Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовая и учебная деятельность и здоровье человека






Рациональная организация трудовой деятельности. Трудовая деятельность не только позволяет создавать материальные ценно­сти, но и является основой общественного развития человека. Правильно организованный труд служит физическому, нравствен­ному и интеллектуальному совершенствованию людей, способ­ствует укреплению их здоровья. Здоровый образ жизни обеспечи­вает возможность полноценно и активно заниматься трудовой, учебной и общественной деятельностью. Иными словами, трудо­вая деятельность — основной компонент Сформировании здоро­вого образа жизни.

Активизация человеческого фактора невозможна без дальней­шего оздоровления характера и условий труда. Повысить работо­способность человека и сохранить его здоровье можно лишь путем проведения комплекса оздоровительных — санитарно-гигиениче ских, эргономических, психофизиологических и лечебно-профи­лактических — мероприятий.

Рационально организованный труд способствует максимальной производительности при минимальной затрате физических и нерв­но-психических сил человека.

Профессиональная деятельность характеризуется преобладанием либо движений, либо умственной работы. Исходя из этого, труд делится на физический и умственный, что, однако, условно, так как в мышечной работе участвует центральная нервная система, а умственный труд сопровождается определенным физическим на-пряжением./В связи с механизацией, автоматизацией и компью­теризацией производственных процессов увеличилось число про­фессий с преобладанием умственного напряжения, а физическая нагрузка резко снизилась.

Борьба с преждевременным утомлением и переутомлением на производстве имеет огромное значение для сохранения здоровья, профилактики травматизма и поддержания нормального уровня работоспособности. Большую роль в этом играет психологическое состояние работающего — наличие у него потребности в выпол­нении тех или иных действий, а также тренировка, т.е. освоение определенных двигательных навыков и доведение их до автома­тизма (двигательные стереотипы).

Быстрота развития утомления зависит от степени динамично­сти физического труда. Статическая работа, связанная с длитель­ным напряжением мышц, вызывает более быстрое утомление, чем динамическая работа, в которой сокращения мышц попеременно чередуются с их расслаблением.

В группу психофизиологических мероприятий входят: рацио­нализация режимов труда и отдыха, организация перерывов с ис­пользованием специальных физических упражнений, аутотренинг, чередование операций и видов деятельности.

^Разработано около 600 режимов труда и отдыха для рабочих промышленных предприятий, работников сельского хозяйства, служащих, соответственно назначаются регламентированные пе­рерывы и предлагаются наиболее целесообразные способы их про­ведения. Основным условием эффективности всякого отдыха, и особенно отдыха в режиме рабочего дня, является переключение с одного вида деятельности на другой.

Наиболее тигшнный вид активного отдыха — производственная гимнастика. Актуальность ее возрастает в связи с резким уменьше­нием физической нагрузки в условиях современного производства. Оздоровительный эффект гимнастики выражается не только в сня­тии утомления и улучшений общего состояния здоровья, но и в повышении работоспособности и производительности труда.

Выполнение рациональных физических упражнений ускоряет течение процессов адаптации, является эффективным средством повышения неспецифической резистентности организма, увели­чения физиологических резервов и профилактики различных за­болеваний. При организации производственной гимнастики не­обходимо учитывать такие особенности трудовых процессов, как рабочая поза, характер рабочих движений, их быстрота и ритмич­ность, интенсивность мышечной и психической нагрузки.

Основная форма производственной гимнастики, проводимой на рабочих местах, — физкультурные паузы в виде определенного комплекса физических упражнений, составленнош вхоответствии с особенностями профессионального труда. Физкультурные пау­зы продолжительностью 5—г 7 мин проводят при появлении пер­вых признаков утомления..1

На производствах, где по условиям технологии невозможно устроить организованный перерыв, «малые формы» активного отдыха (физкультурная минутка и микропауза) зачастую являют­ся единственными средствами поддержания высокой работоспо­собности.

В профессиях, связанных со статическим напряжением мышц при интенсивных локальных двигательных нагрузках, комплекс гимнастических упражнений, развивающих силу и координацию движений, рекомендуется сочетать с упражнениями, направлен­ными на расслабление мышц, поскольку неблагоприятное влия­ние трудовой деятельности в этих случаях выражается в затрудне­нии расслабления мышц, нарушении координации при простей­ших движениях, некоторой недостаточности периферического кровообращения.

При работе с дисплеями необходимы дополнительные регламен­тированные перерывы. Специальными исследованиями обосно­ван следующий наиболее оптимальный режим труда и отдыха при непрерывной работе с видеотерминалами: при вводе информации нужны 10-минутные перерывы после 2 ч от начала работы, а за­тем такие же перерывы делаются после каждого часа работы с часовым перерывом на обед. При получении (выводе) информации темп работы принудительный, поэтому первый и третий перерывы удлиняются до 15 мин. Во время регламентированных перерывов целесообразно проводить производственную гимнастику, включающую упражнения для глаз.

.Оздоровительно-профилактическая гимнастика проводится вне производственных помещений с неблагоприятными условиями труда, в специальных реабилитационных центрах или комнатах здоровья, оборудованных техническими средствами для активно­го отдыха (тренажеры, массажеры и т.п.).

Если профессии связаны с длительным поддержанием мало­подвижной рабочей позы стоя или с выполнением большого чис­ла движений пальцами рук, кистями и предплечьями, гимнастику необходимо сочетать с проведением самомассажа ног или рук.

и У Массаж и дозированная физическая нагрузка стимулируют ком-Цпенсаторные реакции периферических сосудов ног, повышают [«устойчивость сердечно-сосудистой системы и являются действен-| ным средством профилактики застоя крови в венах. Физиологи­ческая эффективность массажа и гимнастики усиливается при их; сочетанием воздействии.

* Наряду с указанными формами активного отдыха на производ-I ствах все шире используется психорегулирующая тренировка. Цель lee состоит в том, чтобы научить занимающихся произвольной Ц регуляции психического и мышечного тонуса, тонуса сердечно-1 сосудистой системы для поддержания высокой работоспособно-I сти. Результаты исследований показали, что отдых в комнате пси-J хической разгрузки стимулирует восстановление лабильности зри- щ тельного анализатора и вибрационной чувствительности, снимает | утомление в конце смены.

Музыка находит все большее применение в качестве средства I повышения работоспособности человека. Обладая большой си-I лой психофизиологического воздействия, целенаправленно подо-1 бранная музыка при выполнении умственной или физической работы, как и во время отдыха, способна снизить ощущение уста­лости. Психофизиологические механизмы воздействия музыки на работоспособность человека базируются на благоприятной роли положительных эмоций и способности стимулировать ритмику двигательной деятельности. При организации трансляции функ-I циональной музыки необходимо учесть характер, ритм, темп и I громкость музыкальной стимуляции. В цехах с производствен-1 ным шумом функциональная музыка может транслироваться че-I рез индивидуальные наушники. Оптимальной является трансля­ция музыки в течение 10—15 мин каждый час или суммарно за смену 2 ч 20 мин. При таком музыкальном режиме при прочих равных условиях почти у всех обследованных рабочих к концу смены двигательная реакция ускорялась, концентрация внима­ния увеличивалась, число неточных движений сокращалось, ка­чество работы улучшалось.

В условиях современного производства при малых нагрузках обя­зательны во внерабочее время профилактические меры для компен­сации недостатка двигательной активности. Установлено, что заня­тия упражнениями на выносливость (лыжи, бег) повышают у ста­ночников общую физическую работоспособность, снижают степень мобилизации физиологических резервов при стандартных нагруз­ках и ускоряют восстановление частоты сердечных сокращений. Профилактическая гимнастика и другие виды физических уп­ражнений с целью предупреждения влияния неблагоприятных условий труда и профессиональных заболеваний проводятся во внерабочее время в специализированных группах здоровья на базе Профилакториев, комнат или центров здоровья.

Во внерабочее время проводится также профессионально-при­кладная физическая подготовка, направленная на поддержание высокой работоспособности и создание условий для достижения и длительного сохранения мастерства за счет профессионально важных физических качеств.

Рациональная организация учебной деятельности. Учеба явля­ется разновидностью умственного труда и также нуждается в ре­гламентации. В основе учебного процесса лежит познавательная потребность. Познавательный инстинкт (любознательность, лю­бопытство) наиболее ярко выражен в первые годы жизни челове­ка. Он удовлетворяется (процесс ликвидации потребности) в про­цессе учебы, в процессе приобретения новых знаний, умений и навыков или, что одно и то же, в процессе образования новых условных рефлексов (приобретенная память).

Приобретенные знания (память), их качество и объем проверя­ются практикой, и полезность их оценивается обществом. Оценка (подкрепление) полезности и важности сделанного может выра­жаться в виде морального и материального поощрения: доброе слово, высокая отметка, награда, премия, заработная плата, на­значение на должность и т.д. И наоборот, плохое знание предме­та наказывается, т. е. подкрепление имеет знак «минус».

Учебный процесс (обучение) — процесс удовлетворения (ликви­дации) той или иной познавательной потребности и приобрете­ния жизненного опыта (новой информации), в основе которого лежат новые условно-рефлекторные и ассоциативные связи цент­ральной нервной системы. Процесс формирования условных ре­флексов (приобретенной памяти) лежит также в основе воспита­ния человека, когда его учат соблюдать социальные традиции и законы государства.

На успех процесса обучения влияют следующие обстоятель­ства:

- индивидуальная сила выраженности познавательной потреб­
ности;

- позиция общества (государства) в вопросах оценки (подкреп­
ления) полезности познавательной деятельности;

- умение учителя (воспитателя) управлять познавательной по­
требностью ребенка с помощью интересных вопросов и поощре­
ния верных ответов для подкрепления усвоенных им знаний, на­
выков, умений (повторение — мать учения).

Учебная деятельность, как и любой другой вид деятельности, связана с развитием утомления, время наступления которого в значительной степени зависит от силы выраженности познава­тельной потребности, а также от функциональных возможностей организма. Развитие утомления определяется индивидуальными (познавательными) и возрастными особенностями индивида. Не­достаточная функциональная зрелость коры больших полушарий мозга детей и подростков, слабость их высшей нервной деятель­ности проявляются в повышенной утомляемости и низкой работо­способности, слабой концентрации и легком переключении вни­мания, преобладании конкретного (образного) мышления.

Слабовыраженная у учеников познавательная потребность, а также незнание педагогом возрастных особенностей умственной деятельности детей и подростков приводят к тому, что процесс обучения может оказаться для них наиболее трудным видом дея­тельности. При интенсивной или длительной учебной работе на фоне сниженной познавательной потребности в данном виде дея­тельности у школьников развиваются усталость, утомление, а иногда и переутомление, что может вести к ряду заболеваний.

Утомление учащихся чаще возникает при выполнении одно­образной работы и монотонной речи преподавателя. Оно имеет две стадии: фазу двигательного беспокойства и фазу успокоения с явлениями вялости и сонливости. У детей, физически ослаб­ленных или имеющих слабый тип высшей нервной деятельно­сти, первой фазы утомления может не быть, а сразу развивается вторая.

С целью снижения утомления, повышения работоспособности и познавательной потребности детей и подростков учебный про­цесс должен осуществляться при определенном чередовании раз-яичных видов деятельности, т. е. в определенном режиме.

В основе всех режимных мероприятий лежит динамический стереотип — вид деятельности человека, представляющий цепоч­ку условных рефлексов, которые следуют в определенном поряд­ке друг за другом и через определенные интервалы времени, ко­гда завершение одного условного рефлекса становится сигналом для начала следующего.

Формируемый в процессе учебы динамический стереотип яв­ляется основой педагогической практики. Он лежит в основе учеб­ного года, недели, дня; режимов труда, отдыха, питания.

Основные элементы режима дня школьника:

- продолжительность различных видов деятельности (учебы,
игры и т.д.), их регулярность и рациональное чередование;

- достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем
воздухе под оздоровительным воздействием солнца;

- регулярное питание;

- полноценный сон — достаточный по времени и протекаю­
щий в хороших условиях (свежий воздух, тишина и др.).

Элементы режима дня общеобразовательного детского учреж­дения (физиологическая основа режима — выработка цепочки ус­ловных рефлексов — динамического стереотипа):

- продолжительность учебного года и каникул в течение ка­
лендарного года;

- распорядок занятий в течение учебной недели и дня;

 

- продолжительность урока и правильное его построение;

- организация перемен между уроками.

Возраст, с которого возможно систематическое обучение ре­бенка, зависит от уровня развития и степени готовности органов и систем его организма к школьному обучению.

Умственное развитие школьников разных возрастов неравно­мерно. Смена возрастных периодов во многом зависит от ранее сложившихся индивидуальных особенностей личности ученика. Процессы роста и развития все более опосредствуются личным опытом (объемом усвоенной информации), типологическими и индивидуальными чертами. Неравномерность умственного разви­тия школьников соответствует неравномерности их физического развития, что подчеркивает взаимосвязь единства обоих процес­сов. Следует иметь в виду, что ускоренное развитие имеет лишь относительную ценность. Это проявление своеобразия индивиду­альных особенностей роста и развития.

При составлении расписания уроков следует учитывать изме­нение работоспособности учащихся в течение учебного дня и учеб­ной недели.

На 1-м уроке работоспособность школьников невысока, уче­ники «врабатываются», «втягиваются» в учебный труд. На 2-м и 3-м уроках работоспособность достигает максимума, а на 4-м у большинства детей появляются первые признаки утомления. На 5-м и особенно на 6-м уроке работоспособность резко снижается и нарастает утомление. Изменяется работоспособность и в тече­ние учебной недели. В понедельник она относительно невелика. Этот день недели уходит на «врабатывание». Во вторник и среду отмечается наибольшая работоспособность, а начиная с четверга работоспособность падает и достигает своего минимума в пятни­цу и субботу. Чередование трудных и легких предметов необходи­мо учитывать при составлении расписания уроков, хотя такое де­ление условно. Известно, как мало утомляют иногда самые труд­ные уроки, если они интересно построены и у детей есть потреб­ность в получении знаний, умений, навыков по данному предме­ту. При составлении расписания в младших классах важно избе­гать сдвоенных уроков.

Физиологические исследования развития утомления у учащих­ся в процессе различных видов деятельности служат основанием для регламентации продолжительности уроков. Опыт привел к установлению 45-минутной длительности урока. Для учеников I класса 45-минутная длительность урока чрезмерна. Сокращение ее до 35 мин значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы первоклассников, сохраняет рабо­тоспособность на протяжении всего учебного дня.

Требования к структуре урока едины для всех классов и могут быть представлены следующим образом: вводная часть урока —ррганизационные мероприятия, опрос; основная — для изложе­ния нового материала; заключительная — для обобщения.; Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторым или третьим уроком, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности. Не рекомендуется сочетание двух или —ех трудных уроков подряд (например, физика, математика, ино-

ранный язык), лучше чередовать их с менее трудными предме-

ии (например, с историей, географией). Расписание учебного дня должно предусматривать:

- отсутствие нулевых уроков;

- начало учебного дня не ранее 8 ч утра;

- продолжительность перемен не менее 10 мин;

- наличие двух перемен по 20 мин во второй половине дня;

- наличие перерыва между последним уроком и факультати-
|вом не менее 45 мин.

Форма подачи учебного материала направлена на поддержание | познавательной потребности (информационного голода) и посте-1 пенное ее удовлетворение (ликвидация информационного голо-| да). Учитель должен уметь:

- ставить вопросы, возбуждая познавательную потребность уче­
ников;

- объяснять содержание предмета, используя наглядные посо­
бия и средства коммуникации;

- выяснять характер и объем усвоенного материала путем опро-
\ са и обязательно оценивать ответы учащихся, это служит под-
i креплением данного вида деятельности (обучения) и способству-
■ ет дальнейшему возбуждению познавательной потребности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал