Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт.






СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738—1741, 1744—1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским язы­ками. С 1759 в течение 10 лет — преподаватель гумани­тарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х — странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что " замыслил умом и пожелал волею быть Со­кратом на Руси". Сформулировал открытый им закон " элиминации трудности" — своеобычное " лезвие С." — " нужность не трудна, трудность не нужна". Главные со­чинения, не издававшиеся при жизни С. и распростра­нявшиеся в рукописных списках: " Басня Эзопова" (1760), " Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" (1772), " Дружеский разговор о душевном мире" (1775), " Потоп змиин" (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилис­тику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия " Природа" и " Бог" (безуслов­ное условие действительности, умозрительная и без­личная " форма", законоорганизующая " материю", а так­же своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С., " истинный человек и Бог есть то же". Создатель концепции всеобъемлющих " трех миров": " макрокосм" (природа), " микрокосм" (че­ловек) и " мир символов", связывающий и отображаю­щий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасий — " внутрен­ней" (духовной, невидимой, божественной) и " внеш­ней" (тварной, сотворенной, материальной). (Ср. с архи­тектоникой мира в романе М.Булгакова " Мастер и Мар­гарита".) Согласно С., человеческое познание бесконеч­но, ибо осуществляется в пафосе самопознания (" по­знать себя самого, и сыскать себя самого, и найти чело­века — все сие одно значит"), в обнаружении " единого, сердечного" человека, но должно основываться на по­стоянном самоанализе и созвучии " миру символов". По­лемизировал с официальными религиозными доктрина­ми, проповедовал учение Коперника, разрабатывал под­ходы к созданию новой религии " добродетели и люб-

ви". По С., счастье достижимо лишь для человека, само­стоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную " сродность", т.е. предраспо­ложенность к какому-либо виду деятельности. Социаль­ная гармония, согласно С., достижима лишь для обще­ства таких счастливых людей. Сформулировал гениаль­ную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею " неравного всем ра­венства": " Бог богатому подобен фонтану, наполняюще­му различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный". На моги­ле С. помещена его собственная эпитафия: " Мир ловил меня, но не поймал".

A.A. Грицанов

СКОТИЗМ — схоластическое направление средне­вековой философии 14—15 вв.,

СКОТИЗМ — схоластическое направление средне­вековой философии 14—15 вв., противостоящее в каче­стве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церко­вью в качестве ортодоксии. Основоположник — Иоанн Дунс Скот. Основные представители: Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Ио­анн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрий­ский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индивидуации (лат. individuatio — индивиду­ализация), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объек­тов (" индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяю­щего признака у любых двух " индивидов". В контексте этого подхода С., развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio — различение) как имеющего своим ре­зультатом фиксацию haecceitas (" этовости") как само­тождественности индивидуального существования ве­щи в противоположность quidditas (" чтойности") как ге­нерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, — вводит трактовку дефиниции как дис­тинкции. Дистинкция как познавательный акт встреча­ется уже у Аристотеля, однако в концепции С. приобре­тает дополнительный онтологический смысл: " имма­нентная дистинкция" наряду с " дистинкцией разума". Использование последних в качестве основного мысли­тельного инструмента теоретической аналитики приво­дит к оформлению в рамках С. многих понятийных средств, вошедших в классический категориальный ап-

парат философии и приведших к значительному обога­щению философского языка. Кроме того, идея индиви­дуации, генетически восходящая к стоикам и канонизи­рованная в схоластической формулировке Фомы Аквинского, приобретает в С. новое, остро личностное звуча­ние: понятие тождественности (самотождественности) трактовалось С. как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь себе), — " тот же самый" как " единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к конституированию аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко-философской традиции интенцию, впоследствии реализовавшуюся в персона­лизме. А идея о " неделимости индивидуальной приро­ды", высказанная в рамках С., в первую очередь, приме­нительно к личности, может быть рассмотрена как сво­его рода предвосхищение холизма в психологии и кон­цепции индивидуации как становления личности, поня­того в качестве спонтанного разворачивания ее непо­вторимой " самости" в психоаналитической концепции Юнга.

М.А. Можейко

СКРИПТОР (" пишущий") — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное поня­тие " автор"

СКРИПТОР (" пишущий") — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное поня­тие " автор" (см. " Смерть Автора") и фиксирующее от­каз философии постмодернизма от наделения субъекта письма: 1) причиняющим статусом по отношению к тек­сту; 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишуще­гося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе " не существует субъекта письма" (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. " рождается одновременно с текстом и у него нет никакого бытия до и вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом". Письмо являет собой " единственно возможное пространство, где может нахо­диться субъект письма" (Р.Барт). Фигура автора тоталь­но утрачивает свою психологическую артикуляцию и деперсонифицируется: по оценке Кристевой, автор ста­новится " кодом, не-личностью, анонимом", и " стадия автора" — это в системе отсчета текста " стадия нуля, стадия отрицания и изъятия". Фактически автор есть не более чем носитель языка, и письмо, таким образом, " есть изначально обезличенная деятельность" (Р.Барт). По мысли Фуко, оно фундировано презумпцией " добровольного стирания: " маркер писателя теперь — это не более чем своеобразие его отсутствия". В контексте кон­цепции интертекстуальности С. фактически " превращается в пустое пространство проекции интертекстуальной игры" (М.Пфистер), ибо, согласно М.Бютору, в сущ-

ности " не существует индивидуального произведения. Произведение индивида представляет собой своего рода узелок, который образуется внутри культурной ткани и в лоно которой он чувствует себя не просто погружен­ным, но именно появившимся в нем".

М.А. Можейко


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал