Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перекрестная эластичность. Эластичность по доходу.






Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных.

Измерения эластичности по доходам показывают, относится ли данный товар к категории «нормальных» или «низших».

Эластичность спроса по доходам равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению дохода и может быть выражена в виде следующей формулы: где

E1D – коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода;

Q0 и Q1 – величина спроса до и после изменения дохода;

I0 и I1 – доход до и после изменения.

На эластичность спроса большое влияние оказывает наличие на рынке товаров, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, т. е. товаров-заменителей. Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше у покупателя возможностей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае роста его цены.

С увеличением доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, бытовой техники. Но существуют товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей: вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т. п.).

На товары первой необходимости, такие, например, как хлеб, спрос относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба относительно эластичный. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен.

При наличии на рынке значительного количества конкурентов спрос на продукцию фирм, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, будет относительно эластичен. При росте конкурентоспособности фирм, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.

Для определения степени влияния изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.

Перекрестная эластичность – зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга.

Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (от англ. cross).

Значение коэффициента зависит от того, какие товары рассматриваются – взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Коэффициент перекрестной эластичности положителен, если товары взаимозаменяемые; отрицателен, если товары взаимодополняемые, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен.

Таким образом, определив значение коэффициента перекрестной эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми, и соответственно, как изменение цены на один вид продукции, который производится фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут фирме при принятии решений по ценовой политике на выпускаемую продукцию.

На ценовую эластичность большое влияние оказывает фактор времени. Спрос менее эластичен в коротком промежутке времени и более эластичен в длительном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется возможностью потребителя с течением времени изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

26.Конкуренция: сущность и методы.

Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Положительные стороны конкуренции:

  • Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  • Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  • Конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  • Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  • Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  • Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  • Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  • Конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

  • Беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  • Многочисленность банкротств и безработицы.

Методы конкуренции:

  • На основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  • На основе критерия повышения качества сервиса товара;
  • На основе снижения цены (ценовая);
  • На основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;
  • На основе повышения качества управления;
  • На основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

  1. При производстве товара:

· Производительность труда;

· Уровень налогообложения;

· Внедрение научно-технических разработок;

· Размеры прибыли предприятия;

· Величина оплаты труда.

  1. При его потреблении:

· Продажная цена товара;

· Качество;

· Новизна;

· Послепродажное обслуживание;

· Уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

  1. Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  2. Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  3. Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  4. Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5. Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

· Продажа личного товара по цене конкурента

· Снижение цены потребления товара

  1. Незаконные методы:
  • Антиреклама товаров конкурентов;
  • Производство товаров имитаторов (подделка);
  • Промышленный шпионаж;
  • Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал