Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация, развитие, воспитание






Групповая работа на лекции - схематично отобразить соотношение понятий.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, реализуемое фактически на всех этапах его жизни.

Развитие человека может быть условно разделено на «природное» - физическое, физиологическое и «социальное» - усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализацию.

Развитие человека – общий процесс становления человека.

Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями:

-стихийное взаимодействие с обществом в различных жизненных обстоятельствах;

- влияние государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

- целенаправленное создание условий для развития человека (воспитание);

- саморазвитие и самовоспитание человека.

Воспитание – относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

Семейное воспитание – объект семейной педагогики.

Религиозное воспитание – объект конфессиональной педагогики.

Воспитание в криминальных, тоталитарных политических, квазирелигиозных сообществах – ди- или контрсоциальное воспитание.

Воспитание государством и обществом в создаваемых для этого организациях – социальное воспитание (общественное), которое и является объектом изучения социальной педагогики.

Задача социальной педагогики – охарактеризовать картину социально-педагогической действительности:

- понять, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах;

- научиться (уметь) создать благоприятные обстоятельства для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации.

- узнать, как можно уменьшить эффект влияния тех еблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека.

Общая цель социальной педагогики – научно-педагогическое обеспечение социальной работы и формирование регулируемых отношений в макро- и микросоциуме.

Категории социальной педагогики:

Обсуждение: перечислить категории социальной педагогики, определить заимствованные из педагогики, акцентировать внимание, что некоторые категории педагогики тоже заимствованные, указать на связь между науками.

Социальная среда– целостное психосоциальное пространство, образованное определенным кругом лиц и многообразием факторов.

Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляется его повседневная деятельность, отношения и общение.

Социальное воспитание – создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Социальный педагог – специалист, который оказывает помощь детям и семье в решении проблем в процессе социализации.

Социализация – процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, качеств).

Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальное конструирование – особая форма оказание социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных форм общения.

Социальная поддержка – это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Социальная помощь - это система гуманитарных услуг: правоохранительных, образовательных, реабилитационных, консультационных, благотворительных, которые оказываются социально незащищенным людям в целях улучшения их социального положения.

Разделы социальной педагогики:

Совместное составление схемы.

Философия социального воспитания разрабатывает трактовку сущности социального вос­питания и его задач; подходы к соотношению разви­тия, социализации и воспитания; определяет ценности и прин­ципы социального воспитания и т. д.

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации.

Социально-педагогическая виктимология исследует те кате­гории людей, которые стали или могут стать жертвами неблаго­приятных условий социализации, в ней определяются направле­ния социальной и педагогической помощи им.

Теория социального воспитания описывает, объясняет и про­гнозирует функционирование социального воспитания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал