Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 128






Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. В отличие от прежней Конституции Российской Федерации, которая предусматривала различные способы формирования высших судов (Конституционный Суд избирался Съездом народных депутатов, а Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд - Верховным Советом), новая Конституция отказалась от этого дискриминирующего Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд различия и установила единый порядок наделения полномочиями судей трех высших судов, действующих самостоятельно и независимо друг от друга. Чтобы действительно уравновесить, сбалансировать механизм формирования высших органов судебной власти, учитывая опыт США и других государств, новая Конституция Российской Федерации устранила прежнее нарушение принципа разделения властей - монопольное право законодателей формировать состав Конституционного Суда, обоснованно сохранив за Федеральным Собранием (а точнее за его верхней палатой) одно из полномочий системы сдержек и противовесов - право назначения судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Одновременно Конституция ограничила это право возможностью назначать лишь тех кандидатов, которых предлагает Президент Российской Федерации. Парламент вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, однако без представления Президента назначение судьи состояться не может.

2. Как отмечалось выше, вопрос о системе федеральных судов окончательно еще не решен. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации являются федеральными судами по определению. К другим федеральным судам, о которых упоминается в части второй статьи 128, несомненно, должны быть отнесены военные суды (закон о них пока не принят). Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации, поэтому должен быть изменен пункт 2 статьи 6 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», предусматривающей избрание военных судей парламентом. Если к федеральным судам будут отнесены также краевые, областные суды, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, то порядок наделения полномочиями судей этих судов тоже должен быть изменен аналогичным образом.

3. Указание в части третьей статьи 128 на то, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, не раскрывает, какие

именно законы должны быть приняты. Несомненно, что специальный закон должен быть посвящен Конституционному Суду, что уже и сделано (см.комментарий к статье 125). Самостоятельный закон целесообразно издать и в отношении Верховного Суда, ибо сейчас его деятельность регламентируется во многом устаревшими законодательными актами, принятыми по другому поводу (см.комментарий к статье 126).

Что касается Высшего Арбитражного Суда, то порядок его организации и деятельности достаточно подробно урегулирован Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». Тем не менее, поскольку предполагается принятие нового закона о судоустройстве в Российской Федерации, который, несомненно, будет касаться и арбитражных судов, то, вероятно, после того возникнет необходимость в разработке и утверждении нового закона о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Разумеется, должен быть создан федеральный конституционный закон о военных судах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал