Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В инструментальной музыке






 

Простой двухчастной называется форма, состоящая из двух частей, в первой из которых излагается тема в форме периода, а во второй она развивается (в схемах первая часть обозначается а, вторая – b). В инструментальной музыке простая двухчастная форма – репризная и безрепризная. В репризной форме, встречаемой редко, во втором предложении второй части повторяется одно из предложений первой части, выполняя функцию репризы. В безрепризной, используемой в большинстве случаев, такого повторения нет. В связи с этим в репризной форме изменяются масштабы развивающего построения: оно занимает одно предложение (4 такта), в безрепризной – всю вторую часть (рис. 9).

 

Типы І ПЕРИОД ІІ ПЕРИОД
простой двух-частной формы     РЕПРИЗНАЯ І пред-ложение ІІ пред-ложение І предложение ІІ предложение
     
изложение темы развитие темы реприза
а а1 b а1
а b с b(а)
       
       
БЕЗРЕПРИЗНАЯ   изложение темы   развитие темы
а а b b 1
а а1 b с
а b с d

 

Рис. 9. Простая двухчастная форма в инструментальной музыке

 

Сфера применения простой двухчастной формы – инструментальная миниатюра в большинстве случаев из детского репертуара («Детский альбом» П.Чайковского).

Простой трехчастной формой называется репризная форма, в первой части которой излагается тема в форме периода, во второй – середине – она развивается, а в третьей – репризе – повторяется точно или варьированно (в схемах обозначается: а–b–а 1 ). Два типа трехчастных форм господствуют в инструментальной и вокальной музыке: однотемная и двухтемная. Последняя из них применяется редко (рис. 10).

 

  І часть Тглавная тональность) ІІ часть, середина D(доминантовые тональности) ІІІ часть, реприза Т(главная тональность)  
ОДНОТЕМНАЯ  
а b а(а1)  
изложение темы в форме периода развитие темы І части повторение темы І части точное или видоизмененное  
         
ДВУХТЕМНАЯ І часть Т(главная тональность) ІІ часть, середина D(доминантовые тональности) ІІІ часть, реприза Т(главная тональность)  
а b а  
изложение 1-й темы в форме периода изложение новой 2-й темы в форме периода (редко) повторение 1-й темы  
  b    
  развитие темы 1-й части + изложение новой 2-й темы (редко)    

 

Рис. 10. Типы простой трехчастной формы

 

В однотемной форме после изложения темы в первой части во второй – она развивается, а в третьей – повторяется. В двухтемной трехчастной форме в середине вместо развития темы первой части излагается вторая новая тема, в репризе же вновь повторяется первая тема. Строго говоря, двухтемная трехчастная форма должна быть отнесена к промежуточным формам, так как по тематическому признаку – наличию двух разных тем – она принадлежит уже не к простым, а к сложным формам. По структурному же признаку и масштабам вторая и третья части в ней излагаются в форме периода, значит, вполне соответствуют требованиям простых форм.

Важной чертой трехчастных форм является принцип репризности, один из основополагающих принципов музыкального формообразования в целом. Тип репризы во многом определяет динамику формы, ее внутреннее единство, выявленность процессуального и архитектонического начал. В любой музыкальной форме всегда взаимодействуют два взаимодополняющих начала: архитектоническое и процессуальное. Первое из них проявляется в подчеркивании четкости, ясности, расчлененности формы на разделы, построения, части. Второе – в слитности, неделимости, единстве всех составляющих элементов произведения. В связи с этим тот или иной тип репризы как итоговой части может усиливать либо архитектонические свойства композиции, либо процессуальные.

Три типа реприз выявляют индивидуальность каждой простой трехчастной формы: 1) точная реприза, или буквальная;
2) варьированная реприза с изменением внешнего облика темы (варьирование элементов мелодии, ритма, ладогармонических или фактурных средств); 3) динамическая, или динамизированная, предполагающая коренное изменение внутренних качеств темы, способствующая трансформации образа. Первый тип репризы усиливает архитектонические черты формы, последний подчеркивает процессуальные. Неполная, или сокращенная, реприза встречается только в сложных трехчастных формах (табл. 12).

 

Таблица 12


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал