Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция обществ






В сфере образования четко прослеживается линия эволюционного процесса и видны перспективы дальнейшего развития, какова должна быть новая школа. А вот определить эволюционный путь обществ, народов намного сложнее, т.к. процессы здесь идут обширные глобальные, затрагивают более глубокие пласты изменений, больше возникает взаимодействий, взаимоотношений.

В работе «Исторический процесс…» была высказана своя точка зрения на эволюцию, развитие обществ, народов, цивилизаций. Повторяться не буду, только выражу главные мысли. Народы развиваются неравномерно, оттого что эволюция дискретна, захватывает не все сразу и не в одинаковой мере, хотя носит всеобъемлющий характер действия – в одних частях процессы происходят активнее, чем в других; имеет импульсивный (взрывной) переходящий момент. Импульс скапливается то в одном месте, то в другом, взрываясь бурным развитием того или иного народа (цивилизации).

Эволюция имеет освобождающий характер развития, когда появляется пространство для нового эволюционного процесса. Само по себе пространство не возникает и не возникает в любой момент развития, а лишь при определенных стечениях обстоятельств и факторов. Этот период наступает, когда старая система и в ней доминирующий народ, теряет заряд, силу. Приходит очередь другого народа, который ожидал свой час, накапливал энергию, развивал свою новую систему и с которой начнет следующий этап эволюционного процесса. Но не любой народ способен продолжить эволюцию, а тот, кто уже готов поднять развитие на следующий уровень. Какой именно народ выйдет на эволюционную прямую и станет ее двигателем, будет зависеть от многих факторов. В первую очередь это касается факторов динамичных и в особенности начального этапа развития народа, – в какой среде он зарождался, какая культура была образована. Тот народ, который создаст лучшие условия для взаимодействия факторов, которые свяжутся в ключевые узлы развития, станет продолжателем эволюции, т.е. создаст следующий ее этап, новую систему мироустройства.

Чтобы народ смог достичь этого, он должен накопить (сосредоточить) энергию в создаваемой его новой системе. Кроме этого у народа должна быть способность и к накоплению, сосредоточению опыта. Переработанный опыт станет основой следующего этапа эволюции. Без преемственности не может быть дальнейшего развития – это одно из важнейших свойств, признаков эволюции.

[Некоторое философское отступление. Эволюция развивается дискретно, но она также имеет и противоположное свойство, что в общем своем устройстве она имеет единое непрерывное последовательное развитие. В таком сочетании противоположностей заключается гармония мироустройства, его цельность. Эволюция происходит через развитие своих дискретных (отдельных разграниченных) частей, через которые развивается и общее, т.е. происходит эволюционное развитие. Части эволюционного процесса связаны между собой, где совершается переход движения. В каждой системе свое определенное движение. А движение – это перенос состояния, перевод его в следующую новую систему. Движение может основываться только из другого движения. Движение сосредотачивается только в определенных системах, где удерживается ее постоянная схематичность переноса, действия (для удерживания определенной схематичности движения существует информация). Преемственность – это и есть передача определенного движения, на котором может базироваться новая система.]

У людей, у нардов преемственность осуществляется через передаваемый опыт, через удерживание информации человеческим мозгом, письменными знаками, обозначая схематичность общественного движения, развития, которые должны постоянно повторяться, благодаря чему существует само общество. Движение, развитие мысли, чтобы они могли продолжаться, для этого необходимо иметь связанный непрерывный процесс, переходящий с одного объекта на другой. Если связь прерывается, то прерывается и само эволюционное развитие. Сам по себе этот процесс не происходит, не действует. Новый создаваемый объект должен взять старое движение и выстроить свою систему движения. Если это не произойдет, то дальнейшего продолжения движения и, тем более, развития не будет.

Нет общего единого для всех, действующего само по себе, информационного поля, некоей самостоятельной специальной субстанции, которая бы обеспечивала всех определенной схемой движения, развития. У каждого мира, системы существует только своя информация, которая служит ей и является продуктом этой же системы. Далеко не каждый может использовать информацию, а только тот, кто стоит на этом же этапе (уровня) развития и способен взять ее, усвоить, поднять на следующий уровень. Связующим элементом является то, что создатель информации, который ее сохраняет, передает следующему и в этом есть сама преемственность. Цепь действий, определенных движений, которые должны постоянно сохраняться и повторяться, чтобы система жила и не могла разрушиться, и не потерять связи с другими системами. Если информация не передана, то чаще всего теряется навсегда. Ее можно создать заново, но на это уходит много времени и сил. Но далеко не всегда удается это сделать.

Можно немного пофантазировать и представить, что человечество потеряло информацию, память (излюбленный прием постановки сюжетов фильмов, когда человек теряет память, он теряет связь, преемственность со своим миром, а потом ему приходится по крупинке, поэтапно восстанавливать свое прошлое – правда иногда такое бывает и в жизни) к примеру, лет на сто (а может даже и меньше) или люди куда-то ушли, ну, например, перекочевали на другую планету; пришло новое поколение, новые люди никак не связанные с прошлой информацией и наработанным опытом, они уже не смогут продолжить развитие - эволюция остановится. Чтобы эволюция смогла продолжиться новые люди должны все «переварить» - воспринять весь опыт человеческий, информацию перевести на новый уровень движения, развития. Так что важно не только суметь взять информацию (прежнюю схему движения, системного устройства), но и приспособить её – вставить в новую систему взаимодействий, т.е. должна наступить взаимосвязь систем – появиться общий механизм движения, развития.

Вывод. Очень важно понять – движение держится на преемственности, т.е. связано с предыдущей системой и действует оттого, что действуют старые системы. Если же связь потеряна и, чтобы эволюция смогла продолжиться, техносфера должна восстановить прежнюю последовательность развития. Новые формы движения всегда отталкиваются и удерживаются предыдущими системами движения. В этом есть главный механизм прогресса. Из всего этого вытекает и следующий вывод – информация не имеет какого-то всеобъемлющего характера, силы. Она действует на тот объект, с которым связана, т.е. кто ее создает, и кто ее сохраняет.

Пример. В истории было не мало случаев, когда эволюция приостанавливалась из-за того, что терялась преемственность информации, опыта, когда пришедший народ не мог продолжить развитие из-за своей отсталости. Варвары, вандалы – смогли только разрушить Рим, но не смогли продолжить его развитие. Они взяли у Рима то, что можно было пристроить к своему уровню развития, своему этажу мироустройства. Понадобилось более1000 лет, чтобы восстановить уровень Римской империи, продолжить эволюцию (об этом было сказано в работе «Исторический процесс…»).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал