Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Империя и православие в России






Для понимания русской культуры необходимо учесть то, что Россия с 1721 г. являлась империей, то есть государством, объединившим в себе множество наций. Стало быть, проблема имперского сознания была (да и является) для России актуальной. Существенную роль в развитии имперского сознания сыграла идея мессианства русского народа, опиравшаяся на концепцию, предложенную в XV веке дьяком Филофеем: «Москва – третий Рим» (при этом Московское государство неофициально называлось вторым Израилем). Основная идея этой концепции состоит в постулировании духовной ответственности православных людей за всё человечество. Здесь не шла речь о том, что русские люди кого-то силой приведут к православию, как раз наоборот – предполагалось, что примером своего благочестия и любви к Богу русский народ образует такую духовную среду, в которой будет высокой вероятность духовного спасения всех остальных народов, причём не обязательно православных. Так же как Господь может помиловать город, если в нём наберётся 10 праведников, так и всё человечество Бог помилует, если в нём будет хотя бы один народ, любящий Бога. Через человека, как единственного разумного существа на земле, мир либо молится, либо богохульствует; так и через православный народ человечество идёт либо ко спасению, либо к погибели. В этом отношении уместно вспомнить слова В.С. Соловьёва, который уже в конце XIX века справедливо писал: «Спасающийся спасётся. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет»[36].

Собственно говоря, эта идея во многом послужила предпосылкой к формированию имперского сознания в России. Важно учесть, что утверждению концепции Филофея способствовало то, что в 1448 году митрополит Руси Иона был избран русскими епископами, а не назначен константинопольским патриархом. Основанием для складывания империи в России стало православие, поскольку слово русский определялось не столько национальной принадлежностью и используемым языком, сколько православным вероисповеданием. Именно православие, обращённое ко всему человечеству, независимое от национальных и расовых отличий людей, дало основу для формирования и развития российского многонационального государства. Более того, твёрдое следование христианским нормам позволило православным людям строить свои отношения с представителями иных конфессий на основе взаимного уважения, что подтверждает то, что с культурой может сосуществовать только культура.

Вхождение народов в состав России проходило по-разному. Например, Грузия по собственной инициативе вошла в состав России в соответствии с Георгиевским договором в 1782 году, причём, согласно указу последнего грузинского царя, Грузия переходила в состав России на вечные времена. Как справедливо писал М.Ю. Лермонтов в «Мцыри»:

 

…Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

И Божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

За гранью дружеских штыков...

 

Однако надо признать, что часть Кавказа была присоединена силой, что в конечном счёте являлось объективной необходимостью. Некоторые народы, оказавшись внутри России, не признавали государственности вообще и производили разбойничьи набеги с целью грабежа и похищения людей. Чтобы пресечь такую преступную деятельность, правительство России было вынуждено держать на Кавказе большие военные соединения и силой противодействовать преступным нападениям разбойничьих кланов. В результате этой нелёгкой борьбы народы Кавказа, присоединившись к России, приняв единые законы, прекратили междоусобные войны и встали на путь государственного развития и мирного сосуществования. Присоединение кавказских народов к России стало для них не только средством спасения от мусульманских агрессоров, но и путём к духовному возрастанию. Причём, те кавказские народы, которые исповедовали ислам, сохраняли своё вероисповедание, но при этом не нарушали светские законы Российской державы.

Присоединение Сибири началось с 1580-х годов. Сибирь была освоена в силу ряда причин. Во-первых, большинство коренных народов Сибири не имели государственного сознания и, входя в состав России, могли даже не знать об этом. Во-вторых, государственные образования в виде ханств являлись весьма слабыми и раздираемыми внутренними смутами. В-третьих, сибирские народы в русских людях видели освободителей от чрезмерно тяжёлой власти местных правителей. Многие покорители Сибири отличались благонравием и справедливостью. Примечательно то, что Ермак Тимофеевич в летописях характеризуется, прежде всего, как человек целомудренный и религиозный. Наконец, значительная роль в освоении Сибири принадлежала православию, которое в большинстве сибирских мест вытеснило традиционные религии. Также в деле освоения Сибири существенную роль сыграл указ Екатерины II, согласно которому помещики могли ссылать крепостных по собственному усмотрению. За первые 20 лет после такого указа в Сибирь прибыло 60 000 человек. В целом же с 1719 по 1795 гг. население Сибири увеличилось с 241 000 до 595 000, число же аборигенов составляло 183 000.

Во второй половине XIX века в состав России вошла Средняя Азия. Её присоединение к России было вызвано рядом причин. Во-первых, среднеазиатские ханства постоянно нападали на мирное население на юге России. Во-вторых, в этих ханствах процветала работорговля, в том числе торговля детьми и женщинами. Россия, обращавшая особое внимание на своё мессианское значение в деле утверждения христианских ценностей, не могла допускать глумления над человеческим достоинством. В соответствии с необходимостью защиты принципов справедливости, Россия приняла на себя миссию устроения государственного порядка в Средней Азии.

С 1772 по 1795 гг. произошло три раздела Речи Посполитой, что было вызвано смутами внутри Польши, в ход которых часто вмешивались Крымское ханство и Османская империя. Варшава к 1772 г. не могла защитить своё население на юге от турецких войск, поскольку была не в состоянии содержать регулярную армию. В разделе польских земель приняли участие три страны: Австрия, Пруссия и Россия, – причём во всех трёх разделах инициатива принадлежала Пруссии. Россия, проводя свою политику на территории Польши, сохранила за поляками право на собственную польскую армию, а в 1815 году Александр I даровал Польше конституцию. Конечно, упразднение польского государства тяжело переживалось в самой Польше. Вся трагичность положения польского народа в начале XIX столетия была правдиво показана в романе С. Жеромского «Пепел». В музыкальной культуре горе польской нации было выражено композитором Михаилом Клеофасом Огинским в знаменитом музыкальном произведении «Полонез», или «Прощание с Польшей». Надо отметить, что польский народ характеризовался высоким уровнем политической культуры, и ещё в 1791 году польский Сейм принял весьма прогрессивную конституцию. Тем не менее не все поляки её приняли, а некоторые даже обратились к Екатерине II за помощью, что послужило формальным основанием для введения русских войск в Польшу. В 1807 году в русской части Польши было отменено крепостное право, однако его отмена не принесла польским крестьянам реального освобождения, поскольку земли оставались у помещиков. В Польше в течение XIX столетия произошло несколько восстаний, основной причиной которых явилось стремление поляков к независимости. В конечном итоге, Польша получила независимость мирным путём уже от Советской России. Трудно сейчас представить, что было бы с Польшей, если бы Россия не включила часть польских земель в свои границы. В любом случае именно Россия, а не другие страны (не Австрия и не Германия), помогла Польше стать независимой.

Надо обратить внимание на то, что идея империи была дискредитирована В.И. Лениным, и слово империя стало иметь негативный оттенок. Вместе с тем СССР по сути остался имперским государством, поскольку объединял в своих границах множество наций, а идея мессианства из духовно-религиозного ракурса перешла в социально-политический, предполагавший установление социализма во всём мире и объединение всех народов в советской системе. Конечной целью СССР было установление во всём мире коммунизма, как самой справедливой формы общественного бытия. Именно вокруг этой идеи объединялись социалистические страны, однако основы такого объединения были лишены духовного смысла и принимали в основном политический и экономический характер. Советская культура даже в период своего стабильного развития (1970-е годы), несмотря на то, что моральный облик граждан СССР был сравнительно высоким, оказалась по сути бездуховной и обречённой на дезинтеграцию. Крушение власти, начавшей своё становление с террора против Церкви, является закономерным и неизбежным явлением. Всё же приходится констатировать то, что в России начала XXI века православная культура, как и культура в целом, переживает тяжелейший кризис.

Что же касалось межрелигиозного общения в Российской империи, то оно регулировались государственными законами, согласно которым было запрещено унижать иные религии. Так, в 1773 году был издан указ о терпимости всех вероисповеданий в Российской империи, а с 1903 году по Уголовному уложению полагалось жёстко наказывать за оскорбление любой религии.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал