Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный цикл продукта






ЛЕКЦИЯ 7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА

1. Жизненный цикл продукта.

2. Формирование продуктовой программы предприятия.

3. Инновационный процесс: содержание и особенности.

4. Типология инноваций и их классификация (самостоятельно).

5. Исследовательская стадия проектирования продукта.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА

Главный признак большинства видов продукции состоит в том, что они имеют ограниченный период спроса. Любой продукт проходит в своем развитии различные стадии. Период времени между моментом возникновения и прекращения использования продукта принято называть его жизненным циклом. Фазы жизненного цикла являются общими и включают: создание, освоение, рост, зрелость старение.

Рисунок 7.1 – Характерные зоны промышленного выпуска изделия: 1¾ Создание; 2 ¾ Освоение и начало промышленного производства; 3 ¾ Рост сбыта, расширение выпуска; 4 ¾ Устойчивый сбыт и выпуск; 5 ¾ Падение сбыта и выпуска; 6 ¾ Снятие с производства.

Для большинства продуктов характерна циклическая повторяемость этих фаз, связанная каждый раз, как правило, с освоением новой модификации нововведения. Для отдельных фаз жизненного цикла свойственны определенные организационно-экономические условия, выражающиеся в типичных формах финансирования, характере выбираемой ценовой политики, поведении на рынках, масштабе производства и сбыта продукта и пр.

Рисунок 7.2 – Примерная схема стадий и этапов жизненного цикла изделия

Таблица 7.1 –Распределение задач менеджмента по фазам жизненного цикла продукта

Создание Освоение Рост Зрелость Старение
Формирование инновационной идеи Проведение конструкторс-кой подготовки производства Наращивание производственной мощности Стабилизация поставщиков Модернизация производствен-ной базы
Маркетинговые исследования и подготовка рынков Проведение технологической подготовки производства Увеличение объема продаж Модернизация и индивидуали-зация инновационного продукта Сокращение производствен- ной инфраструктуры
Патентная (лицензионная) оценка идеи Организацион-ное проектирование производства Освоение новых рынков Поиск новых рынков Сокращение численности работающих
Проведение исследований и разработок Организацио-нно-плановая подготовка производства Формирование устойчивой сети поставщиков Проведение дополнительных исследований и разработок Ликвидация запасов
Оценка инвестицион-ных потребностей и финансовых возможностей Начальное производство инновацион-ного продукта Совершенство-вание технологии, организации производства и менеджмента Поиск новых сфер приложения инновационной идеи Продажа собственных ноу-хау, лицензий, патентов
Планирование подготовки производства и реализации продукта Подготовка реализации продукта Увеличение численности работающих и повышение уровня специализации рабочих мест Модернизация предпринима-тельской концепции продукта Снятие продукта с производства

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Продуктовое планирование составляет важнейший элемент системы производственного менеджмента на предприятии. Задачи продуктового планирования:

- определение направлений и пропорций в технической политике предприятия;

- установление перспективной тематики научных исследований и конструкторских разработок;

- формирование структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции;

- осуществление комплекса инновационных мероприятий.

На промышленных предприятиях продуктовое планирование выражается в формировании продуктового портфеля предприятия и планировании его производственной программы на определенный период. План производства и реализации продукции (производственная программа) ─ это задание по производству и реализации определенного количества продукции установленной номенклатуры (ассортимента) и качества. Номенклатурой продукции называется классифицированный перечень изделий, характеризующий основное направление производства в отрасли. В машиностроении существует три ступени детализации номенклатуры. Наиболее укрупненная номенклатура ─ сводно-плановая; затем идет групповая, в которой каждый пункт сводно-плановой номенклатуры расшифровывается по группам однородной продукции. И наконец, номенклатура развернутая (или специфицированная) по видам, типам, маркам.

Более дробное деление продукции отражается в ассортименте, т.е. в соотношении продукции внутри отдельного ее наименования по артикулам, размерам, сортности.

При разработке плана производства и реализации продукции применяют следующие измерители объема производства: натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые.

На предприятиях различают стратегическое и оперативное продуктовое планирование. Стратегические планы формируют научную и продуктовую политику предприятия на долгосрочную перспективу, определяющую состав развиваемых научно-технических направлений, структуру рынков и характер проведения из них, перспективные сдвиги в структуре и порядок обновления выпускаемой продукции, требования к техническому развитию предприятия. Оперативные планы составляемые на год, обеспечивают реализацию стратегических решений и предусматривают формирование конкретного тематического плана научно-технических мероприятий и производственной программы.

Процесс продуктового планирования включает информационное обеспечение, аналитические исследования, маркетинговые разработки, экономические обоснования и сметные расчеты, а также оценки собственного потенциала и обоснования управленческих решений.

Общий процесс продуктового планирования инноваций содержит три основные стадии расчетов:

- формирование продуктовых предложений;

- оценка предложений и отбор продуктов;

- формирование сбалансированного плана.

Продуктовым портфелем принято называть возможную совокупность продуктово-рыночных и научно-технических направлений деятельности предприятия на длительную перспективу, обладающую наибольшей способностью по обеспечению потенциала прибыли предприятия. Главным компонентом продуктового портфеля выступает продуктово-рыночное направление как комбинация предполагаемого инновационного продукта и определенного сегмента рынка. В качестве формы представления продуктового портфеля при планировании инноваций в мировой практике используют так называемые портфельные матрицы.

 

Рынки Освоенные рынки Новые рынки
Продукты
Освоенные продукты Интенсификация рынков: - позиционирование продукта - резервирование ниши рынка Развитие рынков: - вариация продуктов - аппликационные исследования (расширение области применения продукта)
Новые продукты Развитие продуктов: - исследования и разработки - модификации продуктов Диверсификация

 

 

Таблица ─ Виды перспективной продуктовой политики предприятия

Продукты Продукты Продукты Продукты
А1 Б1 А1 Б1 А1 Б1 А1 Б1 С1
А2 Б2 А2 Б2 А2 Б2 А2 Б2 С2
А3 Б3 А3 Б3 А3 Б3 А3 Б3 С3
А4 А4-М А4 А4
    А5  
    А6  
Стабилизация Модификация Вариация Диверсификация

 

Инновационную политику, связанную с созданием нового продукта и продвижением его на новые рынки принято называть диверсификацией, то есть расширением научного или производственного профиля предприятия за счет создания и освоения производства качественно новой продукции и освоения новых рынков ее реализации. Это наиболее сложная, рискованная и самая перспективная концепция инновационного развития с точки зрения создания потенциала успеха.

В мировой практике различают три вида диверсификации при формировании продуктовой политики: горизонтальную, вертикальную и смешанную. Вертикальная диверсификация связана с расширением научно-производственного профиля за счет развития новых научных направлений и освоения инновационной продукции.

Горизонтальная диверсификация связана с инновациями, направленными на расширение состава и структуры рынков реализации продукции предприятия.

Смешанная форма диверсификации отражает наиболее интенсивную и рискованную инновационную концепцию предприятия. Осуществление масштабной диверсификации при формировании продуктовых планов возможно путем реализации следующих инновационных мер: проведение собственных научных исследований и разработок, приобретение лицензий на использование чужих разработок, расширение производства за счет приобретения новых предприятий, развитие кооперации с партнерами.

Анализ возможных сочетаний форм и методов диверсификации производства на основе инновационных процессов может осуществляться с помощью специальной матрицы. Он позволяет предприятию сформировать целостную продуктовую политику, ориентированную на масштабные инновации.

Таблица 1.2 – Формы и методы инновационной диверсификации предприятия

Формы Методы Горизонтальная диверсификация Вертикальная диверсификация Смешанная диверсификация
Собственные исследования Д1 Д2 Д3
Приобретение лицензий Д4 Д5 Д6
Приобретение инновационного продукта Д7 Д8 Д9
Кооперация Д10 Д11 Д12

 

Анализ портфельных матриц по отдельным продуктам способствует формированию предложений к тематическому плану инновационной деятельности предприятия.

 

3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Понятие «инновации» относится к широкому кругу нововведений в различных сферах производства и обращения товаров: новым продуктам или услугам, способам их производства, новшествам в организационной, финансовой или сервисных сферах, любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или создающим условия для такой экономики.

Под инновациями понимается конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

В соответствии с этим признаком принято различать инновации, связанные с развитием:

- продуктов;

- технологий;

- сырья и материалов;

- элементов систем управления;

- рынков реализации продуктов и услуг.

Новая техника ¾ новые более совершенные орудия труда.

Передовой производственный опыт ¾ совокупность новых и прогрессивных знаний и навыков, воплощенных в технические конструкции, технологии, организацию производства, применение которых в других объектах может дать положительный результат.

Ноу-хау ¾ не защищенные охранными документами и неопубликованные знания или опыт научного, технического, управленческого или иного характера (незапатентованные изобретения, технологические режимы, материалы, методы контроля, способы организации производства).

Интеллектуальная собственность ¾ часть интеллектуальной собственности, используемой в промышленности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения.

Технология ¾ знания, умения и методы, необходимые для производства и совершенствования товара. Существуют различные определения понятия технология. Технология  (от греч. techne  искусство, мастерство, умение)  совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния сырья или проведения работ. К перерабатывающим средам, объектам воздействия технологии относятся материальные ресурсы (металл, химические вещества, растительные продукты, пластмассы, стекло, минеральное сырье) и нематериальные ресурсы (информации, финансы, знания). Технология  производственная деятельность (Кристан Вольф, конец XII в., энциклопедия «Логика»). Технология  это искусство организованно и осмысленно объединять и реализовывать комплексный набор знаний, ноу-хау, информации, методов, финансовых средств и технических ресурсов. Технология включает теоретические знания, оборудование, инструмент, ноу-хау и практический опыт.

Таким образом, технология  это определенная совокупность и последовательность способов (методов, приемов) соединения средств труда и рабочей силы в процессе изготовления продукции или выполнения работ.

Проект ¾ это последовательность взаимосвязанных действий, требующая вовлечения нескольких участников.

Управление проектом ¾ это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Продуктовые инновации, предусматривающие создание новых или усовершенствование выпускаемых продуктов, представляют собой тип инноваций наиболее распространенный и важный для обеспечения конкурентоспособности производственного предприятия.

Структура типичного инновационного процесса создания нового продукта состоит из трех фаз:

- исследовательская фаза или фаза формирования концепции продукта;

- фаза проектирования нового продукта

- фаза освоения производства нового продукта и продвижение его на рынок.

В последнее время широко распространяется практика ускоренного проектирования на основе совмещения отдельных фаз и стадий инновационного процесса, получившая название совмешенного проектирования (concurrent engineering, CE). Принцип совмешенного проектирования используется, как правило, на фирмах, осуществляющих неоднократные масштабные инновационные проеты, направленные на обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие технологии и организации производства, расширение рынков сбыта продукции. В этих условиях появляется возможность формировать устойчивые группы специалистов, тесно взаимодействующих между собой и в рамках межпроектной координации и интеграции. Как правило, технической и организационной основой такой интеграции является внутрифирменная типизация и стандартизация процессов и узлов, позволяющая использовать принципы модульного проектирования для создания новых или модернизации имеющихся образцов продукции.

5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАДИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДУКТА

Развитие современного производства конкурентоспособной продукции немыслимо без масштабных, ориентированных на долгосрочный период научных исследований.

Научно-исследовательские работы (НИР) ─ это целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей создание новой информации об объектах, явлениях или процессах, происходящих в природе, обществе или технике.

В зависимости от целей, содержания и характера результатов различают:

- фундаментальные исследования;

- поисковые исследования;

- прикладные исследования.

 

Рисунок ─ Особенности различных видов исследований:

ФИ – фундаментальные исследования; ПИ ─ поисковые исследования; ПрИ ─ прикладные исследования; ОКР ─ опытно-конструкторские разработки

Фундаментальные исследования, как правило, имеют наиболее общий и абстрактный характер. Они направлены на расширение знаний и понимание наиболее общих закономерностей, действующих в природе, технике, обществе, без проникновения в области их конкретного применения.

Поисковые исследования выполняются, как правило, на базе полученных результатов фундаментальных исследований и направлены на создание задела в целях его дальнейшего использования в прикладных разработках. Главные задачи поисковых исследований заключаются в следующем:

- изучение возможности применения известных или вновь открытых явлений и закономерностей для создания новой техники, технологии или материалов;

- оценка и прогнозирование развития отдельных направлений науки, техники и технологии;

- поиск сфер, областей и изучение условий применения новых решений и открытий (так называемые аппликационные исследования).

Прикладные исследования направлены на решение конкретных научно-технических и организационно-экономических проблем, связанных с выполнением последующих проектных разработок.

Прикладные исследования включают:

- поиск путей улучшения существующих конструкций, технологий или материалов в целях повышения конкурентоспособности продуктов;

- определение способов использования новейших достижений науки и техники для создания новой конкурентоспособной продукции;

- проведение аналитических работ по обобщению опыта конкурентов и исследованию рыночной конъюнктуры;

- выполнение модельных разработок, проведение экспериментальных и испытательных работ.

Этот вид исследования более строго ориентирован на потребности рынка, обычно регламентирован по времени и исполнителям. Затраты при проведении прикладных исследований резко возрастают по сравнению с другими видами исследовательских работ. Планирование основывается на укрупненных нормативных расчетах и предусматривает наличие опытно-экспериментальной базы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал