Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие первое. Опера в четырёх действиях






ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

БОГЕМА

 

Опера в четырёх действиях

Либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики

Действующие лица

Рудольф, поэт (тенор)

Марсель, художник (баритон)

Шонар, музыкант (баритон)

Коллен, философ (бас)

Бенуа, домовладелец (бас)

Альциндор, государственный советник (бас)

Мими (сопрано)

Мюзетта (сопрано)

Парпиньоль, продавец игрушек (тенор)

Таможенный сержант (бас)

Студенты, гризетки, горожане, торговцы и торговки, разносчики, солдаты, официанты в кафе, мальчики, девочки и др.

Действие происходит в Париже около 1830 года.

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В МАНСАРДЕ

(Мансарда. Широкое окно, из которого видны крыши, покрытые снегом. Убогая обстановка. Рудольф мечтательно смотрит в окно. Марсель работает над картиной «Переход через Чёрное море», дуя время от времени на закоченевшие пальцы.)

МАРСЕЛЬ

Как тут работать!

Холод пальцы сводит мне, я ни владею ни собой, ни кистью.

Пусть погибает в море фараон.

(к Рудольфу)

Ты что?

РУДОЛЬФ

Вид превосходный: дым, как нарочно, в небо летит из всех каминов.

Один во всём Париже упрямец наш не хочет греть хозяев.

Чванлив ты, брат, и нам морозишь кровь!

МАРСЕЛЬ

Согревать вашу светлость без дров камин не хочет.

РУДОЛЬФ

Нужно честно сказать – у него скверный характер.

МАРСЕЛЬ

Рудольф, молчи и слушай души моей признанье.

(Дует на пальцы.)

Собачий холод!

РУДОЛЬФ

(подходя к Марселю)

С тобой, Марсель, вполне согласен: как согреться – я, право, не знаю.

МАРСЕЛЬ

Ох, проклятые пальцы…

Было б очень нетрудно согреться,

если бы кровь и сердце Мюзетты грели жарче.

(Глубоко вздыхает и складывает кисти.)

РУДОЛЬФ

Любовь, любовь, увы, не заменит дров нам…

МАРСЕЛЬ

Да, прав ты!

РУДОЛЬФ

Ею печь не затопишь…

 

МАРСЕЛЬ

Даже страстью сгорая…

РУДОЛЬФ

И над пламенем сердца…

МАРСЕЛЬ

Красотки греют руки…

РУДОЛЬФ

А мы пока здесь мёрзнем.

МАРСЕЛЬ

И притом голодаем!

РУДОЛЬФ

(оглядываясь)

Что же нам делать?

МАРСЕЛЬ

Постой-ка…

Стул принесём мы в жертву.

РУДОЛЬФ

(останавливая Марселя)

Идея!

МАРСЕЛЬ

Какая?

РУДОЛЬФ

Вот! В камин мы отправим плоды ночей бессонных.

МАРСЕЛЬ

(показывая на картину)

Сожжём это море?!

РУДОЛЬФ

Нет, краски чадят, но не греют.

(Берёт со стола большую папку.)

Много жара я в драму вложил, – он согреет.

МАРСЕЛЬ

(с напускным ужасом)

Читать её хочешь? О ужас!

РУДОЛЬФ

Нет, в огонь превратится бумага, в трубу полетит вдохновенье.

Шедевра лишится потомство, – несчастные люди!

МАРСЕЛЬ

Увы!

РУДОЛЬФ

(передавая Марселю часть рукописи)

Вот первый акт пьесы.

МАРСЕЛЬ

Так.

РУДОЛЬФ

(притворно закрывая лицо руками)

Рви же!

МАРСЕЛЬ

Готово

(Зажигают бумагу, потом берут стулья, садятся к камину и греются, понемногу бросая в камин рукопись.)

РУДОЛЬФ

Священный огонь!

МАРСЕЛЬ

Священный огонь!

(Входит Коллен. У него в руках пачка книг.)

КОЛЛЕН

Вот неудача: право, не знаю, что делать!

По случаю сочельника закрыты ломбарды.

(Замечает огонь в камине.)

Это откуда?

РУДОЛЬФ

Тише… Я ставлю драму…

КОЛЛЕН

В камине?

(Подходит ближе.)

В ней очень много жара.

РУДОЛЬФ

Как же!

КОЛЛЕН

Страниц, жаль, мало.

РУДОЛЬФ

Да, но страстей так много.

КОЛЛЕН

(стараясь сесть ближе к огню)

Здесь место рецензента.

(Огонь начинает гаснуть.)

МАРСЕЛЬ

Антракты слишком длинны, слишком скучны. Дальше!

РУДОЛЬФ

Вот вам второй акт.

МАРСЕЛЬ

(к Коллену)

Тише, галёрка!

(Второй акт летит в камин. Огонь снова разгорается.)

КОЛЛЕН

Да, слог блестящий!

МАРСЕЛЬ

Сколько ума!

РУДОЛЬФ

В огне камина ярко пылает полная жара сцена любви!

КОЛЛЕН

Сюжет пикантный.

МАРСЕЛЬ

Да, поцелуи!..

РУДОЛЬФ

В камин бросаю последний акт.

(Бросает остаток рукописи.)

КОЛЛЕН

Драма достойна похвал, бесспорно.

РУДОЛЬФ, МАРСЕЛЬ И КОЛЛЕН

Жар этой пьесы нас обогрел.

МАРСЕЛЬ

Мой бог, уменьшается пламя!

КОЛЛЕН

Пустая и лёгкая драма!

МАРСЕЛЬ

Заслуженный полный провал!

(Огонь гаснет.)

МАРСЕЛЬ И КОЛЛЕН

(оттаскивая от печки Рудольфа)

Бездарно, бездарно, прочь, долой!

(Входят мальчики-посыльные и приносят провизию, вино, сигары и связку дров. Все с радостью бросаются разбирать принесённое. Коллен берёт дрова и несёт их к камину.)

РУДОЛЬФ

Дрова!

МАРСЕЛЬ

Курево!

КОЛЛЕН

Вино!

 

РУДОЛЬФ

Щепки!

МАРСЕЛЬ

Вино!

РУДОЛЬФ, МАРСЕЛЬ И КОЛЛЕН

Неожиданное богатство посылает нам судьба.

(Входит с торжествующим видом Шонар.)

ШОНАР

Банк национальный, друзья, к услугам вашим.

(Бросает на пол несколько серебряных монет.)

КОЛЛЕН

Он деньги бросает!

(Марсель подбирает деньги.)

МАРСЕЛЬ

(недоверчиво, иронически)

Кружочки из жести!

ШОНАР

Невежда! Кружочки?! Взгляни-ка сюда.

РУДОЛЬФ

На них отчеканен портрет короля.

РУДОЛЬФ, МАРСЕЛЬ, ШОНАР И КОЛЛЕН

Венценосным монетам глубокий поклон!

(Кладут деньги на стол.)

ШОНАР

Я вам скажу, как деньги ко мне попали…

Не даром мне достались…

МАРСЕЛЬ

(кладя дрова в камин)

Только раньше затопим.

КОЛЛЕН

Холод здесь нестерпимый!

ШОНАР

Англичанин один – лорд иль милорд, не знаю, – искал музыканта…

МАРСЕЛЬ

Стой! Приготовим всё к ужину.

ШОНАР

Бегу я…

РУДОЛЬФ

Где же еда?

КОЛЛЕН

Там.

МАРСЕЛЬ

Здесь.

(Еду расставляют на столе.)

ШОНАР

Я представляюсь и спрашиваю лорда…

КОЛЛЕН

Запах чудесный!

МАРСЕЛЬ

Пирог с вареньем.

ШОНАР

Когда начнём уроки?

Представляюсь и спрашиваю лорда: когда начнем уроки?

Ответил он: «Сейчас. Ви видит?»

В доме напротив я вижу: попугай!

А милорд мне: «Ви играть, играть, пока он не сдохнуть»…

РУДОЛЬФ

Иллюминован блистательно наш дворец.

ШОНАР

Что ж делать мне: играл три дня подряд.

МАРСЕЛЬ

Свечи на место!

КОЛЛЕН

Прелесть печёнка!

ШОНАР

Тут я на хитрость пустился: с соседкой подружился,

и с помощью соседки открыл я двери клетки.

МАРСЕЛЬ

Постлать скатерть осталось.

РУДОЛЬФ

(вынимая из кармана газету)

Вот она.

МАРСЕЛЬ И КОЛЛЕН

Газета есть на то.

РУДОЛЬФ

Вот и отлично: и ешь ты, и газету здесь читаешь.

ШОНАР

Петрушки я принёс ему, он крыльями захлопал,

он крыльями захлопал и жадно посмотрел.

Я дал ему петрушки – он сразу околел.

КОЛЛЕН

Кто?

ШОНАР

Ах, чёрт возьми, вы словно все оглохли!

(Загораживает от них еду.)

Обедать дома? Нет!

Ну-ка, вниманье важного столь собранья:

нынче, в сочельник, весь Париж пирует.

Запасы эти нам позже пригодятся.

Лучше в квартал Латинский мы пойдём,

там люди пьют, едят и веселятся.

Все парижане отдыхают, кругом еда благоухает!

Там все гризетки веселы, беспечны.

РУДОЛЬФ, МАРСЕЛЬ И КОЛЛЕН

Там веселье бьёт ключом!

ШОНАР

Примут студентов с радостью сердечной.

Грешно нарушить этот обычай славный.

Мы выпьем дома, а закусим там.

(В дверь стучат.)

БЕНУА

(за дверью)

Я к вам.

МАРСЕЛЬ

Это кто?

БЕНУА

(за дверью)

Бенуа!

МАРСЕЛЬ

Наш хозяин квартиры!

ШОНАР

Тише, молчите!

КОЛЛЕН

Нет никого здесь!

ШОНАР

Нет дома!

БЕНУА

(за дверью)

Только два слова!

 

ШОНАР

(открывая дверь)

Просим.

БЕНУА

(входя)

Платите!

(Все четверо загораживают стол.)

МАРСЕЛЬ

Эй, вы! Кресло подайте!

РУДОЛЬФ

Живо!

БЕНУА

Нет, позвольте… мне деньги…

ШОНАР

Сядьте.

МАРСЕЛЬ

А выпить?

БЕНУА

Выпьем!

РУДОЛЬФ

Прошу вас!

КОЛЛЕН

За счастье!

ШОНАР

Выпьем!

РУДОЛЬФ

За всех!

БЕНУА

За квартиру срок последний…

МАРСЕЛЬ

Что за счёты!

БЕНУА

(заметив обилие съестного на столе)

Однако…

ШОНАР

(загораживая стол)

Ещё глоточек!

БЕНУА

Будет!

РУДОЛЬФ

Прошу!

КОЛЛЕН

За вас!

РУДОЛЬФ, МАРСЕЛЬ, ШОНАР И КОЛЛЕН

Пьём здоровье ваше!

БЕНУА

За прошлый месяц, друзья мои, должны вы мне, не правда ль?

МАРСЕЛЬ

(показывая на деньги)

Давно всё готово.

РУДОЛЬФ

Ни-ни!

ШОНАР

Безумец!

МАРСЕЛЬ

Что деньги! Друг наш, деньги потом.

Просим вас, побудьте с нами.

Кстати, вам сколько лет, милый мосье Бенуа?

 

 

БЕНУА

(жадно глядя на деньги)

Сколько? Как вам сказать…

РУДОЛЬФ

Вы ведь не старше нас?

БЕНУА

Что вы! Я старше вас.

КОЛЛЕН

Да нет, не может быть!

МАРСЕЛЬ

В Бальмабиле вы на днях кутили, вот какой вы шалун!

БЕНУА

Я?

МАРСЕЛЬ

Это факт. Вы за кем волочились? Ну-ка!

БЕНУА

Оставьте!

МАРСЕЛЬ

Что ж, красива?

БЕНУА

Прелестна!

ШОНАР

Плутишка!

РУДОЛЬФ

Проказник!

КОЛЛЕН

Соблазнитель!

