольких минут до нескольких дней. Характеризуется частыми кратковременными наплывами.  
Сомноленция Характеризуется повышением порога возбудимости и обеднением психической активности в виде замедления психических процессов в целом, затруднением контактов с окружающим. По выходе – частичная амнезия. Сомноленция представляет собой состояние полусна или собственно сонливость с сохранением речевого контакта. Контакт непродолжительный. Кратковременный, больной быстро «отключается». Основным проявлением сомноленции является аспонтанность.
Сопор Выражается в глубоком оглушении, при котором с больным совершенно невозможно вступить в контакт, у него отсутствуют реакции даже на сильные раздражители. Могут появляться патологические рефлексы. Сохраняется лишь слабый кратковременный малодифференцированный оборонительный рефлекс. По выходе – полная амнезия. По выходе из данного состояния нередко выражен церебрастенический синдром, требующий длительного лечения.
Кома Полное выключение сознания. Исчезает болевая чувствительность, зрачковые, корнеальные, конъюктивальные рефлексы не вызываются. По выходе – полная амнезия. Выключения сознания сопровождают тяжелые соматические и инфекционные заболевания. Возникновение комы реально угрожает жизни пациента. По выходе из данного состояния нередко развивается церебрастенический синдром, психоорганический синдром, органическая деменция.
  Синдромы помрачения сознания  
Делирий Характеризуется ярким наплывом иллюзий и галлюцинаций, дезориентировкой во времени и месте, развитием бредоподобных и бредовых идей преследования, наличием выраженного аффекта, страха, тревоги и сильным двигательным возбуждением. Выделяют стадии предделирия, гипнагогического делирия, истинных галлюцинаций и мусситирующего делирия. Стадия предделирия характеризуется аффективными расстройствами в виде тревоги, страха, нарастающих к вечеру. Отмечаются нарушения сна. Стадия гипнагогического делирия характеризуется усиливающимся беспокойством, речевым возбуждением; аффектогенными иллюзиями и парэйдолиями. Стадия истинных галлюцинаций характеризуется появлением сложных (зрительных, тактильных, слуховых) истинных галлюцинаций чаще зоотического содержания, а также фантастическими и сказочными образами, и усилением психомоторного возбуждения. Мусситирующий делирий характеризуется ограничением двигательного возбуждения стереотипными простыми действиями и невнятным бормотанием. Отсутвует реакция на внешние раздражители. Чем тяжелее делирий, тем более выражена амнезия - от фрагментарной до тотальной. Делирий отмечается при инфекционных психозах, интоксикациях, алкоголизме. У детей может отмечаться с 3-4 лет, однако диагностировать его сложно, т.к. клинические проявления делирия стерты, течение абортивно. Причиной делирия нередко является черепно-мозговая травма, но чаще его возникновение связано с инфекционными заболеваниями, протекающими с интоксикацией и высокой температурой. У детей чаще встречаются стадии предделирия и гипнагогического делирия. Стадия мусситирующего делирия развивается крайне редко.
Онейроид Помрачнение сознания с наплывом непроизвольно наступающих фантастических ложных галлюцинаций. По выходе из онейроида сохраняется в памяти фантастические переживания, но амнезируют реальные события, произошедшие в жизни во время болезненного приступа. Несколько даней может сохраняться резидуальный бред. Длительность ограничена несколькими днями или неделями. Онейроид отмечается при шизофрении, реже – при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга. Продолжительность онейроида у детей обычно от нескольких дней до нескольких недель. Развернутый онейроид отмечается лишь в школьном возрасте. У детей чаще отмечается ориентированный онейроид (сочетание правильной ориентировки и ложной). Отмечаются ложные узнавания. Содержание галлюцинаторных образов у младших детей обычно сказочное, у старших – фантастическое.
Аменция (аментивная спутанность сознания) Глубокая степень нарушения сознания характеризуется бессвязностью всех видов психической деятельности. Отмечается грубая дезориентировка во времени, месте и собственной личности. Наблюдаются галлюцинации без определенной тематики. Мышление и речь инкогерентны. Отмечается двигательное возбуждение в ограниченном пространстве. По выходе отмечается тотальная амнезия, а также церебрастенический или психоорганический синдром. Аменция отмечается при тяжелых соматических заболеваниях, энцефалитах, интоксикациях. У детей младшего возраста аментивные помрачения сознания редки, рудиментарны и кратковременны. У старших дошкольников аментивное возбуждение может продолжаться неделями.
Сумеречное помрачение сознания Остро возникающие состояния, характеризующиеся сужением сознания, выраженным аффективным компонентом, возможностью расстройств восприятия, расторможенностью привычных автоматизированных навыков. Возможен кратковременный чувственно насыщенный бред, бессвязная речь, галлюцинаторно-бредовой психомоторное возбуждение, имеющее импульсивный или агрессивный характер. По выходе из данного состояния отмечается полная амнезия. Продолжительность от нескольких минут до нескольких часов. Сумеречное состояние сознания развивается и прекращается остро. Выделяют классическое сумеречное состояние сознания и сумеречное состояние сознания с автоматизмами, которое характеризуется отсутствием факультативных симптомов – напряженного аффекта, галлюцинаций, бреда, психомоторного возбуждения. Выделяют сумеречное состояние сознания с амбулаторными автоматизмами - бессмысленными многократными повторениями одного или нескольких фрагментов сложных двигательных актов (одевание-раздевание). Транс – сложные последовательные действия, которые кажутся упорядоченными и целенаправленными (перемещение из города в город). Фуга – кратковременный вариант автоматизма, неудержимый порыв к бегству, возникающий на фоне сумеречного помрачения сознания. Длится несколько секунд или минут, прекращается также внезапно, как и начинается. Сумеречное состояние сознания встречаются при эпилепсии, органических заболеваниях и поражениях головного мозга, протекающих с эпилептическим синдромом. Развернутая картина сумеречного состояния сознания отмечается, начиная с подросткового возраста. Чем младше ребенок, тем больше преобладают автоматизированные движения и действия на фоне помрачения сознания (бег, жевание и т.д.). В школьном возрасте сумеречное состояние сознания чаще проявляется в виде сомнамбулизма. При этом сумеречное состояние сознания возникает при ночных пробуждениях в просоночном состоянии, сознание помрачено, ребенок не ориентирован в окружении, не доступен контакту.    

 

 


Таблица 20


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал