Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функция - дисфункция - латентная (скрытая) функция






За социальным, политическим или культурным явлением можно обнаружить совсем иные социальные факторы, оказывающиеся скрытыми от поверхностного сознания. Это различие между явлением и сущностью, между явными и скрытыми (латентными) функциями получило основательную разработку в марксистской социологии при анализе многих существенных сторон социальной жизнедеятельности. В частности, в этой социологии многое было сделано, чтобы показать связь политических или культурных явлений, религии или идеологии с интересами раз-личных социальных слоев и классов. Важное значение в утверждении такой концепции придается известной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», написанной в 1846 г. В ней Маркс и Энгельс показывают, как идейные образования можно объяснить, исходя из материальной практики и классовых отношений.

Проблема функциональности различных сторон социальной и духовной жизни много занимала позднейших социологов и культурологов. Выше, в главе II, мы уже рассматривали, как в рамках более позднего структурного функционализма, представленного Р. Мертоном и другими социологами, концепция функциональ-

ности подвергалась более тщательной разработке и усложнению, отвечающему сложности характера своего объекта — общества и его культуры. Мертон показал недопустимость сведения функции к полезному воздействию на систему и необходимость различия между субъективным мотивом и объективной функцией с ее реальными последствиями. Каждое явление может иметь несколько функций, а одна и та же функция может выполняться разными средствами, которые способны заменять друг друга. Набор этих средств не является неограниченным, и именно эта ограниченность и обозначает пределы приспосабливаемости группы и индивида к требованиям среды.

Одно и то же явление может быть одновременно функционально полезным в каком-то отношении и вредным в другом, что и заставляет рассматривать его с точки зрения функциональности и дисфункциональности. Если функция — это то, что способствует адаптации общества или индивида к своей среде, то дисфункция — то, что уменьшает степень этой адаптивности. Поэтому задача социологии в том, чтобы оценить соотношение позитивных и негативных характеристик в каждом явлении и выявить заменители тех или иных функций.

Такое усложнение анализа дает возможность выявить присущую обществу дифференциацию, соотношение различных частей, их взаимодействие и т.д. Это означает, что общество рассматрива-

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 123 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 124 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

ется как структурное образование, которому сочетание функций и дисфункций обеспечивает выживание, адаптацию к среде, гибкость в жизнедеятельности, способность к изменениям.

По Мертону, один из основных постулатов функционального анализа состоит в том, что одно и то же явление может выполнять различные функции, а вместе с тем являться дисфункциональным в каких-то отношениях. Это относится прежде всего к такому сложному и многозначному явлению, как религия, которая одновременно интегрирует и разъединяет, несет в себе «кладезь премудрости» и скопление «предрассудков» и т.д. Поэтому в социологическом плане важно исследовать баланс функций и дисфункций и выяснить, что может ослабить негативное воздействие какого-то элемента культуры и чем можно его заменить.

Что дает нам такая концепция для более разностороннего анализа рассмотренных выше функций культуры?

Уже при рассмотрении творчества как важнейшего источника пополнения культурного достояния каждое общество сталкивается с проблемой совместимости данного открытия с прежним опытом и сложившимися типами регуляции. Религиозные ценности входят в противоречие с той магией, которая направлена на улучшение

земных дел индивида или группы, и возникающая взаимная дисфункциональность лишь частично сглаживается в тех сферах, где достигнут «консенсус» (например, магическая роль обряда и священного текста). Хорошо известно и о взаимной дисфункциональности, возникающей при столкновении религиозных и научных ценностей, и потребовалось несколько веков духовной работы для того, чтобы сгладить и упорядочить это противоречие, разведя науку и религию по разным сферам жизнедеятельности.

Крайне необходимая функция сохранения и поддержания прежнего достояния, «памяти» общества может также привести к дисфункции, если эта память препятствует освоению новых достижений или приводит к противостоянию между «прогрессистами» и «консерваторами», «западниками» и «патриотами», если «историческая правда» одной общности приходит в противоречие с «правдой» другой общности. Дисфункционально знание, если оно попадает в распоряжение «не своего» субъекта деятельности и используется для защиты «чужих» интересов.

Такой же поворот к дисфункции несет в себе и функция коммуникации, всегда имеющая определенные пределы, за которые она не может переходить во избежание рассеивания коммуника-тивности. Но это означает, что всякое средство коммуникативности является и средством разграничения субъектов взаимодействия. Поэтому и существуют не «язык», а «языки», разделяющие общества и требующие адекватного перевода, разная символика, разграничивающая семейную, профессиональную, гражданскую жизнь, сферу досуга, различные сферы общения и т.д. Очевидно, что ценности разных сфер могут входить в противоречие друг с другом: рекреативные ценности в рабочее время или игровые ориентации в межличностных отношениях и т.п.

Дисфункциональным оказывается любое значение, если в контексте предполагаемой коммуникации оно таит в себе совсем не то содержание, которое должно было бы заключать по нормативному ожиданию. Тогда и возникает двусмысленность, демагогия и намеренное искажение, преследующее цель манипуляции общественным сознанием, еще сохраняющем привычное восприятие «нагруженных» слов: «прогресс», «революция», «держава», «реформа»,, «демократия», «рынок» и т.д. Учитывать соотношение функциональности и дисфункциональности информационных стереотипов с точки зрения задачи, введенной в данную «программу», — существенная задача теории массовой коммуникации и пропаганды.

Разрешить ситуацию дисфункциональности можно либо через подавление одной из сторон, через установление иерархии

или очередности функций или же через четкое разграничение сфер их применения.

Необходимость в устранении или ограничении дисфункциональности знания вызвала к жизни разнообразные формы его сокрытия и ограничения его распространения. В самом элементарном случае знание не должно стать достоянием разведывательных и шпионских служб военного противника. Жестким ограничениям подвергается и деловая информация, утечка которой может подорвать расчет на успех в конкурентной борьбе. Во всяком обществе существуют механизмы ограничения и сокрытия информации, придания ей статуса «специальной» и «секретной».

Именно Р. Мертоном было прочно введено в социологию понятие «латентной», т.е. скрытой функции в социальной, политической или культурной жизни, которая подлежит собственно со-циологическому анализу (см. главу II). Для гуманитарного культуроведения главное — раскрыть тот внутренний смысл мифа, представления, художественного произведения, акта творчества или его восприятия критиками или публикой, что и составляет признанное содержание общественного сознания. Задача социологического анализа — раскрыть не только значение мотивов (представлений, верований и т.д.) в социальном поведении, но и их социальные источники и объективные

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 124 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 125 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

последствия такого поведения, которые могут сильно отличаться от намерений. Хотя мотив и функция связаны между собой, они живут своей отдельной жизнью и могут изменяться независимо друг от друга.

Явная функция по Мертону — это «объективное следствие, способствующее адаптации системы, которое вызвано намеренно и признается в качестве такового участниками этой системы». Соответственно, скрытая функция вызывает следствие, «которое не входило в намерения участников и не признается в качестве такового». При этом такое следствие может оказаться позитивным или же негативным для данной общности, но сам факт выявляется лишь при взгляде со стороны, при социологическом навыке изучения реальных процессов.

Всякий, даже самый иррациональный ритуал, поверие, обычай и т.д., получающие лишь мифологическое (или псевдонаучное) объяснение и отвергаемые с точки зрения здравого смысла, могут оказаться функциональными, так как несут в себе способность отвечать какому-то жизненно важному интересу или потребности человека или группы. Их значение не ограничивается верой в акции по «вызову дождя». Многие церемонии проводятся просто по поводу памятных дат, связанных с жизнью верховного бога или же многочисленных святых. Календарь таких дат — напоминание об

иных началах в жизни, выходящих за рамки повседневности, о персонажах, которые совершили (или могли совершить) некоторое высокозначимое деяние. Проводимые по поводу некоторых условных дат церемонии собирают какое-то значимое число членов общины, а тем самым укрепляют среди них чувство единства, которое в остальное время может выглядеть весьма эфемерным и оказывается практически нефункционирующим.

Скрытая функциональность — обычный механизм в самых разных сферах. Товар производится отнюдь не только для того, чтобы быть полезным потребителю. Как известно, помимо этой потребительной стоимости он имеет еще и меновую стоимость, чтобы принести производителю желанную для того прибыль. Политика проводится через провозглашение тех принципов и целей, осуществление которых улучшило бы положение значительной части населения, но ее скрытая функция — привести к власти силы, заинтересованные в ее использовании для перераспределения общественных ресурсов в свою пользу, что далеко не всегда связано с выполнением обещаний. Скрытая функция национальной культуры — отделить «своих» от «чужих», чтобы ограничить права последних на почве «своего» государства. «Высокая» культура не только формирует духовное содержание развитого уровня, но и становится средством социального разграничения — создания дистанции между состоятельной элитой и остальной публикой. Научные знания могут служить не только сферой накопления новых знаний и открытий, но и каналом академической карьеры или, напротив, устранения от непосредственного участия в социальной жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал