Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел второй






Заключительные и переходные положения

Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.

Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.

В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации.

Официальным опубликованием признается опубликование, осуществляемое специально на то уполномоченными органами государственной власти в соответствующих официальных изданиях.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование», официальное опубликование Конституции Российской Федерации было возложено на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая должна была передать текст Конституции одновременно с информацией об итогах всенародного голосования в «Российскую газету» и газету «Российские вести».

Официальное опубликование Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием, было осуществлено 25 декабря 1993 г. в газете «Российские вести» и «Российской газете». Именно с этого дня новая Конституция России вступила в силу.

Одновременно были опубликованы официальные результаты всенародного голосования по проекту Конституции. По сообщению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в голосовании приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 человек, или 54 процента зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58, 4 процента принявших участие в голосовании. Против проголосовало 23 млн. 431 тыс. 333 избирателя, или 41, 6 процента принявших участие в голосовании. Порядок принятия был определен пунктом «и» части 2 статьи 22 Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»).

Дата принятия нормативного правового акта является одним из важнейших его реквизитов, необходимых для «идентификации» документа. Применительно к настоящей Конституции дата принятия оказывается единственным реквизитом.

При отсутствии нормы, содержащейся в абзаце втором пункта 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения», могла возникнуть несогласованность вследствие несовпадения даты всенародного голосования (12 декабря 1993 г.) и даты вступления в силу (25 декабря 1993 г.). Поэтому, при подготовке проекта было признано целесообразным, специально указать, что днем принятия Конституции Российской Федерации является день всенародного голосования.

В соответствии с абзацем третьим комментируемого пункта одновременно с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации было прекращено действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации-России 1978 года.

Интересно отметить, что при принятии Конституции РСФСР 1978 года действие предыдущего Основного Закона - Конституции РСФСР 1938 года - не было формально прекращено. Таким образом, Конституция РСФСР 1938 года была «вытеснена» более поздним аналогичным актом, фактически утратила силу без формальной отмены.

В абзаце четвертом пункта 1 устанавливается, что в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора и договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации действуют положения Конституции Российской Федерации.

Федеративный договор - обобщенное наименование трех документов: Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Они были подписаны в марте 1992 года и в дальнейшем вошли в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации 1978 года.

Таким образом, норма абзаца третьего пункта 1 о прекращении действия Конституции (Основного Закона) Российской Федерации со дня вступления в силу новой Конституции Российской Федерации распространяется не на весь ее текст. Федеративный договор в качестве приложения имеет особый правовой режим. Этот режим совпадает с тем, который установлен для действовавших в момент вступления в силу Конституции России законов (см.комментарий к пункту 2 второго раздела).

Почти все положения Федеративного договора вошли в текст новой Конституции России без каких-либо изменений. Однако ряд норм Федеративного договора противоречит положениям новой Конституции и вследствие этого утратил силу. Наиболее принципиальными положениями, которые противоречат Конституции, являются:

неравноправие субъектов Российской Федерации (противоречит части первой статьи 3, статьям 71 и 72);

закрепление природных ресурсов в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (противоречит статье 9);

особый порядок введения чрезвычайного положения на территории республики (противоречит статье 88, пункту «в» части первой статьи 102).

В комментируемом абзаце пункта 1 установлено также, что в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации действуют положения Конституции Российской Федерации. Представляется, что в пункт 1 эта норма помещена ошибочно. Указанные договоры не являются правовыми актами конституционного уровня, как Федеративный договор до 12 декабря 1993 г. Поэтому более правильно было бы упомянуть их в пункте 2 «Заключительных и переходных положений», поскольку договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - обычные правовые акты, о которых сказано именно в пункте 2.

Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Принятие новой Конституции означает коренное обновление государства и его правовой системы. В теоретическом, идеальном, варианте реализации конституционной реформы должны происходить «уничтожение» всего предшествующего права и роспуск всех существующих органов государственной власти, после чего должно начаться создание новой правовой системы на основе новой Конституции.

Совершенно очевидно, что такой вариант нереализуем практически. Именно поэтому общим правилом при принятии новых основных законов является закрепление положений, подобных тому, что содержится в комментируемом пункте: применение «старых» правовых норм допускается постольку, поскольку они не противоречат новому конституционному тексту.

Тем не менее, упомянутая теоретическая модель, несомненно, оказала влияние на механизм правоприменения в условиях действия новой Конституции России. В обычных условиях решение вопроса о конституционности закона либо иного нормативного правового акта находится в компетенции Конституционного Суда России (см.комментарий к статье 125). Появление в разделе о заключительных и переходных положениях комментируемой нормы свидетельствует, что для законов и других правовых актов, действовавших на момент вступления Конституции в силу, установлен иной режим. А именно: вопрос о возможности применения акта (т.е. вопрос о его конституционности) решается самим правоприменителем. И только в спорных случаях к решению этого вопроса может быть привлечен Конституционный Суд. Чтобы обеспечить единообразие применения законов в условиях действия новой Конституции, Президентом Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издан Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений.

Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Переходные положения Конституции ориентированы на обеспечение непрерывности функционирования и преемственности в деятельности федеральных органов государственной власти, сохранение их персонального состава. Вступление в силу Конституции не означало автоматически отставки Президента Российской Федерации, членов Совета Министров - Правительства Российской Федерации, судей.

В соответствии с частью 2 статьи 1212 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России 1978 года Президент Российской Федерации был избран сроком на пять лет. Выборы Президента состоялись 12 июня 1991 г. Таким образом, избранный на этих выборах и находившийся в должности в момент вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года Президент России Б. Н. Ельцин остается в должности по 11 июня 1996 г. Точнее это - наиболее ранняя возможная дата прекращения им исполнения своих полномочий, поскольку вступление в должность следующего Президента может произойти и на несколько дней позже - после подведения итогов всенародных выборов и принесения вновь избранным Президентом присяги (см.комментарий к части первой статьи 92).

При этом нельзя говорить о сохранении на указанный срок института президентской власти в том виде, в каком он был закреплен в ранее действовавшем Основном Законе. Статус Президента Российской Федерации претерпел в результате конституционной реформы кардинальную трансформацию. Поэтому в комментируемой части не идет речь о том, что ранее избранный Президент сохраняет свои полномочия. Найдена более точная формулировка - ранее избранный Президент осуществляет установленные настоящей Конституцией полномочия до конца срока, на который он был избран.

Совет Министров - Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется - Правительство Российской Федерации.

Как было отмечено в комментарии к предыдущему пункту раздела второго, переходные положения Конституции ориентированы на обеспечение непрерывности функционирования и преемственности в деятельности федеральных органов государственной власти, сохранение их персонального состава.

В соответствии с комментируемым пунктом Совет Министров - Правительство Российской Федерации, действовавшее в момент вступления в силу Конституции Российской Федерации, не ушло в отставку и начало осуществлять права, исполнять обязанности и нести ответственность в соответствии с новой Конституцией, получив наименование - Правительство Российской Федерации.

В связи с принятием и вступлением в силу Конституции Президент Российской Федерации принял решение о преобразовании и реорганизации Правительства с тем, чтобы оно могло более эффективно исполнять свои функции, вытекающие из его нового конституционного статуса (см. Указы Президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства Российской Федерации» и от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал