Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация истории Церкви






Периодизация церкви формируется в историографии. История церкви восприняла античную традицию и стала формироваться как среднее между научной литературой и мемуарами. С Евсевия Порфийского складывается традиция церковной историографии (14 век). Критерий периодизации - богословские истины, вызов церкви в виде появления тех или иных вопросов и духовный ответ на него. Попытка осмысления собственно истории в рамках Богоявления (Лиза, бодро вспоминаем М. Элиаде) – идея блаж. Августина. Основные споры были связаны с тем, в включать ли в периодизацию историю еврейского народа (в результате решили, что это будет как бы вводная глава к истории церкви) и время Христа и апостолов (В.В.Болотов, наиболее известный из русских историков церкви, например, не включал)

Периодизации церковной истории. Варианты.

  • Иоахим Флорский:

- Эра Отца: Сотворение мира (существование предтечей церкви, но еще не церковная история) - Крещение Христа

- Эра сына: Боговоплощение – 1260 год

-Эра св. Духа. 1260 – по Апокалипсис

Иоахим возвращает Апокалипсис в реальную историю. Первые христиане ждали второго пришествия со дня на день, не воспринимают жизнь мира, отрицают ее, а позднее община учится жить в миру по Завету. Иоахим видит историю в постепенном приближении к богообщению. Католическая церковь принадлежит только ко второй эре, а позже явится новая церковь.

Признан еретиком.

  • Макдебургские Центурии. коллективное авторство.

Попытка изучения истории церкви. Собирание всего основного материала. Впервые попытка исторической критики источников. Попытка протестантского осмысления. Соответственно протестантская церковь показана как новый этап развития Церкви.

Вывод в плане периодизации: каждые сто лет в церкви возникало новое качество, обозначавшее новый этап церковной истории.

  • Бароний. Анналы. (Ответ католич. Церкви на исследования протестантов).

Периодизация тоже по столетиям, но уже в интересах католической церкви, то есть скорее протестантизм представлен как вызов, а ответ католиков – как ответ Церкви.

  • Рейхенберг " Обобщение церковной истории" 1697 - протестант.

- Церковь основана. первые три века христианства. мало что известно.

- 4 век(313 - эдикт К. о веротерпимости)-5 века. Название: Церковь наслаждается свободой. Развитие церкви по внутренним законам, несмотря на влияние императора. Период богословских споров. Возникает монашество.

-7-10 века. Церковь погружается во мрак. Внимание на востоке императоров к церковному развитию, попытка воздействия императоров на Церковь. На западе светские власти прямо вмешиваются в жизнь церкви. Вассалитет высшего духовенства от светских властей. Распространение императорской инвеституры. Инвеститура- назначение епископов императором, а папа только одобрял.

-11-15 века. Церковь стенает и печалуется. Борьба за инвеституру. Папа - уже не пастырь, а светский гуманист, то есть речь идет уже не о богословских спорах, а культурных и социальных. В церковных низах возникает протест, выражающейся в нищем монашестве.(протестантская точка зрения). Однако на уровне нищенствующего монашества возникают предпосылки обновления.

- 16 век - Церковь обновляется. Появление протестантизма. Но это уже нельзя с полной уверенностью назвать церковью, так как нет единства и апостольского преемства.

· Существуют и иные периодизации. Так, Евграф Иванович Смирнов в своей книге, удостоенной в 1873 г. полной Макариевской премии, предлагает делить историю Церкви на 4 периода, а именно:

  1. период внешнего распространения Церкви, от времени апостолов до торжества христианства над язычеством при Константине Великом;
  2. Период внутреннего благоустройства Церкви – от 313 г. и вообще времени Константина Великого до разделения Церквей в 1054 г. и устройства Церкви Русской;
  3. от 1054 г. до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала Реформации на Западе (1517 г.); в этой время на Востоке неизменно соблюдается древнее вселенское учение, а на Западе происходит постепенное отклонение от этого учения и церковного устройства;
  4. от указанных дат до настоящего времени; в течение большей части этого периода на Востоке церковная жизнь протекала под мусульманским владычеством, а на Западе развивается процесс отделения от Католической церкви новых религиозных сообществ.

· Александр Леонидович Дворкин в своем лекционном курсе делит историю Церкви на периоды:

1. становления Церкви (до Константина Великого);

2. эпоху Вселенских соборов (до 754 г.);

3. византийский период (до падения Константинополя и турецких завоеваний на Востоке);

4. послевизантийский период.

  • Периодизация с точки зрения внутреннего развития(собственно, принятая ныне)

- рубеж новой эры - 313. Духовное единство церкви. Отделение апокрифической литературы и выделение ядра христианской литературы - канон. Критерий выделения канона - 1) историческое соответствие 2) боговдохновенность, т.е. нет противоречий с основами учения Христова и есть мистическое содержание, помимо обыденных рассказов. Физическая дискретность церкви - существование в виде отдельных, но связанных островков в языческом окружении. Диптих - поминовение епископов других церковных общин.

- 313-1054. Период вселенской церкви, когда создается внешнее единство, церковь распространяется на империю и претендует на распространение на всю вселенную. После этого распад, хотя монофизиты отделились после 4 всел. собора.

- 1054-1515. Предпосылки догматического разрыва между восточной и западной церквями. Тридентский собор - католики приняли теорию догматического развития, дополнение учения Отцов Церкви. 1 Ватиканский собор - догмат о папской непогрешимости.

- 1515 - 1899. Период разделенной церкви. Католики остаются едиными, протестанты отделяются и разделяются. Протестанты - Великобритания, Германия, США.

- 1899 - сегодняшнее время. Глобализация церкви в смысле секуляризации церкви, подстраивание церкви под жизнь мира. В частности, появляется икуменическая идея – идея глобальной церкви без догматического единства при богослужебном единстве. Католики придерживаются догматов, поэтому ни один католический епископ не входит в икуменический совет. Икуменический совет церквей – формально православные входят, но православные фундаменталисты против этого.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал