Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обучения английскому языку детей с нарушениями зрения






Изучение иностранного языка - это деятельность, разносторонне влияющая на развитие личности обучаемого, позволяющей ему улучшить память, внимание и умение концентрироваться на своей мысли, открывает для ребят поистине новые горизонты: знание иностранных языков дает возможность погрузиться в другую культуру, расширить свое мировоззрение и реализоваться практически в любой сфере деятельности.

Влияние изучения иностранного языка на развитие личности учащегося проявляется в том, что на занятиях кроме приобретения знаний, умений, навыков происходит совершенствование социально-ценных качеств ребенка.

Со слабовидящими ребятами нужен особый подход к пересказу текста. Большую помощь и опору нам оказывает аудиоприложение к учебнику (если такая возможность отсутствует, учитель может сам многократно прочитать текст), которое позволяет понять правильное произношение, расставить интонацию и, что имеет особое значение, запомнить звуковой ряд. Дети читают то, что усвоено в устной речи, рассказывают о прочитанном. Пересказ и заучивание текстов наизусть действительно полезны, поскольку идет запоминание слов в контексте. Сразу запоминаются предлоги, в памяти остаются фразовые глаголы, идиоматические выражения. При обучении связному высказыванию поощряются логичность, развернутость коммуникативная направленность. При чтении подчеркиваем карандашом или выделяем маркером опорные слова, тогда легче запоминается содержание. Можно выделить новые слова, которые необходимо научиться использовать в речи. Начинаем пересказывать с 4-5 предложений, по мере увеличения объема читаемых текстов учимся пересказывать больше, но постепенно. При подготовке пересказа возможно составление плана-схемы. Одноклассники слушают друг друга: на переменах, по телефону или по дороге домой. Это помогает не только выучить текст, проаудировать возможную ошибку и т.д., но и сплачивает ребят, направляет их на путь самосовершенствования.

Каждому учителю, который начинает работать в инклюзивном образовании, важно помнить, что обучение детей с повышенными потребностями требует иных приемов, средств и методик обучения, нежели те, что используются в повседневной практике обучения обычных детей. Вот лишь некоторые из особенностей, которые должен учитывать преподаватель при организации процесса обучения слепых и слабовидящих школьников:

- неполнота и неточность процессов восприятия;

- фрагментарность и бедность полученной информации;

- неустойчивость произвольного внимания;

- снижение уровня познавательных способностей и умственной работоспособности;

- увеличение сроков обучения;

- снижение темпа прохождения учебного материала;

- трудности в регуляции поведения;

- замедление реакции узнавания и различения.

Учителю, работающему со слепыми и слабовидящими школьниками, важно учесть, что помимо нарушений зрения у детей может быть и ряд сопутствующих вторичных отклонений. К ним можно отнести такие, как: неразвитость воображения и наглядно-образного мышления, темпа движений, минимальные социальный опыт и общий кругозор обучающегося, нарушения точности координации, проблемы с речью и слухом, психические отклонения в развитии и т.д.

При обучении английскому языку преподаватели используют тот же материал, что и на других уроках, — аудиокниги, устройства для увеличения текста. Незрячему человеку может быть достаточно аудиозаписей англоязычной речи, аудиоуроков, лекций и другого аудиоматериала, записанного на любой вид носителей. Также будут эффективны занятия с репетиторами и разговоры с носителями языка.

Одной из задач обучения детей иностранному языку является развитие их интеллекта, способствует становлению вербальной памяти, поскольку и при говорении, и при аудировании мы работаем в основном со словом. Как отмечалось ранее, большое внимание уделяется развитию слуховой памяти, поскольку недостатки одного вида памяти (зрительного) могут компенсироваться за счет других. Это достаточно легко можно достигнуть в процессе изучения иностранного языка, благодаря сопутствующим УМК дискам и кассетам, специальным упражнениям, направленным на расширение объема слуховой памяти.

Характерной особенностью слабовидящих детей является недостаток произвольного внимания. Необходимо предусматривать задания, способствующие развитию таких свойств внимания, как объем, концентрированность, устойчивость, интенсивность, сосредоточенность - они обеспечивают четкое и яркое восприятие учебного материала и его понимание, а также более быстрое, прочное его запоминание и сохранение в памяти на длительный срок. Управление вниманием школьников на уроках и при выполнении домашней работы состоит в использовании интересного по содержанию материала поскольку внимание, основанное на интересе, имеет тенденцию к усилению, вызывает разнообразные ассоциации, способствует установлению многочисленных связей с теми знаниями, которыми располагает ученик.

Все перечисленные ранее особенности слепых и слабовидящих детей требуют от учителя дополнительных усилий и особого подхода как к самим обучающимся, так и к процессу обучения. По словам В. Панкратовой, в тифлопедагогике важно использовать как общие методы обучения, а именно: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные; так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов автор объясняет характером и спецификой познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников.

Перечислим некоторые из методических приемов, которые можно найти в работах учителей и преподавателей, работающих над проблемой обучения слепых и слабовидящих школьников (О.Ю. Кацап, Л.В. Колесникова, Е.В. Коневская, А.Г. Литвак, С.А. Лущаева, О.Г. Минина, В. Панкратова, Н.И. Рочева, О.Ю. Трофимова, Э.М. Стернина, Е.Г. Штоколова и др.). Обучающимся, у которых есть проблемы со зрением, необходимо предоставлять больше времени для овладение новым материалом, формирования и развития иноязычных навыков и умений, осознания явлений и реалий. Так, например, если обычному школьнику для ознакомления с новой лексикой может потребоваться от 5 до 20 минут, ребенку с повышенными потребностями будет необходимо в три раза больше времени. Из-за особенностей мышления, внимания и памяти школьников с проблемами со зрением, учителю необходимо многократно повторять как новый, так и уже пройденный материал, причем учителя и педагоги предлагают различные приемы, формы и виды организации подобной деятельности. Главное – обеспечить многократное повторение изучаемого явления, добиться автоматизации необходимых действий и избежать утрачивания уже сформированных навыков и умений.

Весь представляемый иноязычный материал слепым и слабовидящим школьникам необходимо выучивать наизусть. Это связано с тем, что у обучающихся отсутствует такой вид памяти как зрительная, следовательно, у учителя нет возможности попросить детей быстро просмотреть материал, вспоминая необходимую информацию на уроке. Также на начальном этапе школьники не могут записать нужную им информацию, сделать необходимые уточняющие пометки. Слуховая же память у таких обучающихся формируется не сразу, на это требуется определенное время. Для заучивания материала учителю следует применять максимальное количество стратегий, соответствующих индивидуальным стилям обучения (слуховому, кинестетическому, тактильному) и возрастным особенностям школьников.

Для заучивания идеально подходят аудиоприложения к учебнику. Если же они отсутствуют, учителю следует сделать аудиозаписи самостоятельно. Так обучающиеся смогут доучить необходимую им информацию дома, если они по каким-либо причинам не справились на занятии. Использование максимального количества стратегий позволит компенсировать отсутствие зрения, запомнить необходимую информацию, закрепить сформированные знания, навыки и умения, создать полный образ изучаемого явления или объекта, сформировать и развить личность школьника и, как следствие, облегчит дальнейший процесс адаптации и социализации в обществе. При организации обучения слепых и слабовидящих школьников учитель должен быть готов к тому, что ему придется использовать дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности. Например, явления, которые знакомы и понятны обычным детям, требуют дополнительных комментариев для обучающихся с проблемами со зрением. Как объяснить ребенку, который никогда не видел и не знает, что такое туча, облако, туман? Чем они друг от друга отличаются? Семантизация подобных лексических единиц возможна только при помощи подробного описания и объяснения, ярких вербальных примеров и ситуаций. В других случаях для организации процесса обучения учителю могут потребоваться различные средства наглядности и разнообразные реалии. Ведь то, что слепые и слабовидящие школьники не смогут увидеть, они смогут потрогать, понюхать, попробовать, изучить.

На уроке учителю могут пригодиться тактильные книги и карточки для обучения лексике, геометрические фигуры и палочки Кьюизинера для обучения грамматике, карточки с надписями по Брайлю и звуковые картины для развития навыков монологической и диалогической речи. Дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности помогут развить произвольную память и образное мышление обучающихся, обогатить внутренний мир, расширить кругозор, создать представление о мире вокруг, сформировать основные иноязычные языковые и речевые навыки. При организации процесса обучения иностранному языку слепых и слабовидящих школьников, необходима алгоритмизация всех учебных действий. Обучающиеся должны четко осознавать последовательность своих действий на каждом этапе, будь то работа с лексикой, грамматикой, фонетикой, или действия с аудиотехникой и работа на компьютере. То, что обычные дети могут легко сделать самостоятельно (включить необходимый для аудирования текст или его фрагмент, найти дополнительную информацию на указанном учителем сайте и т.д.), может вызвать целый ряд трудностей у школьников с проблемами зрения.

Алгоритмизация учебных действий должна проходить последовательно, под четким руководством и контролем учителя. Слепым и слабовидящим ученикам важно объяснить, что следуя предложенному алгоритму, им будет проще овладеть необходимыми иноязычными навыками и умениями, они смогут избежать ошибок и неточностей. Также это позволит ускорить весь процесс обучения, воспитания, адаптации и социализации. При алгоритмизации всего процесса обучения иностранному языку педагогу важно использовать четкие и логичные указания и пояснения, которые снимут возможные трудности и недопонимание у детей, организуют процесс обучения. Постепенно учитель сможет давать обучающимся все больше возможностей для самостоятельной познавательной и учебной деятельности. В свою очередь учителю важно помнить об опережающем консультировании по трудным вопросам и действиям. В самом начале обучения слепых и слабовидящих школьников иностранному языку учителю необходимо использовать родной язык параллельно с изучаемым.

На начальном этапе важно использование метода опоры на физические действия. Суть его заключается в том, что при обучении иностранному языку имитируется процесс овладения школьниками родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий. Формирование, развитие и совершенствование дополнительных двигательных навыков и умений слепых и слабовидящих школьников позволят им лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве и, следовательно, быстрее приспособиться к окружающему миру и адаптироваться в социуме. Быстрее адаптироваться к жизни в социуме и приобрести необходимые для этого знания, навыки и умения поможет использование разнообразных адаптированных под нужды слепых и слабовидящих школьников дидактических игр. Разнообразные фонетические, лексические, грамматические, ролевые игры – все это позволяет сделать процесс обучения и воспитания интересным и запоминающимся, снимает часть трудностей, в том числе и психологических, повышает мотивацию к обучению вообще и изучению иностранного языка в частности. Подобная организация иноязычной деятельности помогает социализировать обучающихся, учит их общаться как с учителем, так и со сверстниками, позволяет воссоздавать реальные ситуации из жизни.

Процесс обучения и воспитания происходит с учётом возрастных особенностей, уровня зрения и психофизических возможностей учащихся. Перед педагогом стоят следующие задачи: сформировать умения, которые помогут упорядочить и организовать поведение детей; обучить навыкам, которые позволяют им координировать движения, ориентироваться в пространстве; научить определять объекты при помощи сохранных анализаторов.

В раннем школьном возрасте отмечаются наклонности к подражанию, принципиально важно выстроить образец правильных действий в виде работы учителя, который станет основой для самостоятельной работы и творчества. Для незрячих детей применим прием работы «рука в руку» и комментируемое управление.

Особое внимание тифлопедагоги уделяют предметному преподаванию основ наук, особенностям трудового воспитания, профессиональной ориентации и подготовке учащихся к труду на доступной им работе.

Необходимо совершенствовать полученные навыки учебной деятельности, развивать абстрактное мышление, укреплять морально-волевые качества, поддерживая интерес к учению. Ценным помощником является применение ИКТ-технологий: онлайн-тестирований, использование специально спрограммированных сайтов, интернет-тренажеры и т. д. Тотально слепым школьникам тоже можно помочь в эпоху технологического прогресса — предлагаются различные программы озвучки. Очень важно показать на примере великих людей, общественных деятелей, учёных, писателей, поэтов, музыкантов, у которых были нарушения зрения, чего может достичь человек, если он целеустремлен, трудолюбив, верит в свои силы и возможности.

Существуют следующие вспомогательные инструменты для обучения людей, лишённых зрения: оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы); трость прямая, трость складная; диктофоны, озвученные книги, звуковые компьютерные программы, звуковые калькуляторы; Брайлевский дисплей, Брайлевские книги и журналы; специальная бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, чучела птиц и животных, рельефные карты.

 

Выводы по главе 1

На основании рассмотренного теоретического материала по проблеме было установлено следующее:

Слабовидящие – дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0, 05 до 0, 2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией).

К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.

Причиной появления слабовидения может быть альбинизм – врожденная аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочках), ресницах, бровях, коже. Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм (непроизвольные колебательные движения глаз высокой частотой) и другие глазные заболевания.

Л.С. Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что первичный биологический дефект ведет к формированию вторичных, третичных и т.д. отклонений. Так значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты. Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой. Межличностные отношения слепых и слабовидящих в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Все это приводит к замкнутости, стремлению уйти в свой внутренний мир, неумению общаться, к сдерживанию в формировании активных позиций снижению уровня самостоятельности, неумению принимать решение, нежеланию брать на себя ответственность.

Влияние изучения иностранного языка на развитие личности учащегося проявляется в том, что на занятиях кроме приобретения знаний, умений, навыков происходит совершенствование социально-ценных качеств ребенка. Знание иностранных языков дает возможность погрузиться в другую культуру, расширить свое мировоззрение и реализоваться практически в любой сфере деятельности.

Со слабовидящими ребятами нужен особый подход к пересказу текста. Большую помощь и опору нам оказывает аудиоприложение к учебнику (если такая возможность отсутствует, учитель может сам многократно прочитать текст), которое позволяет понять правильное произношение, расставить интонацию и, что имеет особое значение, запомнить звуковой ряд.

При обучении связному высказыванию поощряются логичность, развернутость коммуникативная направленность. При чтении подчеркиваем карандашом или выделяем маркером опорные слова, тогда легче запоминается содержание. Можно выделить новые слова, которые необходимо научиться использовать в речи. Начинаем пересказывать с 4-5 предложений, по мере увеличения объема читаемых текстов учимся пересказывать больше, но постепенно. При подготовке пересказа возможно составление плана-схемы.

Учителю, работающему со слепыми и слабовидящими школьниками, важно учесть, что помимо нарушений зрения у детей может быть и ряд сопутствующих вторичных отклонений. К ним можно отнести такие, как: неразвитость воображения и наглядно-образного мышления, темпа движений, минимальные социальный опыт и общий кругозор обучающегося, нарушения точности координации, проблемы с речью и слухом, психические отклонения в развитии и т.д.

Весь представляемый иноязычный материал слепым и слабовидящим школьникам необходимо выучивать наизусть. Это связано с тем, что у обучающихся отсутствует такой вид памяти как зрительная, следовательно, у учителя нет возможности попросить детей быстро просмотреть материал, вспоминая необходимую информацию на уроке. Также на начальном этапе школьники не могут записать нужную им информацию, сделать необходимые уточняющие пометки. Слуховая же память у таких обучающихся формируется не сразу, на это требуется определенное время.

На уроке учителю могут пригодиться тактильные книги и карточки для обучения лексике, геометрические фигуры и палочки Кьюизинера для обучения грамматике, карточки с надписями по Брайлю и звуковые картины для развития навыков монологической и диалогической речи. Дополнительные разъяснения и разнообразные средства наглядности помогут развить произвольную память и образное мышление обучающихся, обогатить внутренний мир, расширить кругозор, создать представление о мире вокруг, сформировать основные иноязычные языковые и речевые навыки. При организации процесса обучения иностранному языку слепых и слабовидящих школьников, необходима алгоритмизация всех учебных действий. Обучающиеся должны четко осознавать последовательность своих действий на каждом этапе, будь то работа с лексикой, грамматикой, фонетикой, или действия с аудиотехникой и работа на компьютере. То, что обычные дети могут легко сделать самостоятельно (включить необходимый для аудирования текст или его фрагмент, найти дополнительную информацию на указанном учителем сайте и т.д.), может вызвать целый ряд трудностей у школьников с проблемами зрения.

На начальном этапе важно использование метода опоры на физические действия. Суть его заключается в том, что при обучении иностранному языку имитируется процесс овладения школьниками родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий.

Подобная организация иноязычной деятельности помогает социализировать обучающихся, учит их общаться как с учителем, так и со сверстниками, позволяет воссоздавать реальные ситуации из жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал