Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное движение, его формирование и развитие.






Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных общностей, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и потребностей и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими общностями.

Современная социология рассматривает следующие социальные движения.

К числу общих социальных движений относят обычно рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. Характерные особенности общих движений сводятся к следующему.

Становление и развитие многих из них связано с возникновением новых интересов, новых представлений людей о самих себе и условиях своего существования. Такие движения направляют свою деятельность на различные сферы общественной жизни. Женское движение, например, вторгается и в сферу культуры, и в область семьи, быта, досуга, и в сферу политики и прав человека, причем в каждой из этих сфер ищет таких перемен, которые повышали бы социальный статус женщины. Общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально. Средствами их развития становятся прежде всего беседы, дискуссии, митинги, следование определенным образцам поведения. Чаще всего они оказываются достаточно расплывчатыми, не имеющими общего оформления конгломератами индивидуальных (реже – групповых) предпочтений, симпатий и действий.

Наряду с общими в современном обществе широко распространены специфические социальные движения. Отличительные особенности специфических социальных движений:

1) наличие четко определенной цели, которую сторонники движения стремятся достигнуть своими активными действиями;

2) наличие у движения организованного оформления (скажем, членство в профсоюзах, наличие избираемых руководящих органов, устава и т.п.), определенной, нередко четко иерархизированной и разветвленной структуры;

3) в процессе своего развития специфические социальные движение формируют у своих поборников определенное мировоззрение и связанные с ним системы ценностей, определенные наборы социальных ожиданий и ориентаций, правил поведения;

4) внутри специфического социального движения складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают определенными социальными статусами, часть из них входит в состав признанного и принятого всеми участниками руководства данным движением;

5) у специфического социального движения, как правило, существуют определенная стратегия социальной деятельности и тактики ее осуществления применительно к изменяющимся обстоятельствам, стремление расширить ареал своей деятельности, увеличить свое влияние на развитие социальных процессов.

В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, специфические социальные движения приобретают характер политических. Этот тип движений может классифицироваться исходя из состава основной массы участников (пролетарские, крестьянские и др.), мотивации коллективных действий (социкультурные, религиозные и др.), особенностей стратегии (революционные, реформистские), тактики действий (экстремистские, соглашательские, гражданского неповиновения и др).

Экспрессивные движения – более или менее массовые движения, которые отчетливо понимают непривлекательность и порочность существующей социальной действительности, но стремятся изменить не ее, а свое отношение к ней посредством ритуалов, мечтаний, иных, чем господствующие в обществе норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии. В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены в молодежной среде. К ним относятся движения хиппи, рокеров и других молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, согласно их взглядам, неискренней, ханжеской и античеловечной культурой.

Революционные движения – массовые действия, направленные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов – государства, суда, системы образования и т.п. Они стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть свойственные ей политический режим и структуры власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающиеся от прежних.

Реформистские движения – массовые действия, ориентированные не на революционное ниспровержение существующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей политической и экономической системы посредством проведения реформ.

Оппозиционные движения – более или менее массовые действия, в которых участвуют люди, не удовлетворенные тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро, либо, наоборот, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют из себя оппозицию по отношению к ним.

Экологические движения – массовые действия, направленные на сохранение и защиту природной среды, против чрезмерного истощения природных ресурсов. В этих движениях проявляются две антагонистические тенденции: с одной стороны, протест против государственных решений, оборачивающихся ущербом для природной среды, а с другой – формирование во многих странах на базе данных движений «партий зеленых», которые ставят своей целью решение экологических проблем политическими методами и законодательными актами.

Национально-освободительные движения – массовые действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию национально-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства.

В последние два-три десятилетия все более активные действия начинают предпринимать культурные движения. В них объединяются преимущественно мастера культуры, а также люди, озабоченные кризисными явлениями в развитии культуры.

Молодежные движения – массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни, экономической самостоятельности, обеспечение для юношества политических прав и свобод, за формирование собственной молодежной субкультуры.

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.

 

13.Культура: содержание, структура, функции.

 

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы.
Основные элементы культуры.
Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них.

Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.
Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. Социальные нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.

Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является причиной для его членов
Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени.
Культуру следует рассматривать как целостную систему логически сопряжённых устойчивых идей, убеждений, норм передаваемых из поколения в поколения.

Субкультура-совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу.В современном обществе субкультурные различия определяются национальностью, религией, родом занятий, возрастом и др различиями.

Контркультура-совокупность символов, ценностей и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре.

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализует ся через ряд функций.

1 ) Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становит­ся человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человече­ства. Уровень культуры личности определяется ее социализирован-ностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обыч­но ассоциируется с развитыми творческими способностями, эруди­цией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигает­ся в процессе воспитания и образования.

2) Интегративная и дезинтегративная функция культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, при­надлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечи­вает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе ка­кой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъе­диняет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные кон­фликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дез­интегрирующую функцию.

3 ) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ра­нее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образ­цы поведения становятся частью самосознания личности. Они фор­мируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на произвстве, в быту и т. д., потому что она содержит систему пред­писаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

 

14. Специфика развития культуры в традиционном обществе.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей людей, обеспечивающую удовлетворение их основных потребностей. Системообразующими качествами общества являются:

- социальность;

- целостность;

- саморегуляция;

- открытость;

- историчность.

Социальность как результат постоянных, устойчивых взаимодействий и отношений между людьми, отличает человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия в животном мире, воспроизводится в историческом процессе и передается из поколения в поколение. В социальности выражается общественная сущность жизнедеятельности людей, их отношений и поступков.

Как сложная социальная система общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, социальных, религиозных и других институтов и организаций), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми статусами. В этом плане общество шире рамок любого института, регулирующего отдельные сферы отношений и взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Оно постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.

Общество как открытая система обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования общественной системы.

Общество как суперсистема представляет совокупность подсистем (социальные группы, социальные институты, личности). Они выступают в качестве его структурных элементов. На своем уровне каждый из этих элементов в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и выступает как единое целое.

Общество как многоуровневая система включает:

Первый уровень – это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать – значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) стабильность.

Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
В истории существовало ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии и пр. Данные традиционные общества воспроизводили существовавший образ жизни тысячелетиями, когда прошлое взрослых оказывалось будущим их детей. Гибель одних государств и возникновение на их месте других не меняло сам тип культуры. Основание культуры сохранялось, передавалось в качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционого типа развития. Не только человек не ощущал разлада с обществом, но и природа органично взаимодействовала с данной культурой, многочисленными примерами доказывая с ней свое единство.
Однако при всей самобытности, своеобразии данных культурных образований, им присущи некоторые общие черты:
— ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
— приверженность существующим образцам поведения;
— господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании;
— медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности.
Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционный характер данной культуры обеспечил ей более длительное существование, чем у всех последующих исторических типов культуры. И все же на протяжении десятков тысяч лет в первобытной культуре происходили изменения, которые были поименованы археологами как разные ступени каменного века, сменившиеся веками металла — бронзы и железа.
Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основным родом занятия является сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.
Наиболее полные сведения о традиционных культурах собраны:
— в «Этнографическом атласе» Дж. Мердока (1967);
— в «Ареальной картотеке человеческих отношений» (Human Relation Area Files), представляющей собой компьютерный банк данных на более чем 600 традиционных обществ.
Традиционная культура не стала достоянием истории. Традиционные общества с соответствующей им культурой существуют в Африке, Австралии, Южной Америке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал