Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и законы развития бытия. Детерминизм и индетерменизм






Проблемы бытия. Бытие как философская категория и 2. Общая характеристика бытия в мире. Уровни бытия

Бытие - философская категория, которая обозначает независимое от сознания существование объективной реальности - космоса, природы, человека. (Если она вас спросит, «как это так, что значит существовать без сознания?», приведите в пример парализованного человека. Он существует, но сознания у него нет, ибо атрофированы нервные окончания мозга. Понимаю, что пример печальный, но для того, чтобы понять термин, самый точный).

Тут важны Хайдеггер и Ясперс

В творчестве Хайдеггера два периода: ранний и поздний. Нам больше важен ранний: Человек существует и его бытие есть фактическая жизнь ёпта (она протекает во времени, конкретна, случайна, уникальная и неповторимая вся такая). Фактическая жизнь представляет подлинное бытие. У Хайдеггера жизнь - «здесь-бытие»: возможность быть, существовать, реализовываться в настоящем, становление чего-то другого, чего не было ранее.

Подлинное существование человека состоит в жизни лицом к смерти (короче, если ты мужик, если есть яйца, понимаешь, что сдохнуть можешь, ты живёшь). Это позволяет человеку переносить временность бытия, именно в этом раскрывается смысл человеческого бытия (ахуенно: смысл бытия заключается в понимании смерти).

Но самый угар состоит в том, что в конце жизни до Хайдеггера дошло, что рационально бытие познать невозможно.

Общая характеристика бытия:

1. Антитеза: Бытие - Ничто

2. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга

3. Мир - беспредельная и непреходящая целостность

4. Природное и духовное, индивидуальное и общественное существуют

5. Мир - реальность, с которой человеку приходится сосуществовать

Бытие по способу существования делится на два: мир физических состояний и психических. Два вида в совокупности дают 4 категории: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социальное.

Три уровня Бытия у Ясперса (норм мужик):

1. Мир - рассматривается человеческая жизнь в мире

2. Экзистенция - собственное существование человека, не зависящее от внешних условий)

3. Трансценденция - нечто потусторонние, что составляет основу жизни.

Если за 3 пункт брать теорию о Богу, то, согласно Ясперсу, 1) он есть, 2) есть требование, которое идёт из трансценденции в мир через нашу свободу, 3) реальность мира обладает наличным бытием между богом и экзистенцией.

Мераб Мамардашвили рассматривал философию и как мышление о предметах под углом зрения конечной цели истории и мироздания. А такой целью является стремление стать человеком.

Принципы и законы развития бытия. Детерминизм и индетерменизм

Я не поняла, зачем был включен этот тезаурус. Вообще, принципы и законы (Бытие-Ничто, все дела) развития написаны в 1 и 2 билетах, которые я имела наглость объединить.

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимо­связи и взаимообусловленности явлений материально­го и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. причинно-следственной связи!

Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объек­тивно существующих форм взаимосвязи явлений, мно­гие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имею­щих непосредственно причинного характера, т. е. пря­мо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.

В домарксистском Д.: он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводи­лась за пределы Д., статистич. связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации яв­лений.

Ядром марксистской концепции социального Д. яв­ляется признание закономерного характера обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопреде­ляют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во мно­гом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. То есть, всё случайно.

Детерминизм бывает: космологический (природа), теологический (Бог), антропологический, этический (человеческая воля).

Индетерминизм бывает: онтологический (причины нет) и методологический (причина не может быть определена).

Индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал