Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При изучении операций






Ц е л ь: научиться планировать и составлять план-конспект урока производственного обучения при изучении операций

 

Теоретические сведения

 

Урок производственного обучения состоит из трех основных структурных компонентов: вводного текущего и заключительного инструктажей.

Основной целью вводного инструктирования является создание у учащихся определенной ориентировочной основы деятельности на предстоящем уроке (См. практ. работа 11). Важными при этом являются время и длительность его проведения, расположение учащихся, организация и оснащение рабочего места, выбор места, с которого мастер будет проводить объяснение, показ приемов, демонстрация пособий и т. д.

Типовая схема вводного инструктажа:

- сообщение темы и цели урока (этап мотивации);

- проверка знаний и умений учащихся по материалу, связан­ному с предстоящим уроком (этап актуализации);

- объяснение и показ приемов и способов выполнения изучае­мой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;

- разбор документов письменного инструктирования; разбор тех­нических требований к учебно-производственным работам;

- рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, спо­собов их предупреждения и устранения;

- объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

- проверка усвоения учащимися материала вводного инструк­тирования;

- пробное выполнение учащимися приемов и способов работы, показанных мастером;

- выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.

Основная цель текущего инструктирования - добиться, чтобы учащиеся выполняли операциинаиболее правильными и рациональными способами, с наименьшим количеством ошибок и недостатков. Исходя из этого, опытный мастер строит свою обучающую деятельность так, чтобы не столько исправлять, сколько предупреждать возможные ошибки, недостатки и затруднения учащихся.

Целевые обходы являются основной формой организации текущего инструктирования. В процессе целевого обхода рабочих мест учащихся мастер следит за работойвсех учащихся, дает им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе и т. п.

Цель заключительного инструктажа- показать учащимся, чему они научились в результате урока, что и как нужно делать, чтобы предупредить недостатки и закрепить успехи.
Ниже приводиться план урока производственного обучения, рекомендованный В.А.Скакуном (19) при подготовке слесарей-ремонтников в профессиональном училище

 

Примерный план урока

производственного обучения при изучении темы " Резка" для слесарей- ремонтников

 

Тема урока. Резание металла ручной слесарной ножовкой.

Цель урока. Научить учащихся правильно выполнять приемы работы ручной слесарной ножовкой при резке полосовой, квадратной, круглой, угловой, листовой стали и труб. Воспитать у учащихся бережное отношение к инструменту, материалам, аккуратность и внимательность в работе, бдительность в соблюдении требований безопасности труда.

Учебно-производственные работы:

заготовки для угольников, хомутиков, обойм и головок ножовочного станка; заготовки для петель, скоб, шаблонов, шпилек, заклепок; заготовки для тумбочек из угловой стали; кольца для ручек напильников и ножовок; заготовки труб для электропроводок.

Учебно-материальное оснащение урока: ножовки слесарные с полотнами - 26 шт.; запасные ножовочные полотна - 15 шт.; тренировочные приспособления -26 шт.; эталонные образцы, инструкционная карта " Резание металла ножовкой и труборезом" - 26 индивидуальных и одна общего пользования; плакат " Резка металла".

 

Ход урока

 

1. Организационная часть (8.00-8.05)

11. Вводный инструктаж (8.05-9.00)

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка знаний учащихся:

а) для чего применяется слесарная операция резка? Приведите примеры;

б) какие виды резки металла Вы изучали на уроках спецтехнологии?

в) для чего производят разводкузубьев на ножовочных полотнах?

г) почему листовой материал не рекомендуется разрезать полотном о крупным зубом?

д) как подобрать полотно по шагу зуба для резания листовой стали?

е) назовите механические способы резки металла, которые Вы изучали по спецтехнологии. Приведите примеры.

3. Инструктирование учащихся по материалу урока:

- виды резки слесарной ножовкой, которые будут изучаться на уроке;

- общие технические требования к резке ножовкой (показать эталонные образцы);

- показ и объяснение приемов оборки ножовочного станка;

- показ и объяснение приемов выполнения упражнений с применением тренировочного приспособления;

- показ и объяснение приемов резки ножовкой профильной стали;

- показ и объяснение приемов закрепления и резки труб;

- показ и объяснение приемов резки листового металла ножовкой с повернутым полотном;

- типичные ошибки, виды брака, их причины, способы устранения и предупреждения;

- организация рабочих мест, правила безопасности при резке;

- порядок выполнения упражнений.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

а) покажите приемы оборки ножовочного станка; как проверить правильность натяжки полотна?

б) покажите приемы закрепленияв тиски тренировочного приспособления.

в) чего необходимо добиваться при выполнении упражнений в приспособлении?

г) почему при резке стали квадратного и углового профилей ножовку вначале нужно наклонять вперед?

д) какие требования нужно соблюдать, чтобы при резании профильного материала не было перекоса реза?

е) каковы основные причины поломки ножовочного полотна? Как их избежать?

ж) какие правила безопасности нужно соблюдать при резке ножовкой?

Ш. Тренировочные упражнения с применением приспособлений (9.00-9.20)

1. Сборка ножовочного станка.

2. Отработка приемов движения ножовкой.

1У. Упражнения учащихся и текущее инструктирование (9.20-13.50)

1. Упражнения учащихся (на каждое упражнение примерно по 30 мин.): резка угловой стали; резка квадратной стали; резка круглой стали; резка полосовой стали; резка листового металла без поворота полотна; резка труб; резка листового металла с поворотом полотна.

2. Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки:

- подготовки рабочих мест учащихся и начала работы;

- правильности рабочей позы, держания ножовки и приемов резания пруткового материала;

- соблюдения правил безопасности труда;

- правильности сборки ножовки с повернутым полотном (коллективный инструктаж);

- правильности выполнения приемов при резке листового металла и труб.

3. Прием и оценка выполненных работ.

4. Уборка рабочих мест.

У. Заключительный инструктаж (13.50-14.00)

1. Подведение итогов урока.

2. Выдача домашнего задания: повторить по учебнику - Глава УШ, стр. 31, 32

 

Практические задания

1. Выбрать из перспективно-тематического плана производственного обучения по профессии (токарь, слесарь-ремонтник и др.) тему одного урока (операционный период обучения)

2. По ПТП ознакомиться с основными характеристиками выбранного урока: цель, задачи, содержание, предполагаемые методы, дидактические средства обучения, учебно-производственные работы и др.

3. В соответствие с указанным выше теоретическим материалом к работе, примерным планом урока производственного обучения компонентами, используя указанную литературу и материалы лекций, разработать план-конспект урока производственного обучения при изучении операций:

1) Указать необходимые структурные компоненты урока, время, отводимое на каждый компонент из расчета: общее время урока 6 часов (360 мин.);

2) По каждому элементу урока разработать содержание обучения. Подробно раскрыть содержание и методику вводного, текущего и заключительного инструктажей

3) Указать используемые методические приемы, и средства обучения (плакаты, макеты, инструменты, приспособления, ТСО и др.)

4) Разработать необходимые дидактические средства обучения: плакаты, схемы, чертеж изделия, инструкционные карты, инструкционно-технологические карты и др.

4. Защитить подготовленный план-конспект урока.

 

Литература: 16, 19, 21, 22

 

Лабораторно-практическая работа 13

 

Разработка плана - конспекта урока производственного обучения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал