Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологическая теория государства Л. Гумпловича






Его основными трудами по вопросам государства и права являются: «Борьба рас» (1883), «Общее государственное право» (1897), «История государственных теорий» (1905).

Основные моменты его политико-правового учения таковы:

1) Главным фактором общественной жизни является борьба за существование между отдельными индивидами и социальными группами

2) Каждая из участвующих в этой борьбе социальных групп стремится подчинить себе другую и установить над ней господство;

3) Главный закон истории состоит в том, что сильнейшие побеждают слабейших, а затем сильные объединяются для победы над третьей, так же сильной стороной

4) Главными причинами, порождающими межгрупповую борьбу, являются расовый, культурный, а также материальный

5) Характер межгрупповых конфликтов и борьбы был различным в разные исторические эпохи:

а) На первом этапе конфликты или войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы;

б) Позднее захваченных в плен людей стали оставлять в живых и превращать в рабов, подвергая эксплуатации;

в) На третьей стадии победители в целях упрочения своего положения создали государства как аппарат организованного насилия и принуждения;

6) В государственном состоянии на смену борьбе между различными расами и ордами приходит борьба между социальными группами, классами, сословиями и политическими партиями (в борьбе за власть и преобладание в обществе);

7) Целью государства является не умиротворение противоборствующих сторон и примирение противоположных интересов, а сохранение и укрепление отношений господства – подчинения, которые сложились в обществе в результате предшествующей борьбы

8) Всем существующим у отдельного человека правам и свободам, а также своему благополучию и благосостоянию он обязан государству, без беспрекословного подчинения которому в обществе установится анархия

9) Право создается государством и выступает лишь как средство поддержания общественного порядка.

Что касается общего значения теории Гумпловича, то в силу ее антиисторизма, культа неограниченной и произвольно действующей государственной власти, она не получила значительного признания в ученых кругах. Вместе с тем отдельные ее положения (культ борьбы, положение о неизбежности расовых антагонизмов, возвеличивание репрессивно – полицейского государства) перекликаются с возникшей десятилетиями позже идеологией национал – социализма.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал