Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проф. Степаненко Валерий Павлович






История Азии и Африки. Средние века.

Объект (хронологические рамки): Китай, Япония, Монголия, Турция, Арабские страны.

Литература: 1970 год – коричневый учебник, История Азии и Африки.

Семинары начнутся не раньше марта и апреля.

Лекция 1. Введение(15.02.16): III век нашей эры начало Средневековья на Востоке (в Китае падение династии Хань) – условные даты, на Западе падение Аршакидов и начало правление Сасанидов в Иране.

Средние века заканчиваются к концу 18 века на Востоке(Питер), или в начале 19 века(Москва), но говоря грубо средневековые монархии до сих пор живут.

Были дискуссии насчёт Средневековья на Востоке.

У раннего Маркса был 6 этап – Восточный путь, где Восток очень отличается от Европы.

На Востоке не было классического рабства, рабы не были главной производящей силой. Уклад более современный полностью не вытеснял прежний уклад – многоукладность.

Есть первобытные отношения, есть феодальные отношения, появляется ранний капитализм и все одновременно.

Получается более ранние слои утяжеляют более современные, а значит развитие замедляется, и это видно по 16 веку.

Усама Ибн Кусь – удивляется дикостью рыцарей, которые невежественны, а он поэт и воин, сподвижник Салах ад Дина – Восток опережал Запад, но это в 11 веке.

Европейцы начиная колонизацию Востока (Индия и Китай) грабят Восток, под предлогом необразованности местного населения.

Только в середине 20 века меняется отношение.

Китай: в основе земледельческая цивилизация (Китай, Шумер, цивилизации Ганга и Инда, древний Китай).

Мощные реки и в итоге земледельческая цивилизация.

Здесь возникает азиатская община – патриархальный разросшийся род.

По первой части Китайской фамилии можно понять принадлежность к роду, роды огромные. Фамилий не больше 100.

Род эндогамный.

Земледелие возможно только при искусственной ирригации. Необходимы приличные усилия. Отсюда восточная деспотия. Император эманация божества. В Китае император – сын неба. Он стоит над обществом. Было три имени: детсткое, прижизненное (оба табуированны) и посмертное.

Император и есть закон, а все поданные равно бесправные.

Император или тэнно(Японии) – абсолютные правители, жрецы неба, высшее администраторы и верховные руководители.

Административная, религиозна и военная власть = абсолютная власть = император.

Легенда о творении мира: Ци в пустоте, более энергичные поднимаются вверх и возникает круглое небо, другие же образуют землю.

Женщина в Китае – пучок волос и мешок с костями – работай и рожай.

Как эксплуатировать землю? Вроде есть феодалы и крестьяне – грануированная земельная собственность на Западе. В Китае община, а марки нет. Государственная земельная собственность почти сразу, причём в лице императора. Очень рано возникает проблема – как оправдать право государства на владение землёй.

Часть урожая идёт в пользу государства, часть продукции ремёсла, отрабочная рента (работы на государства – когда целая община идёт строить канал к примеру – зачем нужны рабы и крепостные?)

Есть гос. экзамен – на низший пост в государстве, лучшие идут вверх и окружают императора. Они собирают урожай с крестьян, делят между собой в зависимости от ранга. Чиновники не имеют земли, служилые люди.

Чиновники заинтересованы в мощном гос. аппарате. И он колоссален. Вороватый такой гос. аппарат.

Чиновники очень хотят удержаться на местах, при колоссальных родственных связях, значит чиновник тянет за собой весь клан, если чиновник не удел, то и весь род не удел. Поэтому возникает проблема передача должности по наследственности. (исключительно азиатское явление – проблема с налогообложением, чиновник давал оценку будущему урожаю – давали подношения, и он просил меньше, а значит взятка; часть урожая остаётся на местах и все меньше идёт в столицу, потом семья рассматривают провинцию, как свою собственность – сильные дома – монополизация власти в провинциях вокруг отдельных семей, а значит присваивание гос. земель)

Провинции начинают борьбу между собой вплоть до 1644 года – манжурского завоёвания.

Армия превращается в профессиональную, а потом и в наемную, часть гос доходов идёт к ним.

Придворная челядь – евнухи, он последний в своём роду, но он при императоре.

Крестьяне – ранняя армия и основная раб. сила. Здесь нет массы рабов и крепостных. Рабы просто подсобные работники, долговое рабство, ну как и везде.

В Китае изначально древние культы. Параллельно даосизм возникает. Потом конфуционизм. Главное – чти старшего.

Буддизм тоже есть между 4 век до 16 вв. Храмы стоят до сих пор. Буддизм этика поведения китайцев.

Церковь буддисткая была прогосударственной, конфуцианство тоже, даосизм в общине, но не в государстве.

Три учения – как говорят сами китайцы.

Государственная мощная надстройка.

Городское население было всегда на Востоке, как центр ремёсла, торговли и административный центр.

Три типа городов:

Город-ставка – там где император и двор(администрация и военная верхушка), то есть город то остался, но население, значительная часть, уходит.

Город-эмпорий – города, ориентированные на торговлю, на берегах рек и морей. Ремесло здесь на вывоз, товары дорогие. (В Помпеях наши индийские изделия и Китайский шёлк)

Храмовые города (типа Мекка, Медина, Мешхед) – центр религиозный центр

Город связанный с/х окружением – он очень связан с деревней.

Система 3-х старост – деревня благодаря им занимается своими делами, чиновник только на уровне уезда. Были элементы самоуправления в деревне. Деревня – мощная, управляемая.

Но Восток оказался более не способен справиться с внешними вызовами(наводнения, эпидемии и т.д.), потом крестьянские войны, ведь государству наплевать и оно забирает своё.

Мощная крестьянская община – основа средневековой цивилизации Востока, в неё упирается все.

Идея культа предка – работать в стиле родоначальника, который жил 2 тыс. лет.

«Новое – это хорошо забытое старое» - лозунг Востока.

Японская элита должна была знать Китайский язык. Получается Японская китаяязычная поэзия.

Вплоть до 17 века использовался Китайский язык.

Застольные государства – все как обычно, интеллигенция из чиновников, культурный уровнь чиновников очень высок.

Блестящий уровень ремёсла.

Вывод: очень богатая цивилизация, богаче Запада, основанная на государственной земельной собственности; крестьянство свободно, но его можно согнать миллионами на работу. Надельная система – количество мужчин в возрасте(5 лет – 60; 15-60 – все время менялось с ростом населения; получали землю на женщин и волов) – очень гибкая система наделения крестьян землёй. Триада повинностей – раз дали вам землю, там три участка: усадьба, где живёт земля; посевной – где выращивают рис и т.д; промысловый – шелкопряд.

Отсюда три повинности: шелком – коканами. Отработочная повинность, которая доживает до 17 века.

Уровень гос. правления – конкурс на занятие должности.Финансовое учреждение. Знание трактата Конфуция, комментарии к нему. Чиновники были образованными, но ничего общего с реальностью.

Армия – два варианта: крестьянское ополчение, оно перерастает в рекрутский набор, потом профессиональная армия, формально армия свободна от семейных контактов, но постепенно ими обзаводится. В 11 веке армия наёмная. Ни одна из них не была эффективной, и была смешённой. Армия была колоссальной. Миллионы. Хорошо управляемая армия.

Рано появляется осмысление тактики и стратегии – 5 век до н.э. Но потом они превращаются в шаблоны, шаблонные военные действия. По большому счёту – схоластика.

Архаика армии. Из неё прет крестьянское ополчение.

Лекция 2. (15.02.16): Иран эпохи Сасанидов.

Литература – История Ирана с древнейших времён до 18 века. Ленинград. 1958.

История Ирана.1974

Луконин ВГ –

Мы знаем Иран из источников Византии, эпиграфике, нумизматике, сфрагистике и поздним арабским источникам.

Многие источники были уничтожены в результате арабского нашествия.

Правящая династия Оршакидов со столице в Ниссе(территория СССР - Ашхабад).

Держава была эллинистическая, элита с культурой позднеэлинистической.

Младшая ветвь Оршакидов правила в Армении в 5 веке.

Поздний Рим разлагается, Парфянское царство очень могущественное, а за ним держава Оршакидов.

Это держава – коалиция местных царьков, возглавляемых Оршакидами.

В Риме христианская традиция формируется. Здесь же умирающий эллинизм. Поэтому начинается зароастрийская реакция эпохи Ахеминидов.

Арторшир, сын Папака, сын жреца зороастристкого культа. Объединяет оппозицию.

Последний царь Ирана терпит поражение – Артобан V.

Получается феодальная история Ирана, но реально ничего.

Дошло до наших дней – «Житие Арторшира».

Центры культурные перемещаются на Запад.

В 660-ые годы Арабские племена переселяются в Иран (Ирак).

Там и была столица Ктесифон.

Был город Селевкия на Тигре. Мощный центр. Государство дифференцировано. Дабиры – чиновники, писцы. Азаты – мелкие рыцари, профессиональная конница. Жречество. Горожане.

Все города западного Ирана не Иранские по этносу, религии и культуре.

То есть новый правитель должен решать проблему западных провинций.

Города давали огромные доходы, к примеру, сирийские города, где проживали аромеи в Осрамии с центром в Эдессе.

Антиохия – грекоязычные сирийцы.

Ближе к Ктесифону как грекоязычные, так и сириязычные.

Будущие войны за спорные территории: от Армении до Средиземного моря.

На севере Ирана – кочевники, ещё более менее мирные, Аравийское море – тоже не с кем воевать.

Но есть Средняя Азия- там тюрки, Кушанское царство распадывается, все больше тюрок.

Семь родов:

Сурены

Карены

Варацы

Тироля

Проблемы:

1) Отсутсвие единой администрации: царьки сохраняют независимость, и не всегда поддерживают шахан шаха.

2) В Иране нет устойчивого религиозного культа в 4-6 вв.

Иранское войско терпит поражение. Политика военной интервенции для ликвидации автономии проваливается.

3) Проблема передача власти: старшему в роду передаётся власть – лиственничная система; но в Иране по другому междоусобицы, все друг друга режут.

4) Проблема браков: шахин шах женился на сестре – брак чище по зороастризму.

Основная тенденция: централизация государства.

Вытесняются мелкие царьки, вместо них младшие отпрыски рода.

Зороастризм – не годился на роль официальной гос. религии.

1) Сложно структурируемая.

2) Многобожие.

3) Каждый храм имел сословие своё. Главой 4 сословия стал представитель сиро-яковитской церкви.

4) Христианство набирает силу.

3-4 вв. римско-иранские войны. В Риме торговые пути на Восток: Шелковый путь; через Картли и Трапезунд – то есть масса товара, пошлины и вообще доходы приличные. Начало в Китае, конец в Риме, Иран ничего не получает. Иран пытается захватить конец пути, они постоянно наступают, а на востоке обороняются от тюрок, но пытаются отхватить кусок от Кушанского царства, там правит наследник.

Армянская проблема. У них лучшая конница, они христиане, пятая колонна внутри государства.

Наследственные представители поста спарапетов иранской конницы - Мамиконяны.

Шахин шахи были разные, они опираются на военную элиту.

Чем кормить армию? Большая часть крестьянства на территории объявленной государственной. Иранский судебник – свободная община, патриархальный строй, примитивная агротехника(мало воды и земли).

На Юге садово-огородные культуре, на севере выращивают рожь.

Юг – житница страны. Налоги: поземельный и подушная подать (для иноверцев); городские налоги: для церкви, ремесленников.

Государство пытается модифицировать систему.

Высшие посты наследственны.

Вертикальная мобильность.

Иранская историография написана чиновниками, литература исчезла.

Главный театр боевых действий: Месопотамия – Шапур I, агрессивная внешняя политика. Первый период войн. Цель войн – грабеж, не захват территорий, вывоз населения, культурных и материальный ценностей.

Пополнение материальной базы Империи – налогоплательщиков больше.

На границе Рима и Ирана – сеть пограничных крепостей, они через всю территорию малой Азии проходят – Ассогур(зубья) – зубьями располагается. Под защиту крепостей уходят населения, там свободно, ничья земля. Борьба идёт за крепости, которые являются будущими базами наступления.

На фоне замены структуры армии – федераты защищают Рим, а Варвары наступают: варвары против варваров.

Рим не готов к началу иранской интервенции.

Рим кормила Африка, Малая Азия – рост налогообложения, а значит недовольство, для иранских нашествий есть почва, еретиков признает Шахин шах. А значит первые успехи персов. Но персы грабят население, грабят так, что долго здесь они не задержатся.

Первые крупные успехи персов. Антиохию разграбили полностью, население выселили в Иран, все забрали.

Зенобия, правительница Пальмиры вмешивается в борьбу, но её громят римляне.

Ктесифонский мир – между римлянами и иранцами.

Нисебинский мир – разделение территорий – в том числе Армении: на западную и восточную, Мессопотамии.

Реформа зороастризма

Культ света, огня – Хурамазда – главный культ.

Бог тьмы

Картир – верховный жрец, проведший реформу Авесты (сборник гимнов, главная книга зороастризма).

Бахран I передал своему сыну, тот своему сыну.

Его внука свергает Нарсе. Он бывший наместник Армении. Получает поддержку западных провинций.

Держава Гассанидов и Лаханидов возникает на границах Ирана, они вассалы Ирана, они монофизиты. Арабы-христиане.

Нарсе умирает, вместо него Шапур II, ему 5-7 лет, будет править 70 лет. Вертикальная мобильность тормозится. Возникает монолитная и зацементированная элита.

Бахрам 5 – походы на Запад.

Дура Европос. Рисунок Азата – Воина всадника перса.

Что в Риме? Армия либо наёмники или Варвары.

Шла борьба за пограничные районы.

Никейский собор? Причём тут собор? Здесь возникает официальная Римская государственная церковь.

Христианство не господствует, но элита уже в христианской традиции.

Христианизация начинается сверху с 320 года.

Но в 301 году христианство было принято в Армении. Всюду христиане как в Персидской так и Византийской части.

Первые три персидских сословия не платили налог, платили крестьяне и горожане. Деревня иранская, там персы. Но все города не Иранские по населению, там сплошное христианство.

Армянский вопрос – Аршакиды правят здесь. Часть элиты про иранская, часть проримсксая.

В 390 год Армения ликвидировано как государство.

После Шапура междоусобица, первое поколение умерло, второе поколение имело равные права.армия уставшая от войн была вне игры. На престол взошёл Иездигерд (499-521).

Несторианский патриарх отвечает жизнью и имуществом за своих иноверцев.

Шаханшах инициирует христианский собор Ирана. Он выступает как покровитель, почему? Они платят налоги. Элита такой поворот не одобрила. Почему?

1) Экономические процессы. Частная земельная собственность формируется, он верховный владыка. Но государственная собственность сокращается, и переходит в частные руки. Финансовые возможности вентральной власти ослабевают, элиты захватывают государственные земли. Отсюда частные военные отряды, влияние элиты растёт.

Иезигерда убивают. Бахрана садят на престол; он ставленник армии. На востоке белые гунны.

Новый собор христиан в Иране. Он демонстрируют лояльность шаханшаху.

Битва при Мерве в 435/36 годы между Ираном и эфтолитами(белыми гуннами).

Дальше Иездегерд 2. Неудачное правление. Попытался ассимилировать всех. Армян пытаются ассимилировать.

В 455 пытаются ликвидировать Армянскую автономию.

Но там азатские армянские отряды, против них остальная часть армии из персов. У Арарата битва, победа армянской армии, которая тоже погибла.

Иездегерд 2 все потерял.

Новый вояка по имени Перос, он совершает походы против тюрок и белых гуннов, попадает в плен к тюркам, его сестра/дочь выходит замуж за хакера тюрок. Позорище.

К власти приходит брат Пероса – Валарша.

Во власти бюрократия. Валарш не воин, и правит только 4 года.

Армянское восстание. Налоги снижены, доходы в казну уменьшаются, элита смешает Шахин шаха.

Восстание маздахов.

Кавад на троне. Маздахиды возникают с точки зрения зароастризма.

Движение более социальное. Земли государства переходят в руки элиты. Крестьяне теряют земли: ли о нищета либо поземельно зависимые.

Землю и волю требуют крестьяне.

Шаханшах поддержал движение. Элиту режут. Элита сместит шаханшаха, но тот к тюркам, возглавил их войско и на Ктесифон, режим остатки элиты, а потом режет верх восстания. В 529 восстание подавлено.

Азаты поддержали шаханшаха и получили землю, но её не хватало. Армия выросла, её сложно прокормить, армию отправляют в сторону 502-506; 516.

Хосров 1. Налог – хараг. Налог собирали 2-3 раза, значит столько же собирали урожай. Хараг дефиринцирован: разные культуры и категории же земель. Решал чиновник: то есть коррупция. Основа налогообложения – Гариб(2000 км в квадрате).

Другой налог – гезит (подушная подать с мужской части, в возрасте от 20-50 лет должна платить гезит, гезит делится на 4 уровня) 4, 6, 8 и 12 драхм, в зависимости от имущества.

Иранская драхма, ставшая потом арабским дирхемом.

Государство создаёт два кадастра: 1) кто владеет 2) чем владеет. Опять коррупция.

Армия. Армия централизована, посты здесь занимают перебитые роды.

Иран спах бех – должность наследственная, пост ликвидирован. Вместо него 4 поста, чтобы мятеж тяжелее было устроить, на них назначал шахан шах. Пехота сохраняется, но утрачивает свою роль.

Существовали отряды недобитой элиты. В провинции – провинциальная реформа.

Армази – Армянский город. Там итиахш, наместник провинции, они такие везде. 540-545 – персы захватывают Антиохею. Византия подписывает мир, вся армия на Западе.

Война шла на Кавказе за Картли и Лазику(Абхазию).

В 561 году прочный мир. Остался статус кво. Армия принесла гигантскую добычу.

Тюркский каганат распадается, тюрки едут на запад, добивают белях гуннов, дальше идут на Иран.

Дорога благовоний из Судана в Александрию. Ладан везли через путь этот. Византия там не воевала, но там были эфиопы. Персы ввели гарнизоны в Аравию.

В Византии Маврикий. Он воюет с Хосровом, удачно для Византии.

Для его приемника уже война на два фронта: тюрки с востока. Бохрам Чубин, полководец Персии, громит тюрок, взял добычу, отказался вести её в Ктесифон. Шаханшах в ответ послал женское платье.(Легенда) И армия идёт на Ктесифон. Бестам и Бендой убили шаханшаха, два придворных. На престола садят Хосрова 2. Которого тоже свергают.

На престоле узурпатор. Элита разваливается. Узурпатора свергают, возвращается Хосров 2. Вся оппозиция вырезана. Хосров 2 отдаёт все спорные территории. И ждал своего часа. В Риме мятеж, и он играет на этом по полной. Берёт Антиохию, Эдессу, Дамаск, Иерусалим и Александрию.

Но территории огромны. Её надо охранять. Армия делится на гарнизоны. Персы строят флот, они грабят Родос. Что не получилось? Армия разбросана на гарнизоны. Но Ираклий берет Рим, дальше фемная реформа. Византийская армия возрождается из ничего.

Но Византия в сложной ситуации. С запада – славяне, с востока – персы.

Шиз – храм огня. Ираклий ударил прямо по Ирану, в обходный путь через Кавказ. Три армии арабов двигаются с юга.

Иездегерд 3 последний Шаханшах. Правит за него элита.

Река Талас – арабы разбивают китайцев, или китайцы разбивают арабов. Арабы приносят ислам, все немусульмане платят налоги, выгоднее стать мусульманином.

Арабы в Иране растворяются. Ирак и Иран – территория Арабская, заселяется арабами. Там шииты.

Блестящая культура.

Литература: Петровский 1985 южная Аравия

Раскопки в Аравии начались поздно. Большая часть надписей на стенах храмов и т.д. Цивилизация дожила до 5 века нашей эры.

Основана на ремесле, поливное земледелие. Здесь «кайли» или Малики.

Но здесь начинается осушение климата.

На севере Аравии – Арабское Набатейское царство оно входит в состав Римской Империи.

Воды становится меньше, население уходит к берегу Красного моря, города забрасываются. В Аравии традиционное скотоводство. Арабские племена – южные и северные. Предания Арабские доисламские передавались из устно. Постепенно племена смешиваются. Племя пользуются пастбищем, точные границы не установлены. МРС, коневодство и верблюды – основа всего. Чем больше площадь пастбищ, тем больше скота и населения.

Мобильная цивилизация, постоянные перекочевки конфликты.

Появляются Малики – военные вожди. Он защищает племя, устраивает набеги. Пост был выбранным, превращаясь в наследственный.

Меджлис – совет старейшин родовых. Племя делится на роды.

Религия анимизм и тотемизм по большей части. Есть общеарабские святилища каабы. Там каменные либо реже деревянные столбы, там собираются племена на осенние и весенние ярмарки. Каабы – превращаются в протогорода.

«Дорога благовоний» - через Йемен, Хиджаз – тут хозяйство комплексное, богарное земледелие – земледелие под дождь.

Постепенно возникает жречество – «кахины».

Начинаются имущественное расслоение в 5 век. Возникает вот какая ситуация: идёт развал свободной крестьянской общины.

Накапливается стада скота, пастбищ не хватает, большая часть бедуинов начинает терять скот. И эти бедуины превращаются пастухов, которые пасут скот богатых соплеменников. Они получают 1/7 часть стада. Скот постепенно переходит в руки элиты.

Возникает раннеарабская аристократия. Места в меджлисе и пост Малика становится наследственными.

Раньше можно было сделать карьеру, но постепенно вертикальная мобильность исчезает.

Варианта 2: бунтовать (вариант не очень -была асабия – кровная месть, племенная солидарность)

или уйти (выгонят или самому – салуки – изгнанники, они уходят, объединяются и начинают набеги)

Формируются племенные союзы. По принципу пирамиды – племя победитель и племена побеждённые(клиенты). Главное племена не вмешиваются в дела клиентов, но в набеге они вместе. Это не государство, только его начало.

Сначала союзы были добровольными.

На территории Северной части – Лахмиды и Гассаниды. Здесь арабы принимают христианство. У них был святой Саркис (Сергий).

Христианство в двух вариантах: монофизитство (Сирия и Египет), несторианство, и будущее православие.

Иудаизм – Арабские евреи по пути благовоний.

Древнеарабская религия была связана с культом звёзд. Боги и богини связанные с конкретной звездой на небе.

Эль или Иль, позже Иллах. Формируется иерархия божеств. Появляются ханефиты – Иль, верховное божество мужского пола.

Джины и Джини – злые духи. А в язычестве были добрыми.

С 5 века чувствуется влияние христианского и иуадаисткого монотеизма.

Кучевая планировка поселений – нет улиц, скопление.

Мекка – не город, там просто кучевое последние, дома стоят как угодно.

Ясриб меньше Мекки. «Медина» - город по арабски.

Таиф тоже рядом. Поселения эти на дороге благовоний.

Курайшиты – Оммайяды – богатое племя, а также хашимиты. В Мекке ярмарка. Работорговля там.

Аксум мощное государство на территории Эфиопиии.

Иранские войска введены на большую часть Аравии. Арабы знакомятся с зароастризмом.

Мухамед, без родителей, живёт у дяди Аббаса.

В 20 лет он женится на Халидже, которой 40. Она торговка. У Мухамеда дети – в основном дочери.

Мухамед не знал в чистом виде христианство и иудаизм. Он общается не с теологами, а с обычными верующими. В Мекке есть уже знать, которая обижает простой люд. Мухаммед чувствовал ситуацию. Он начинает проповедует, первые проповеди имеют социальный подтекст. Потом к нему приходят социальные низы. Ученики его пошли дальше, чем Учитель, Оммайяды почувствовали опасность. Ведь против них возникает группа, которая за честную торговлю. Да и Каабу они игнорят. Община Мухаммеда становится изгнанной.

Мухаммед, в молодости и во взрослой жизни разный. Сначала был ханефитом. Он говорит об Иллахе (Аллахе) и сеть пророков, которые инструмент в руках Бога, передающие истину.

Есть правоверные и кяфиры. К ним отношение либо: ислам либо смерть. Потом выяснилось, что всех не перебить, остальные просто платят житью – верь в кого угодно, но плати подать.

После смерти Мухаммеда пишут Коран.

Новая религия возникает по сути на базе предшествующих: христианства, иудаизма и зароастризма. Даже А. Македонский попал в виде пророка – Искандер. Все пророки иудаистский попали – Соломон (Сулейман).

Также и христианские.

22 сентября 622 года Мухаммед уходит из Мекки – хиджра (уход)

Он живёт только 10 лет.

Его никто не принял из общин.

Но его позвали в Ясриб. С ним пришли мухаджиры, к нему присоединяется местная элита – ханджары.

В исламе все равны – их называют муслиму(мусульмане).

Начинается расслоение общины, все равны, но есть равнее. Сам Мухаммед – с ним пришедшие – новая элита – и простые.

Умма – община верующих. Там Мухаммед как имам, также формируется светское государство. Мухаммед подчиняет местные племена, он выступает как эмир.

Получается что есть две окружности: Мухаммед как эмир, светский правитель, и как имам – верховный пророк новой религии, пока не сливаются эти круги. Но потом сливаются воедино и возникает халифат.

От Медины исходит инициатива войны с Меккой.

Есть масцжит – мечеть. Это дом Мухаммеда. Одноэтажная постройка, каменные стены на грязи. В Аравии в качестве столбов брали высохшие финиковые пальмы. Ранняя мечеть – дворовая мечеть. На что молятся? Не ясно. Видимо на Иерусалим.

Откуда взялся Коран? Записывали проповеди.

1/5 часть добычи получает Мухаммед на вдов и сирот. Благотворительный фонд, формально.

Формируется Арабская армия – 3 к 1 делится добыча, большую часть пехота.

Мединская мечеть сейчас находится на месте дома Мухаммеда.

Маузин поднимался на высшую точку, потом возникли минареты, пока ещё нет, и там зазывал верующих.

Протогосударства

Ислам как религия

Борьба с Меккой

Позже выяснится, что не понятно за что идёт борьба.

В 628 году перемирие. Кааба в центре признается как центр ислама. Все противники получают прощение, при условии укрытия в Каабе.

Ранний ислам не запрещал изображение живых существ до 11 века в мечети. Вне мечети можно.

Мухаммед умирает, что делать?

Собрали всех стариков мухаджиров и они выдавали проповеди Мухаммеда.

Возникают мекканские суры. В Медине его проповедм записывали секретари.

Выясняются они разные. Разные по тематике и социальной направленности.

Первая попытка воссоздание мировоззрения Мухаммеда не получилось. А как сделать?

Вторая комиссия составила Коран. Все другие записи уничтожены. Начинаются первые восстания против знати. Халиф приёмник Мухаммеда убили. Сбросили его с крыши. Он был с Кораном, который был в крови.

Рачковский и Сабуковский перевели Коран.

Коран рифмованная проза.

В более поздний период возникают Хадиссы – в чем их суть? Это эпизоды из жизни Мухаммеда, что и как он решал? Мусульманское право.

 

 

Со смертью Мухаммеда возникло много проблем – попытка воссоздать Коран; скончался пророк, кто же будет имамом и маликом? Собираются мухаджиры и асары. Но кому передать власть? Невозможно быть имамом, значит речь о маликате (светской власти). Приёмники Мухаммеда будут его заместителями халифе. То есть глава государства, не пророк, но предводитель верующих, организует исламскую традицию, глава уммы.

Абу-Бакр (Бекр) – стал первым Халифе.

Наследство Мухаммеда: могучая военная сила, государство, но внутри противоречия. Значит можно начать экспансию.

Ар-Аррида – обьединение Аравии, после смерти Мухаммеда.

Собрано два или три ополчения. Им противостоит тяжёлая конница Ирана, и армия Византии, но успехи ошеломительны.

Византия – эпоха, когда формируется официальное государственное православие, большая часть доходов в столице (доходы от провинций в Малой Азии, Сирии, Месопотамии и Египта – там всегда протесты против налогов, которые всегда увеличиваются, особенно при Юстиниане, когда «за счёт ограбления Востока, был завоёван Запад». Начинаются религиозные преследования, протест выражается в еретических движениях. Большая часть востока говорит на греческом, но есть коптскийский и арамейский. Недовольством населения воспользовались арабы.

Иран – борьба внутри элиты, которые раздирают страны. За 7 лет меняется 8 шахан шахов. Речь идёт о развале государства, оно объединено только силой оружия.

Оба государства ослаблены византийско-иранской войной.

И тут те, кого не ждали – Арабы.

Халид ибн Валид и второй, два великих арабских полководца. Армии двигаются одновременно. Начинают осаду городов, которые взять ополчению сложно. Первый успех – взятие Хиры. Знаковое явление.

Адж-Надин – разбит византийский отряд.

Тем временем в 634 году новый халиф – халиф Омар.

Здесь два явления: (есть якобы послание Аллаха к населению Сирии).

Халид ибн Валид подходит к Дамаску, город держат в осаде, население начинает переговоры, в обход византийцев, тут всплывает письмо Аллаха – что готов защищать население в обмен на плату. Договорились. Город сдан, арабы господа, им платят. Но тут византийская армия, деньги возвращены.

В Иране битва при Аль-Гувейне и при Кадисе. Иран рассыпается.

Армия Ираклия, византийского императора, и при Ярмуке византийская армия бежит. Это начало конца. Греки прекращают организованное сопротивление. Дамаск берут в 636. Устанавливается бакт(плата арабам за защиту).

Полководец Рустем в Иране собирает армию. Армия терпит поражение. Рустем погиб, арабы входят в столице Ирана.

Как говорят в столице, в дворце ковёр. Ковёр порезали и раздали каждому, кто брал дворец. Арабская демократия, так сказать.

После взятия Ктесифона, иранское сопротивление прекращается.

Иранская элита бежит на Восток. Здесь возникает миф, говорят возник позже, в 8 веке, по легенде халиф Омар, когда брали Иерусалим, отправился после взятия города туда, расчистил место, где находился храм Соломона (Сулеймана). Нашли место, связанное с легендой о Раджже. Типа Мухаммед молился, появился архангел Джебраил. Джебраил взял пророк, Мухаммед улетая, толкнул кувшин, из которого пролилась вода, он слетал, вернулся, а вода ещё текла. Не в смысле, что все затопило, типо все произошло за секунду. В Иерусалиме нашли след человека, типо там и молился Мухаммед. Иерусалим становится святым для мусульман место. Там начинают строить мечети, мастера местные.

Омар говорят носил плащ Мухаммеда и посох его.

Иранские драхмы стали дирхемами.

Армии арабов идёт на Восток, другая на Запад, захватывая восточную часть Империи, доходя до озера Ван.

В Африке экзархат Карфагена, который теряет своё экономическое значение, ведь происходит опустынивание, учащаются набеги берберов.

В Египте берут Пелузий, выходят на Вавилон (Египет).

Египет достаётся арабам, но проблема, арабы не могут жить в городах, им тесно там, да и попытка подселиться вела к эпидемиям, не тот иммунитет, создаются Арабские лагеря.(Фустат– основали около Мемфиса, первый военный лагерь, местных нет; Куфа – это Иране, строили его местные мастера)

Иудеи и христиане (люди письма) платят джизию (подушный налог), кяфиры (идолополонники, либо смерь либо ислам, но всех не убьёшь, так что тоже платят)

Джизия и Харадж.

5-7 лет берут Александрию. Флота нет, в Александрию подвозят все нужное. Начинаются переговоры, переговоры ведёт население. Все типо имеют право уехать, оставшиеся прощаются.

Арабы идут в Керинаику в 642 году. Африка (Ификия на арабском) с центром в Карфагене в следующая, неподалёку создаётся Караван.

На востоке дошли до Амурдарья, до Алжира в Северной Африке.

Завоевывали? Что дальше? Сначала грабили, рабов много, куда их? Ну их на всякие работы начали кидать, солончаки очищать.

Арабы вдалеке от своих семей, а мужикам нужно, поэтому у них отношение с местными женщинами, адультер, они не предусмотрены арабским правом, на территории Ирана к 9 века араба растворяются полностью. В Бухаре только небольшая часть.

В Могрибе иначе: берберы, туареги и арабы. Везде исламизация.

В Египте тоже не так, там много христиан, языческая на Востоке. Высококультурное население, а арабы ниже культуре.

Территории покорённые колоссальны. Как ими управлять? Монголы – все уничтожить, и пасти скот. Арабская цивилизация кочевая – упадок городской жизни, земледельцы потеснены. Ктесифон – яркий пример. Двор исчез, Шахин шаха нет, население разбежалось, осталась одна арка. Сергиополь тоже самое. До 705 года арабы опираются на местную администрацию, там была система, списки налогоплательщиков. Делопроизводство ведётся на греческом и Персидском. Возникают военные наместничества. Реформа халифа Омара. Наместник опирается на арабский отряд, чужд местному населению, но местные чиновники в администрации. Налоги можно собирать также – Харадж(позземельный налог). Джизия вводится для кефиров. Судят всех по персидскому судебнику. В Малой Азии – маленькие города гибнут, но растут крупные, где сидят Арабские наместники. Возникает проблема унификации права. Прежние земли Византии – земли фиска, государственные, стали землями халифа. Земли салафи, доходы идут в казну государства. Устанавливается старая ставка хараджа – треть урожая (2-4 драхмы). Выяснилось, что только в Сирии 2 млн серебрянных млн, в Иране и в Ираке – 4 млн, со всех провинций – 80 млн серебра.

Все идёт в Мекку и в Медину. Принудительно расселяются Арабские племена на новых землях. Целенаправленно. Нужна опора режиму. И уже в 8 веке Ирак становится арабским. До наших дней Ирак не арабизировался. Центральная часть не Арабская – а персидская, исламизированная. Северная – курды.

Возникает касса халифа. 5-часть принадлежит халифу. Халиф получает деньги на поддержание вдов и сирот, погибших мусульман, так и было первое время. Государственный аппарат примитивен.

Появляется частная собственность. Она незаконна, но она есть.

Хай – земли всей уммы. Но там земли государственные, сохраняется частная собственность. Сохраняется даже азацкая конница. Местные Иранские феодалы сохраняют своё. Ест ещё городские земли, они сохраняются за городами при оплате налогов. Запустевшие или не использованные земли.

Процесс формирования явления – Бей-саль-мал. (Казна).

Появляются зачатки денежной системы. Золото почти не используется, только в качестве наград. 1 золотой динар=10 дирхем серебра.

Басра и Куфа – новые Арабские лагеря. Впервые начинается социальное потрясение внутри арабов. Часть элиты колоссально разбогатело, войны получили чуть больше, чем ничего.

Зачинщик – Али, его просто обходили при избрании халифа, избрали Омара, потом Османа. Али в стороне. И тут возникает вопрос? Как вы там избираетесь то? Семья пророка. Значит должен Али. Среди арабской элиты. Или наиболее правоверный, это внизу популярно. За Веру избрать. Побеждает второй вариант, когда Осман стал халифом. Он живёт в Медине. Начинается мятеж. Бояре плохие, халиф хороший. Халиф принял недовольных, им все пообещал, сам гонца в Дамаск, там письмо, типо перебить восставших. Восставшие поднялись к халифу. Халиф читал Коран. Халифа забросали черепицей. Первое убийство внутри общины, лидера общины. Начинается Гражданская война в халифате.

Три силы: Оммеяды, Алиды, рядовые войны. Алиды привлекли к себе войнов. Армии встречаются на границе Сирии и Ирана при Сефиде. Али, сам предводительствует. Со стороны других Муавийя. Там происходит событие. Обе группировки боялись не друг друга, а воинов рядовых. Войны узнают переговоры, и уходят, создавай третий лагерь. Али кстати был к тому времени халифом, но его Оммеяды не признали. Армия раскололось узнав о переговорах. Рядовые войны избрали своего халифа – тоже Али, до этого избрали Муавийю, и ещё один Али. Ушедшие хариджиты. Из них формируется позже секта ислама – азрафиты. Только они истинные мусульмане, все остальные кяфиры. Были карматы в Бахрейне.

Муавийя вернулся в Дамаск. Али в Медину, его зарезали хариджиты. Муавийя стал единственным халифом.

В 660-790 – халифат Оммайя. Самый интересный период. Сами Оммайя уходят из Мекки и Медины, столица в Дамаске. Там церковь Иоанна Предтечи, в на строят мечеть. Вытесняют христиан.

Мастера местные все строят. Арабы постепенно воспринимают традиции греков, язычников и т.д.

Арабы воспринимают римские термы. В Сирии нашли как то Кусель Амбру. Это охотничий домик халифа. Роскошные термы.

Отпадает Аравия. Там мятеж. Мятеж в Ираке. Там партия, которая за потомков Али. Шират Али. Из них шииты.

Оммеяды правят в Иране, Сирии и Магрибе. Режим не стабилен. Оммайя переселяют кайситов и кельбитов под Дамаск, большие Арабские племена. Оммайя становятся жертвой эпидемий в 680-е годы. Три халифа умирают. На престол вступает Мерваниды, младшая ветвь Оммайя.

Экспансия идёт в сторону Мавритании и Алжира. Арабы заимствуют почту. Арабы вышли к Гибралтару, поймали рыб и живыми через почту доставили в Дамаск.

Экспансия продолжается через Амурдарью. На Закавказье возникает Арминия (Грузия, Армения и Азербайджан).

Арабы созрели до роли ведущего этноса.

Абдул аль малик проводит реформы: реформы призваны арабизировать гос. аппарат, возникает исламское право на основе арабского и Римского права. Арабский язык главный теперь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.046 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал