Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование. Рассмотрим особенно­сти стабилизационной политики в закрытой экономике, на ко­торую не оказываются внешние воздействия.






Рассмотрим особенно­сти стабилизационной политики в закрытой экономике, на ко­торую не оказываются внешние воздействия.

С точки зрения макроэкономического регулирования бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства по изменению государственных расходов и налогов, направленные на обеспечение производства на уровне потенциального ВВП и преодоление инфляции.

Фи­скальная политика складывается из так называемой дискреци­онной фискальной политики и автоматической. Под дискреци­онной фискальной политикой понимается регулирование госу­дарством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, за­нятость, инфляцию, экономический рост. При проведении дискреционной политики в период экономического спада государство целенаправленно создает дефицит госбюджета, увеличивая свои расходы и сокращая налоги. Напротив, при циклическом подъеме оно столь же целенаправленно создает бюджетный профицит, сокращая расходы и увеличивая налоги.

Основными разновидностями дискреционной политики можно считать стимулирующую и сдерживающую политику государства.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет целью преодоление циклического спада экономики, когда фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Она предполагает стимулирование совокупного спроса посредством увеличения государственных расходов или сокращения налогов и комбинации этих мер.

Предположим, государство решило увеличить свои расходы. Используя модель «совокупный спрос — совокупное предложение», мы видим, что эта мера ведет к росту совокупного спроса. Поскольку эконо­мика функционирует с недогрузкой и цены в коротком периоде полагаются заданными, краткосрочная кривая совокупного предложения является горизонтальной. В результате равновесный ВВП может вырасти, т.е. достигнуть своего потенциального уровня.

Следует при этом иметь в виду, что на рост совокупного спроса оказывает воздействие не только первоначальное увели­чение государственных расходов, но и эффект мультипликатора автономных расходов. Этот эффект состоит в том, что рост государствен­ных расходов вызывает рост доходов производителей. Часть полученных доходов производители тратят, еще больше увеличивая, совокупный спрос, а значит и доходы других производителей. В экономике возникает, таким обра­зом, цепная реакция повышения совокупного спроса: рост государственных расходов - рост доходов — рост расходов производителей - новый рост доходов — опять рост расходов и т.д.

В конечном счете, прирост совокупного спроса(Δ Y) составляет:

Δ Y=m Δ G

где m — мультипликатор автономных расходов, Δ G — начальный прирост государственных расходов.

В свою очередь мультипликатор автономных расходов исчисляется по формуле:

m =

где МРС — предельная склонность к потреблению.

Если предельная склонность к потреблению составляет, например, 0, 8, то мультипликатор автономных расходов равен 5. Таким образом, каждый дополнительный рубль увеличения государственных расходов вызывает прирост совокупного спроса на 5 руб.

Государство может стимулировать совокупный спрос не только увели­чением своих расходов, но и сокращением налогов. В этом случае домашние хозяйства и фирмы получают дополнительные средства, которые они могут использовать для увеличения своих расходов. Кривая совокупного спроса смещается в результате вправо, что вызывает рост ВВП.

При этом также действует эффект мультипликатора.

В общем случае рост совокупного спроса (Δ У) можно рассчитать по формуле:

Δ Y=

где Δ Т — изменение налогов.

Знак «минус» в скобке говорит о том, что при снижении налогов, когда (Δ Т) является отрицательной величиной, совокупный спрос возрастает, а при их увеличении он сокращается.

Дробь представляет собой налоговый мультипликатор.

Это коэффициент, показывающий, на сколько рублей изменяется совокупный спрос при изменении налогов на 1 руб.:

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика применяется в том случае, когда фактический ВВП превышает потенциальный, т.е. экономика работает с перегрузкой. Ресурсы становятся дефицитными, что чревато ростом цен на них, соответственно — и ростом цен на готовую продукцию, т.е. инфляцией. Для борьбы с инфляцией государство сдерживает совокупный спрос. Это достигается сокращением государственных расходов, или увеличением налогов, или комбинацией того и другого.

В результате на рис. кривая совокупного спроса сдвигается влево что ведет к сокращению ВВП до его потенциального уровня при прежнем уровне цен.

Мультипликационные эффекты при этом действуют в обратном направлении: сокращение государственных расходов или увеличение налогов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств и фирм.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы составляют другую часть фискальной политики государства — полити­ку встроенных стабилизаторов (недискреционная фискальная политика). Под автоматическим (встро­енным) стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономиче­ского положения без принятия решений со стороны прави­тельства. К встроенным стабилизаторам относятся: изменение налоговых поступлений, система пособий по безработице, со­циальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Так, во время спада доходы работников снижаются, но одновре­менно уменьшаются и выплачиваемые ими налоги. При этом при прогрес­сивной системе налогообложения налоги сокращаются в большей степени, чем падают доходы. С другой стороны, при спаде автоматически возрастают государственные расходы за счет пособий по безработице, по бедности и т.п. Наконец системы «участия в прибылях» увязывают заработную плату с прибы­лями фирм. Соответственно при сокращении прибылей уменьшаются и затраты фирм на заработную плату, а значит, и их издержки вообще.

Достижение ожидаемых результатов бюджетно-налоговой политики, так же как, и экономической политики вообще, в значительной степени зависит от того, насколько люди верят, что правительство действительно будет реализовывать обещанные им мероприятия.

Например, для стимулирования частных инвестиций правительство обещает не увеличивать налоги. Инвесторы могут, однако, опасаться, что после того, как инвестиции будут осуществлены, правительство поддастся соб­лазну пополнить бюджет за счет налогов. В результате инвестиции останутся незначительными.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал