Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методики диагностики узости - широты диапазона эквивалентности
Методика «Свободная сортировка объектов» состоит в следующем [Gardner et al., 1959]. Испытуемому предлагается разложить 75 предметов на группы наиболее удобным, логичным и естественным, с его точки зрения, спосо- бом. Подчеркивается, что задание не имеет единственно правильного ре- шения и что каждый выделяет группы по-своему.
Показатели: количество выделенных групп; количество объектов в наиболь- шей по объему группе; количество групп, состоящих из одного объекта. Чем больше выделенных групп, тем уже диапазон эквивалентности (соответствен- но, выше понятийная дифференциация). Крайним проявлением узости диа- пазона эквивалентности считается компартментализация — склонность выде- лять чрезмерно большое количество групп, состоящих из одного объекта.
Широко известна модификация методики «Свободная сортировка объектов», предложенная В. Колгой. В качестве стимульного материала в данном случае выступают написанные на отдельных карточках 35 слов, ха- рактеризующих разные аспекты категории «время» [Колга, 1976].
В работах Гарднера и его соавторов отмечается, что узкий диапазон эк- вивалентности соотносится со следующими особенностями интеллектуаль- ной деятельности: близостью свободных ассоциаций к слову-стимулу; бук- вальностью воспроизведения и меньшей оригинальностью в рассказах по ТАТ; тенденцией приближать свои оценки к некоторой средней величи- не; предпочтением простых, симметричных фигур в тесте Баррона-Уэлша, а также склонностью предлагать более однообразные ответы при выпол- нении теста «Способы использования предмета» Гилфорда [Gardner et al., 1959; Gardner, Schoen, 1970].
По данным В. Колги, у школьников узкий диапазон эквивалентности («аналитичность») соотносится с более низкими показателями непроиз- вольного и произвольного запоминания, познавательной ригидностью (вы- сокими показателями интерференции по методике Струпа), низким тем- пом обучаемости и низкой учебной успеваемостью [Колга, 1976]. По мне- нию этого автора, «синтетичность» благоприятствует проявлению любо- знательности, способности оперировать более обобщенными понятийны- ми структурами, тогда как «аналитичность» — точности. Следовательно, аналитичность может быть истолкована как результат использования же- стких субъективных критериев или оценочных шкал с малой ценой деле- ния, а синтетичность — напротив, как результат применения мягких кри- териев или слабо дифференцированных оценочных шкал.
Лица с широким диапазоном эквивалентности («синтетики») в тесте
Психологическая характеристика основных когнитивных стилей
Роршаха дают больше ответов в связи с различными аспектами человече- ской жизни, больше выделяют целостных человеческих фигур, у них боль- ше ответов типа «человеческие движения» [Gardner et al., 1959]. При опи- сании картинок ТАТ у «синтетиков» преобладает обращенность в прошлое, т.е. ориентация на поиск причин происходящего [Яничев, 1986].
|