ШОНАР

Негодный!

РУДОЛЬФ

Разбойник!

МАРСЕЛЬ

Сохранились вы прекрасно.

БЕНУА

Хе-хе!

РУДОЛЬФ

Вкус превосходный.

МАРСЕЛЬ

Известный волокита!

ШОНАР

Злодей!

МАРСЕЛЬ

Под скромной маской – жестокий соблазнитель.

БЕНУА

Хоть стар я, но, однако…

РУДОЛЬФ, ШОНАР И КОЛЛЕН

Лев притворился кроткою овечкой.

МАРСЕЛЬ

И в самом деле, вы ведь донжуан.

БЕНУА

Прежде я робок был, надо теперь восполнить…

Теперь не зеваю и, красотку встретив, тотчас за ней…

Мне нравятся толстушки, только не очень,

щёчки и ручки чтоб были в меру; худых и тощих вовсе не терплю.

От сухопарых бегу всегда я, привычка уж такая.

Мук немало с одной сухопарой женою…

(Друзья делают вид, что оскорблены.)

МАРСЕЛЬ

Старик развратный намерен сбить нас с пути!

 

ШОНАР И КОЛЛЕН

Позор!

РУДОЛЬФ

Он дом наш скромный и чистый навек запятнал!

ШОНАР И КОЛЛЕН

Вон!

МАРСЕЛЬ

Бесстыдник старый, прочь ступай!

КОЛЛЕН

Убирайся, старый плут!

ШОНАР

Порочный старикашка, убирайся!

БЕНУА

Но я… но вы…

МАРСЕЛЬ

Ни слова!

КОЛЛЕН

Ни слова!

РУДОЛЬФ

Ни звука!

БЕНУА

Но позвольте…

МАРСЕЛЬ, ШОНАР И КОЛЛЕН

Ни слова! Вон отсюда!

МАРСЕЛЬ, ШОНАР, КОЛЛЕН И РУДОЛЬФ

С глаз долой! Будьте здоровы, милейший Бенуа! Ха-ха!

(Выпроваживают Бенуа.)

МАРСЕЛЬ

Получил за квартиру!

ШОНАР

А теперь нам пора в Латинский квартал.

МАРСЕЛЬ

Кто берёт деньги?

ШОНАР

Разделить капитал!

РУДОЛЬФ

Разделить!

КОЛЛЕН

Разделить!

(Делят деньги.)

МАРСЕЛЬ

(к Коллену)

На себя взгляни, это ужасно!

Нежных красоток можешь испугать ты.

Ой-ой, как некрасиво!

КОЛЛЕН

Что ж, так и быть, пожалуй, впервые в жизни я пойду в цирюльню.

Я в жизни первый раз решусь побриться и постричься. Идём!

ШОНАР, МАРСЕЛЬ И КОЛЛЕН

Идём!

РУДОЛЬФ

Нельзя мне, должен статью сегодня я окончить для журнала.

МАРСЕЛЬ

Скорей же.

РУДОЛЬФ

Справлюсь я мигом, тут несколько строк.

КОЛЛЕН

Мы у ворот все будем ожидать.

МАРСЕЛЬ

Смотри же, без обмана.

РУДОЛЬФ

Не беспокойтесь.

ШОНАР

Сократи, если можно, ты статью!

(Марсель, Шонар и Коллен выходят на лестницу.)

МАРСЕЛЬ

Ай, как темно здесь! Тише, не толкайтесь!

РУДОЛЬФ

Потише!

КОЛЛЕН

Ни зги не видно.

ШОНАР

Что за адская тьма!

(Слышен стук; кто-то упал.)

КОЛЛЕН

Тьфу ты, дьявол!

РУДОЛЬФ

Коллен, ты не умер?

КОЛЛЕН

Жив пока!

МАРСЕЛЬ

Скорее!

(Марсель, Шонар и Коллен уходят. Рудольф садится и пытается писать, затем рвёт написанное.)

РУДОЛЬФ

Нет вдохновенья!

(Осторожный стук в дверь.)

Кто там?

МИМИ

(за дверью)

Можно?

РУДОЛЬФ

Женский голос.

МИМИ

(за дверью)

Простите, свечка вдруг погасла.

РУДОЛЬФ

(отпирая дверь)

Кто вы?

МИМИ

(тяжело дыша)

Мне надо…

РУДОЛЬФ

Зайдите на минутку.

МИМИ

Нет, зачем же…

РУДОЛЬФ

Входите смело!

(Мими, войдя, неожиданно опускается на стул.)

Вы нездоровы?

МИМИ

Нет... просто…

(Кашляет.)

РУДОЛЬФ

Вы побледнели.

МИМИ

Так высоко… задохнулась…

(Роняет свечку и ключ.)

 

 

РУДОЛЬФ

(про себя)

Что делать, я не знаю…

Как быть? Бедняжка побледнела.

(Прикладывает к её голове мокрый платок.)

Теперь вам лучше?

МИМИ

Да.

РУДОЛЬФ

Вам согреться надо, сядьте к огню поближе.

Позвольте вина глоточек.

МИМИ

Выпью…

РУДОЛЬФ

Ну вот.

МИМИ

Только каплю!

(Пьёт.)

РУДОЛЬФ

Вот так.

МИМИ

Спасибо.

РУДОЛЬФ

(про себя)

Малютка прелестна!

МИМИ

Вы мне позвольте зажечь мою свечку; надо идти мне.

РУДОЛЬФ

Вы спешите?

МИМИ

Да.

(Рудольф поднимает свечу, зажигает и подаёт Мими.)

Спасибо, доброй ночи.

РУДОЛЬФ

Доброй ночи.

(Мими уходит, но тут же возвращается.)

МИМИ

Ах, несчастье!

Простите, от комнаты моей я ключ здесь уронила.

РУДОЛЬФ

Ах, лучше войдите: погасит свечу ветер снова.

(Свеча Мими гаснет.)

МИМИ

О боже, надо зажечь опять.

(Рудольф тушит свою свечу.)

РУДОЛЬФ

Мой бог! И моя погасла.

МИМИ

Ах, как же ключ теперь найдём?

РУДОЛЬФ

Как темно здесь!

МИМИ

Что мне делать?

РУДОЛЬФ

Сейчас найдём.

МИМИ

Беспокойная соседка.

РУДОЛЬФ

Полно, что вы!

 

МИМИ

Беспокоить вас неловко.

РУДОЛЬФ

Беспокойство небольшое.

(Оба ищут ключ.)

МИМИ

Что же?

РУДОЛЬФ

Где он?

МИМИ

Да где же ключ?

РУДОЛЬФ

(ощупью найдя ключ)

Ах!

МИМИ

Ну, нашли вы?

РУДОЛЬФ

Нет!

(Прячет ключ в карман.)

МИМИ

Что ж делать?

РУДОЛЬФ

Мы ключ найдём!

МИМИ

Как же?

РУДОЛЬФ

Нет здесь!

(Делает вид, что ищет ключ, и внезапно берёт Мими за руку.)

МИМИ

Ах!

РУДОЛЬФ

Холодная ручонка,

надо вам её согреть.

Темно ужасно,

мы ищем ключ напрасно.

Ещё немножко, и взглянет к нам в окошко

луна-красавица, нас обласкает

и мне не помешает

в двух словах вам рассказать

о том, кто я, занят чем и чем живу я.

Можно?

(Мими утвердительно кивает.)

Кто я? Кто я? Бедный поэт я.

Чем занимаюсь? Стихами.

А чем живу я? Не знаю.

Певец любви беспечный,

горя, забот не знаю,

в мире грёз бесконечных

я гимны распеваю,

доволен сам собою…

Я мильонер душою.

Но я всё забываю,

когда глазки я вижу

прелестные, как ваши.

Явились вы нежданно,

и я восторга полон,

все мечты, все богатства

теперь для меня – лишь вы!

Я так вам благодарен.

Одно осеняет мне вежды:

луч радостной надежды!

Я открыл вам всю душу

двумя словами.

Расскажите мне, кто вы,

я вас прошу!

МИМИ

Что ж!

Зовут меня Мими,

но мне имя – Лючия.

Вся жизнь моя простая:

по шёлку я вышивать беру заказы;

розы вышиваю, фиалки или анютины глазки.

Мне нравится работа, я цветы обожаю,

их свежий аромат мне так приятен.

Они мне навевают грёзы счастья

и уносят в страну прекрасной сказки.

Вам понятно?

РУДОЛЬФ

(растроганно)

Да.

МИМИ

Зовут меня Мими…

Почему? Как знать!

Я здесь живу спокойно, одиноко,

бываю в церкви редко, но всё же чту творца.

В бедной комнатке скромной

в окна моей мансарды тёмной

вижу я крыши да небо.

Но раннею весною солнце весь день со мною,

мне первой шлёт улыбку мая, сверкая.

В его лучах сплю так сладко!

Есть в комнатке свежая роза,

я её сохраняю,

я так люблю нежный запах цветов.

Как жаль, что те цветы, что вышиваю,

совсем не ароматны.

Всё, что могла, о себе я рассказала.

Вы простите меня, что я рассказом своим вас задержала.

(Со двора доносятся голоса друзей Рудольфа)

ШОНАР

(с улицы)

Эй, Рудольф!

КОЛЛЕН

(с улицы)

Рудольф!

МАРСЕЛЬ

(с улицы)

Ты что, не слышишь? Обманщик!

КОЛЛЕН

(с улицы)

Ждём давно тебя!

ШОНАР

(с улицы)

Ждём мы очень долго!

РУДОЛЬФ

(выглядывая в окно)

Допишу сейчас две строчки.

МИМИ

Кто там?

 

РУДОЛЬФ

Друзья мои.

ШОНАР

(с улицы)

К нам иди скорей!

МАРСЕЛЬ

(с улицы)

Ты что, один сидишь там?

РУДОЛЬФ

(в окно)

Не один я, нас здесь двое.

Идите все в кафе и стол займите, я приду сейчас же.

МАРСЕЛЬ, ШОНАР И КОЛЛЕН

(с улицы)

Идём, идём, идём; мы все в кафе сейчас направим путь.

ШОНАР И КОЛЛЕН

(с улицы)

Идём, идём!

МАРСЕЛЬ

(с улицы)

Мы все идём туда!

ШОНАР И КОЛЛЕН

(с улицы; уходя)

Идём, идём туда!

(В комнату проникает свет луны.)

РУДОЛЬФ

Не могу наглядеться.

МАРСЕЛЬ

(очень издалека)

Мы все идём туда!

РУДОЛЬФ

При лунном свете ты кажешься ещё милей, Мими.

Как ты прекрасна! Не знаю, как же мог я жить без тебя.

МИМИ

(про себя)

Как волненье мне унять?

РУДОЛЬФ

Счастье я в тебе нашёл; ты моя навеки.

МИМИ

(про себя)

Любовь, ужель тебя я нашла!

РУДОЛЬФ

Я так люблю тебя.

МИМИ

(про себя)

Счастье, блаженство, рай земной!

Любовь, тебя нашла я! Привет тебе, любовь!

РУДОЛЬФ

(про себя)

О миг блаженный, сердце радости полно. Привет тебе, любовь!

(Пытается обнять Мими.)

МИМИ

О нет, прошу!

РУДОЛЬФ

Люблю я!

МИМИ

Друзья ваши ждут вас.

РУДОЛЬФ

Мы в кафе собрались.

 

МИМИ

(колеблясь)

Я сказать вам не смею…

РУДОЛЬФ

Что?

МИМИ

Можно с вами пойти?

РУДОЛЬФ

Ты, Мими!

Останься лучше здесь со мной, мой друг, ты там озябнешь!

МИМИ

Возле вас тепло мне!

РУДОЛЬФ

Так пойдём же!

МИМИ

Идёмте!

РУДОЛЬФ

Ручку дай свою скорее!

МИМИ

Отказать вам не смею.

РУДОЛЬФ

Она моя?

МИМИ

О да, твоя!

(Поцелуй.)

МИМИ И РУДОЛЬФ

Любовь, любовь, любовь!

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.09 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал