Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антимонопольная политика России в отношении естественных монополий






В современных рыночных условиях очевидна зависимость государства от эффективности работы естественных монополий. Предприятия естественных монополий выступают в роли экономических гарантов государства и общества в целом.

Избавиться от зависимости невозможно в связи с положительными особенностями естественной монополии, поэтому следует регулировать деятельность естественных монополий соответствующими специальными органами, чтобы использовать их потенциал для развития экономики страны.

Государственное регулирование естественных монополий должно основываться на следующих основных принципах [20]:

- достижение равенства интересов потребителей и субъектов естественных монополий;

- удовлетворение спроса потребителей товаров и услуг монополистов;

- взаимная ответственность руководителей хозяйствующих субъектов и органов регулирования их действий.

Следует заметить, что формы и методы государственного воздействия на естественные монополии всегда зависят от этапа реформирования экономической системы в целом.

Также необходимо отметить, что одними из факторов регулирования деятельности естественных монополий являются их реформирование и процессы внедрения конкуренции. Эти факторы должны осуществляться при непосредственном контроле со стороны государственных органов, так как отрасли естественных монополий являются в большинстве своем стратегическими отраслями народного хозяйства. При этом должны быть учтены интересы самих хозяйственных субъектов, общества и государства.

Государство может использовать различные методы регулирования естественной монополии:

1 Тарифное регулирование: различают два способа тарифного регулирования, такие как «издержки плюс прибыль» и «ценовой потолок». Первый метод не создает стимулов к эффективности, а прямо поощряет «накручивание» затрат. Цена на продукцию естественной монополии не может быть установлена на уровне цены совершенной конкуренции, так как при этом она становится ниже средних издержек, и фирма несет убытки. Проблема второго метода состоит в асимметрии информации между естественным монополистом и регулирующим органом. Регулирующий орган практически не в состоянии определить тот начальный уровень «ценового потолка», при котором естественный монополист, работая эффективно, не накапливал бы убытки. В качестве ориентира регулятор может рассматривать наиболее эффективные предприятия отрасли. Использование прямой конкуренции за рынок является более действенным механизмом установления начального уровня «ценового потолка», потому что объективные различия в издержках и асимметрия информации затрудняют прямое сравнение между собой.

2 Налоговое регулирование: изъятие в государственный бюджет части уже полученных доходов в форме налога на прибыль является относительно эффективным способом налогообложения, так как государству трудно обосновать дифференциацию налоговых ставок для различных отраслей. Косвенное налогообложение может оказаться малоэффективным, либо привести к отрицательным последствиям.

3 Организация конкурентных торгов за право доступа в отрасль: является достаточно эффективным способом регулирования естественной монополии. В торгах по объективным причинам могут участвовать далеко не все предприятия, а только те, которые располагают соответствующими ресурсами и технологиями. В России используется следующая форма регулирования - сохранение контрольного пакета акций компании в собственности государства и назначение конкурсного управляющего.

4 Контроль качества продаваемых товаров и услуг: для контроля уровня качества товаров или услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта: включение показателей качества в регулируемую цену; компенсация потребителям за счет фирмы в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня [5].

Применение антимонопольного законодательства на практике встречается с различными трудностями. Во-первых, понятие естественной монополии, представленное в Федеральном законе «О естественных монополиях», допускает неоднозначную трактовку. Например, в законе противопоставляются понятия естественной монополии и конкуренции. Кроме того, недостаточное внимание уделяется установлению границ естественных монополий и их идентификации.

Многие экономисты сходятся во мнении, что государство должно осуществлять регулирование цен в сфере естественных монополий. Однако необходимо обеспечивать выгодное для государства функционирование и развитие монопольных секторов экономики.

Итак, регулирование естественных монополий является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают нормальное функционирование экономики. Антимонопольное законодательство должно быть разумным и взвешенным, а его реализация работниками регулирующих органов должна быть умеренной, поскольку слишком жесткий контроль может привести к дисбалансу рыночных отношений. Из этого следует, что в силу своей значимости естественные монополии могут оказывать положительное влияние на экономику страны и являются необходимыми условиями для его позитивного функционирования.


 

Заключение

Естественные монополии являются неотъемлемым элементом экономической системы любого государства, независимо от его социально-экономического, политического и общественного устройства.

Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики, поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот.

Если предприятие смогло стать монополистом в своей области, то это говорит о его силе и о грамотном управлении. По всему миру идет специализация. Целые страны становятся монополистами. Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии).

Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал