Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственные здания






 

Благоприятный цветовой (и световой) климат в производственных зданиях — одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей, а следовательно, одно из условий повышения производительности труда и качества продукции. Проблема эстетизации производственной среды — не только эстетическая и не только экономическая, но и социально-политическая. Ее значение трудно переоценить.

Художник, проектирующий производственные интерьеры, должен в одинаковой мере владеть как искусством «живописи в пространстве», так и наукой о цвете и его воздействии на человека; ему необходимо также знать правила и нормы цветовой отделки этого типа зданий, выработанные советской и зарубежной наукой.

Проектирование цветовой отделки производственного помещения начинается с анализа следующих факторов: назначения помещения; характера протекающих там процессов (категория работ, разряд зрительной работы);

освещения (количественные и качественные характеристики); санитарно-гигиенических условий в помещении (выделение вредностей, их тип);

особенностей объемно-пространственной структуры интерьера (абсолютные размеры и пропорции помещений, их планировочное решение, степень насыщенности оборудованием и коммуникациями, характер конструктивного решения и др.); цветовых предпочтений людей (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий); цветового климата окружения (места постройки); характера имеющихся отделочных материалов, технических возможностей. В зависимости от этих факторов определяется тип цветовой гаммы и основные характеристики цветового решения.

Художник, проектирующий цветовую отделку производственного интерьера, обязан руководствоваться нормами, общими или отраслевыми Эти нормы основаны на принципах, изложенных в первой главе данной части. Задачу проектирования цветового климата производственной среды можно вкратце сформулировать следующим образом: обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте (при этом имеется в виду как физиологический, так и психологический комфорт). Цвет в производственной среде должен помогать человеку, а ни в коем случае не мешать.

В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению противоречат друг другу. Так, например, для обеспечения зрительного комфорта окраску механического цеха следует решать в теплой гамме, но если этот цех ориентирован на юго-запад и находится в районе 45° северной широты, то во второй половине дня он будет подвергаться активной инсоляции и, значит, желательна холодная гамма. Какому же фактору отдать предпочтение? Тому, который имеет наибольшее значение в данных условиях. Такой решающий фактор обычно называют критерием оптимальности цветового решения.

С производственными вредностями можно бороться и другими путями. Так, в нашем примере целесообразнее всего будет ограничить инсоляцию при помощи регулируемых солнцезащитных устройств, а окраску все-таки предпочесть в теплой гамме (или нейтральной).

Нередки случаи, когда решающим критерием при выборе цветовой гаммы следует считать эстетический, даже если он вступает в противоречие с функционально-технологическим. Высокие эстетические качества среды способны дать многосторонний полезный эффект, окупающий все издержки.

Производственному интерьеру, по-видимому, должна быть свойственна определенная специфика цветового климата, какие-то свои эстетические нормы. Производственный интерьер в отношении цвета должен отличаться от общественного или жилого так же, как, например, официальная одежда отличается от домашней. Действующие нормы предписывают лишь основные принципы гармонизации цвета в производственном интерьере. Попытаемся сформулировать их более подробно.

1. Количество основных цветов должно быть минимальным. В одном помещении (или его автономном участке) количество колеров не должно превышать 2—3. Для решения цветовой схемы самого крупного предприятия достаточно 12—14 колеров (не считая бытовых помещений).

2. Тип цветовой композиции должен быть ясным и легко узнаваемым. Предпочтительнее монохромная или полярная композиция, возможны сочетания и в среднем интервале (при тщательном соблюдении единства гаммы).

3. На основных поверхностях не следует применять цвета верхней части круга: красный, пурпурный, оранжевый, а также фиолетовый. В насыщенном виде эти цвета чрезмерно возбуждают и раздражают, а в раз-беленном и ломаном вызывают негативные ассоциации и потому относятся к «запретным» цветам.

4. По психологическому воздействию в производственном интерьере уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, терпкие, суровые, бодрые, деловые; неуместны: слащавые, приторные, пошлые, сентиментальные и т. д.

5. Не следует употреблять слишком «открытые» цвета и диссонирующие сочетания; например, недопустимо сочетание холодного желтого с оранжевым, тепло-коричневым или любым другим теплым цветом. Иными словами, следует придерживаться классического типа цветовых сопоставлений.

6. Очень важно следить за чистотой в производственном помещении и своевременно обновлять окраску, тогда она будет производить благоприятное впечатление даже при недостаточно тонкой гармонизации.

7. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов: дерева, металла, камня, а также керамики, стекла или пластмассы.

8. При окраске оборудования следует согласовывать его размер с «масштабом» цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет. При окраске основных поверхностей в помещении поступают наоборот: чем обширнее помещение, тем более насыщенной может быть окраска его стен, пола и пр.

9. Цветовая схема должна обеспечивать как единство цветового решения производственной среды, так и разнообразие визуальной структуры при переходе из одного помещения в другое, а также при смене точек зрения.

10. В помещениях, не имеющих контактов с окружающей средой, следует вводить как можно больше «натуральных» средневолновых цветов, а также использовать озеленение цехов и уголков отдыха живыми растениями, устраивать бассейны и газоны, экспонировать пейзажную и натюрмортную живопись.

Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строится по контрасту с цветовой схемой производственных помещений. Так, вестибюль, столовая и душевые решаются в более оживленной и насыщенной гамме, чем цеха. Отдыхая от производственного процесса, рабочий получает здесь как бы эмоциональную зарядку; активность цвета помогает снять утомление от монотонности труда. Даже в таких помещениях, как заводская библиотека или клубный зал, по-видимому, уместна более насыщенная и контрастная гамма, чем в аналогичных учреждениях вне заводского комплекса. Впрочем, решение этого вопроса целиком зависит от характера производства и общей цветовой схемы предприятия. Возможны случаи, когда в бытовых помещениях требуется не возбуждающая, а успокаивающая обстановка.

Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии с установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме работы, об опасности, о содержимом емкости, о фазе тока и пр. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета, которые делят на сигнальные (основные и вспомогательные), отличительные и опознавательные.

Основные сигнальные цвета и их значение:

а) красный — «стоп», запрещение, явная опасность, противопожарные средства;

б) желтый — внимание, предупреждение о возможной опасности;

в) зеленый — безопасность, разрешение, путь свободен. Вспомогательные сигнальные цвета и их значение:

а) оранжевый — опасность, явная или потенциальная;

б) синий — информация.

 

При окраске баллонов, трубопроводов, электрошин и прочего оборудования необходимо руководствоваться нормами.

Следует помнить, что деловой характер производственного интерьера отнюдь не исключает образного и художественного подхода к его решению. Как и всякий другой интерьер, он может быть полноценным произведением искусства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал