Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 36. Композиторы французской «Шестерки».






«Шестерка» - содружество французских композиторов, сложившееся после первой мировой войны и существовавшее до середины 30-х годов. Представители: Л.Дюрей, Д.Мийо, А.Онеггер, Ж.Орик, Ф.Пуленк, Ж.Тайфер. Идейный вдохновитель - поэт и художник Ж.Кокто, автор манифеста " Петух и Арлекин", в котором ниспровергал эстетику импрессионизма. Значительное влияние композитора Э.Сати.

«Шестерка» не представляла собой направления с единой художественной программой, каждый ее член обладал самобытной творческой индивидуальностью, своим стилем. Участников группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции.

Творчество " Шестерки" оказало существенное влияние на развитие французской музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Дариус Мийо (1892–1974)

 

 

Французский композитор. Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).

Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К. Леруа (гармония), А. Жедальжа (контрапункт) и Ш. -М. Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату, которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси " Пеллеас и Мелисанда". Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси.

В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П. Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его " Бразильских напевах" (Saudades do Brasil, 1920–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с Ж. Кокто и с бельгийцем П. Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо " Протей" (Protee) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера " Эвмениды" (Les Eumenides, 1917–1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью опера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты " Бык на крыше" (Le Boeuf sur le Toit, 1919), " Сотворение мира" (La creation du monde, 1923), " Салат" (Salade, 1924) и " Голубой экспресс" (Le train bleu, 1923–1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них – " Несчастья Орфея" (Les malheurs d'Orphee, 1924), " Эстер де Карпентра" (Esther de Carpentras, 1925), " Бедный матрос" (Le pauvre matelot, 1925) и " Христофор Колумб" (Christophe Colomb, 1930). Оперу " Медея" (Medee, 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен.

Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – " Боливар" (Bolivar, ор. 236, 1943) и " Давид" (David, ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных.

После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо " Заметки без музыки" (Notes sans musique). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.

 

Артур Онеггер (1892–1955)

 

 

Французский композитор швейцарского происхождения. Родился 10 марта 1892 в Гавре (Франция). Родители Онеггера были швейцарцами, и первоначальное музыкальное образование он получил в Цюрихской консерватории (1909–1911), однако вся дальнейшая его деятельность связана с Францией. Творчество Онеггера относится к современной французской композиторской школе; среди его учителей – А.Жедальж, Ш.М.Видор и В.д'Энди.

Уже ранние сочинения Онеггера, созданные под влиянием господствовавшей тогда в музыке стилистики импрессионизма, содержат черты, предвосхищающие зрелую манеру композитора: например, линеарное письмо, сложная, иногда атональная гармония и активный ритм. К 1920 Онеггер приобрел значительную известность и стал лидером творческой группы, получившей название «Шестерки» (по аналогии с «Пятеркой» – так во Франции называли русскую «Могучую кучку»): кроме Онеггера, в группу входили Д.Мийо, Ф.Пуленк, Ж.Орик, Л.Дюрей и Жермен Тайфер. Объединение было не официальным, а чисто художественным и имело целью пропаганду новой музыки, но Онеггер, отвергая некоторые наиболее характерные для его коллег и эпатирующие публику тенденции, в течение короткого времени создал целый ряд оркестровых и театральных произведений, в которых в полной мере проявилась независимость его творческой позиции. Среди них – оратория " Царь Давид" (Le Roi David, 1921) и симфоническая пьеса " Пасифик-231" (Pacific 231). " Царь Давид", оратория для солистов, хора и оркестра, была закончена в 1923. Сильная драматическая выразительность достигается в этом произведении лаконичными, умело отобранными оркестровыми и хоровыми средствами. Пасифик-231 (название модели паровоза из серии «Пасифик 4-6-2») написан в 1923; эта пьеса представляет собой простой по замыслу, но очень удачный эксперимент в области звукоподражания.

Многие сочинения Онеггера свидетельствуют о мощи его таланта, которая ослабела лишь в последние годы жизни композитора, когда его здоровье серьезно пошатнулось. Умер Онеггер в Париже 27 ноября 1955. Среди крупных его сочинений – опера на библейский сюжет " Юдифь" (Judith, 1925, вторая редакция 1926), симфоническая поэма " Регби" (Rugby, 1928), кантата " Крики мира" (Les cris de monde, 1932), драматическая оратория " Жанна д'Арк на костре" (Jeanne d'Arc au bucher, 1935) и, наконец, " Симфония трех ре" (Di tre re, 1951). Онеггер много сочинял для театра. В 1951 вышла в свет его автобиография " Я – композитор".

 

 

Франсис Пуленк(1899–1963)

 

 

Французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования, успешно использовал свободное время для занятий по фортепиано и композиции. Настроенный вполне антиромантически, попал под влияние Э. Сати и в 1920-е годы был членом знаменитой французской «Шестерки».

Впоследствии Пуленк сохранил верность эстетической программе этой группы и продолжал сочинять добротную музыку, которая, отвергая излишества вагнеровско-штраусовской эры, культивировала простоту, безыскусственность, использовала «мюзикхолльные» мотивы и часто скрывала чувство под маской иронии.

Пуленк много писал на тексты современных ему поэтов (Кокто, Элюар, Арагон, Аполлинер и Ануй), а равным образом и на тексты поэта 16 в. Ронсара. Вокальные циклы " Стихи Ронсара" (Poemes de Ronsard, 1924–1925) и " Галантные празднества" (Fetes galantes, 1943) – в числе наиболее часто исполняемых произведений композитора. Пуленк был первоклассным аккомпаниатором при исполнении собственных вокальных сочинений. Блестящее владение фортепиано отразилось в ряде пьес Пуленка для этого инструмента, таких, как " Вечные движения" (Mouvements perpetuels, 1918) и " Вечера в Назелле" (Soirees de Nazelles, 1936). Но Пуленк был не только миниатюристом. В его наследии есть и сочинения крупной формы – например, " Месса" (1937), остроумный концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа с оркестром (1938) и другие удачные хоровые и инструментальные циклы.

Пуленк писал также музыку для театра, кино, балета; сочинил две оперы – " Груди Тирезия" (Les Mamelles de Tiresias, 1944) и " Диалоги кармелиток" (Les Dialogues des Carmelites, 1957), а также монооперу " Человеческий голос" (La voix humaine, 1959). Умер Пуленк в Париже 30 января 1963.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал