Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Душепопечение представителей различных меньшинств






 

Душепопечителей осуждают за то, что свои теории и методы они применяют к людям всех расовых и этнических групп без разбора. Быть может, подобная критика имеет под собой определенное основание, однако последние годы лавина книг и публикаций по межкультурному душепопечению указывает на то, что многие душепопечители стараются адаптировать методы душепопечения с учетом культурного происхождения своих подопечных. То же самое справедливо и в отношении миссионеров и душепопечителей, работающих за рубежом[2017]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что межкультурные проблемы одинаково важны и в нашем собственном окружении. Североамериканские азиаты, индейские аборигены, иммигранты, чернокожие, испанцы и кавказцы, чьи предки жили здесь веками, могут иметь одинаковое гражданство, но различное этническое и культурное происхождение или перспективы. Эти различия игнорировать по ходу душепопечения никак нельзя[2018].

Рассмотрим, например, определение термина «норма». Мы нередко исходим из того, что люди, приспособленные к жизни в нашем обществе наилучшим образом, обязаны этим прежде всего своим собственным усилиям и способностям. Наиболее приспособленными считаются люди зрелые, самостоятельные, компетентные и способные совладать с жизненным стрессом без особых затруднений или зависимости от других. Если нам нужна помощь, мы обращаемся к душепопечителю, с которым часто не знакомы лично. К этому человеку приходишь по записи, оплачиваешь его труд, посещаешь несколько сеансов, длительностью по 50 минут каждый, и не ожидаешь от него излишней директивности. Мы открыто обсуждаем с ним большинство своих интимных забот, тревог и ждем, что он научит нас справляться с ними.

Некоторые все воспринимают иначе. Люди некоторых культурных и этнических групп почитают мудрость старцев больше, чем высказывания дипломированных и «остепененных» различными званиями душепопечителей. Они прячут свои проблемы от незнакомцев и делятся ими только в семейном кругу. Взаимозависимость членов семьи ценится здесь значительно больше, чем независимость. Четкое планирование времени не составляет для них приоритета, они ждут от душепопечителя сугубой директивности, и никто не считает, что помощь консультанта должна быть непременно оплачена[2019].

Кроме того, сами по себе стрессы и затруднения у таких людей бывают иными, чем у нас. Меньшинства в любой культуре, вероятнее всего, будут сталкиваться с предубеждением, социальной изоляцией, ограниченными возможностями при получении образования и работы, а также более низким уровнем самооценки. Многие из них не чувствуют в себе сил изменить окружающие обстоятельства или изменить свой образ жизни. Депрессивные расстройства — обычное явление среди таких людей, поскольку меньшинства не ждут помощи и не питают великих надежд[2020]. Понятно, что некоторые отказываются доверять душепопечителям, которые могут принадлежать к другой расовой или этнической группе, иметь чуждые ценности, говорить на другом языке и не понимать (или не придавать значения) культурных различий.

И все же, межкультурное душепопечение имеет право на существование, особенно в том случае, если душепопечитель осознает свои собственные ценности, знаком с особенностями цивилизации меньшинств, а также с особенностями их мышления, чуток к индивидуальным различиям и ожиданиям своих подопечных, понимает различия между душепопечителем и подопечными, стремится проявлять гибкость, применяя широкий арсенал методов душепопечения, и воистину имеет от духа смирения и готов учиться и исследовать[2021]. Чем выше уровень взаимопонимания, тем больше вероятность, что такое душепопечение достигнет поставленных целей. Чем больше сходства в ценностях душепопечителя и подопечного, тем выше качество межличностных связей. Отсюда следует, что христиане, занимающиеся межкультурным душепопечением других христиан, по всей видимости, будут лучше связаны друг с другом, поскольку их объединяет одна и та же преданность Христу и согласие в библейском учении.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал