Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В качестве конечной цели познания Декарт видел господство человека над природой.
Теория врожденных идей: Декарт выдвинул теорию о «врожденных идеях» - особом роде знаний, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Они всегда существуют в разуме Бога и человека и передаются из поколения в поколение. Эти идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примерами врожденных понятий могут служить: Бог (существует); «число», «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д. Примеры врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Последователи Декарта – «картезианцы». Вся последующая европейская философия прямо или косвенно связана с идеями Декарта Пантеизм Спинозы. Бенедикт (Барух) Спиноза Священнослужитель отлученный от иудаизма за свои идеи. Рационалист, последователь Декарта; Был пантеистом (pan-всё, teos-Бог), т.е. обожествлял природу. Бенедикт Спиноза (продолжение) Спиноза - автор наиболее разработанной философской системы Нидерландов Нового времени. Его девиз «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Основные труды: «Основы философии Декарта», «Политический трактат», «Этика». Бенедикт Спиноза, идеи: Спиноза был пантеистом, то есть он верил, что Бог заключен во всех вещах: Бог есть, он растворен в каждой частице природы. Бог – творческое начало природы (творящая природа). Природа и Бог существуют извечно, они неразделимы и неразличимы. Учение Спинозы о единой субстанции: Существует только одна субстанция, одна единая и бесконечная; Спиноза называет ее Богом и одновременно природой. (Это обожествленная природа); Т.е. субстанция = Бог = Природа. Бенедикт Спиноза (продолжение) Не существует принципиального различия между высшей субстанцией (Богом) и сотворенными им другими субстанциями. Т.о., в отличие от Декарта (бывшего дуалистом), Спиноза становится на точку зрения монизма (mono - один), признающего одно, единое первоначало мира. Модусы («способы существования» субстанции), по Спинозе - это все единичные вещи. Субстанция существует только через единичные вещи. Главные атрибуты (неотъемлемые свойства) единой субстанции – протяженность и мышление (вместе!). Каждая единичная вещь – это тело (воплощение атрибута протяжённости), и соответствующая этому телу идея (воплощение атрибута мышления). Пример: Идея протяженности – это мысль, а сама протяженность - воплощение мысли. Человек – самый сложный из модусов субстанции (ему соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело). От животных он отличается тем, что его тело дает мыслительным свойствам субстанции развиться. Душа его после смерти растворяется в божественной природе.
|