Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональные ценности буржуазного общества






Сложный механизм промышленно развитой системы требует для своего поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории рабочего класса и предпринимателей (или бюрократическое начальство) различного уровня, но и соответствующей политической системы, которая в нормальном состоянии обычно имеет

демократический характер. Для ее поддержания необходимо также и адекватное духовное обеспечение в виде системы норм и ценностей, обеспечивающей осознанное и активное участие населения в необходимых видах жизнедеятельности, выполнение должного разнообразия ролей и достижение согласия между различными слоями и группами.

Приоритет производственной сферы, связанной с промышленным производством, придает особое значение поддержанию тех ценностей, без которых не может быть обеспечено полноценное участие «социальных партнеров» или «участия в общем деле». Рассмотрим основные ценности, присущие буржуазному индустриальному обществу*.

1. Достижение и успех — ценности, в соответствии с которыми культура буржуазного общества подчас получает определение достижительной. Не случайно так популярны в ней рассказы о том, как кто-то вырвался из бедняков в богачи, из бедной эмигрантской семьи в высокооплачиваемую «звезду» массовой культуры.

Измеряются эти ценности финансово-экономическими критериями. Однако нельзя сказать, что методы приобретения богатства при этом игнорируются. Разоблачения в неуплате налогов или причастности к наркобизнесу вызывают громкие скандалы. Но одной из основных проблем буржуазного общества остается согласование ориентации на успех с нормативностью поведения. Постоянный успех массовой литературы о преуспевании, достигнутом нечестными, аморальными или прямо преступными методами, свидетельство того огромного напряжения, в котором держит ориентация на успех многих рядовых людей буржуазного общества. Богатство остается самоценностью, но за моральными нормами сохраняется признание и жгучий интерес вызывает механизм их постоянного нарушения при сохранении показной благопристойности и добропорядочности.

2. Обладание частной собственностью. В системе ценностей буржуазной личности

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 200 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 201 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

центральное место занимает обладание собственностью, обеспечивающей право гражданства в мире собственников. Превращение частной собственности в основу социального взаимодействия придает общественным отношениям обезличенно-формальный характер. Отношения между людьми подменяются отношениями капиталов, доходов, имущественных статусов. Поэтому личностного осуществления человек ищет за пределами собственно производственных отношений, в сфере

* Нижеприведенный список ценностей составлен по текстам западных, преимущественно американских, учебников по социологии.

услуг, освобождаясь от принудительности закона постоянного роста капитала, от жесткой конкурентной борьбы, в которой выживает сильнейший, т. е. преуспевающий в погоне за прибылью. В широко известной книге Э. Фромма «Иметь или быть?» уже в самом названии сформулирована дилемма, занимающая умы многих людей буржуазного общества.

3. Индивидуализм. Под ним подразумевается признание приоритета прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Направив энергию свободной личности в сферу экономической и политической деятельности, буржуазный индивидуализм способствовал ускоренному развитию производительных сил. Развитие различных форм корпоративизма, характерных для государственно-монополистического капитализма, не уничтожило индивидуалистическую основу западной культуры. В буржуазном сознании индивидуализм прочно связан с такими понятиями, как свобода, равенство возможностей, конкуренция, личный успех.

Однако развитие противоречий капиталистического общества привело к конфликту между идеалами свободной индивидуальности и действительностью. Как принцип отношения человека к человеку индивидуализм стал антигуманен, как норма отношения индивида к обществу — антисоциален, как способ отношения к государству и законности — антидемократичен.

4. Право как признанная система обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается через судебную систему. Основные сферы права: права личности на жизнь, свободу и собственность; гражданское право как соблюдение обоюдных обязательств, за-фиксированных соответствующими соглашениями (контрактом); политическое право, регламентирующее разделение властей. Среди основных принципов правовой регуляции следует указать следующие: а) субъект правопорядка — прежде всего изолированный индивид, ищущий частную выгоду, обретаемую через взаимную «честную конкуренцию»; б) свобода и равенство возможностей, обеспечиваемое товарно-меновыми отношениями; в) за каждой личностью признаются права на жизнь, свободу и собственность, что и составляет основу «естественного права». Право свободы отрицает всякое отношение личной зависимости, но гарантией этой независимости является частная собственность.

5. Активность и труд. Товарно-денежные отношения не могут функционировать без постоянной заботы об обращении товаров и капиталов. Капитал ценен лишь как функционирующий капитал, а ценность профессии — в ее реализации. Активность стано-вится самой по себе высокоценимой ценностью независимо от

того, на что она направлена. Она приводит в интенсивное движение все многообразие элементов социальных и культурных структур. Подвижность социальных отношений, технологий, духовной жизни — характерная черта капиталистического общества. Но конечно, активность может быть направлена на «девиантные» цели, принося ущерб другим людям, обществу или окружающей среде.

6. Потребительство. Созревание капиталистического общества, повышение совокупного дохода привели в области культуры к смене гуманистической и духовной устремленности. Прежние ценности заменяются ценностями гедонизма, материального комфорта, расширенного потребления. Но жажда потребления не всегда находится в соответствии с возможностями индивидов, что приводит к острым эмоциональным стрессам. Нередко ориентация на потребительство выражается в искусственно форсируемой смене потребительских товаров, мод и стилей, имеющих не столько содержательный смысл, сколько отвечающих принципу престижности.

7. Универсализм, т.е. распространение ценностей западного общества на другие культуры. Стандартная позиция среднего американца или европейца выражается в идее превосходства западной цивилизации над всеми остальными и отношении к другим как «отставшим». Как мы увидим в главе XIV, универсализм чреват разрушительными последствиями для других культур, принижением их статуса и ростом межкультурной напряженности.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 201 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 202 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

8. Вера в прогресс. В индустриальном обществе широко распространена ориентация на то, что новое лучше старого. Увлечение стилем «ретро» лишь дополняет такую ориентацию. Однако про-грессизм оказался глубоко скомпрометированным теми издержками и противоречиями, которые приходится решать обществу.

9. Уважение к науке и технологии. Промышленно развитое общество ожидает от науки практического решения как технических, экологических, медицинских, так и социальных проблем. Ни капитал, ни власть сами по себе, без соединения с профессиональной экспертизой «не берутся за дело». Как мы увидим, и позиции научно-технического рационализма во многом оказываются подорванными теми издержками, которые претерпевает в буржуазном обществе гуманистическая сторона жизни.

Таковы функциональные ценности, принятые в буржуазном обществе и активно утверждаемые всей системой духовного воздействия на массы населения.

ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

Взаимоотношения общества и предпринимательства, ответственность бизнеса перед обществом являются одной из основных проблем индустриального общества. Это объясняется тем, что масштабы деятельности предпринимательства стали столь велики и оно настолько глубоко проникло во все сферы жизни общества, что его деятельность уже нельзя не регламентировать. Вместе с тем сама сфера хозяйственной деятельности настолько сильно зависит от общества — протекционистской политики государства, образования и подготовки кадров, состояния правопорядка и охраны природы, средств массовой информации и рекламы, что вынуждена искать пути конструктивного взаимодействия с обществом.

Простейшими формами социальной ответственности предпринимательства являются благотворительность и меценатство. Во все времена богатые и преуспевающие жертвовали средства на помощь неимущим с целью ослабления социального напряжения, в рамках выполнения патерналистских обязательств или для получения религиозной заслуги. Они же покровительствовали образованию, наукам и искусствам, обеспечивая себе рост престижа и признания в обществе благодаря участию в сферах деятельности, обладающих высоким статусом и обеспечивающим его увековечение. Так, в России, где благотворительность и меценатство были традиционно сильно развиты, наиболее богатые и преуспевающие в бизнесе предприниматели получали известность и признательность общества не за свой вклад в развитие экономики, а именно за благотворительную деятельность, покровительство наукам и искусствам. Все знают Третьяковскую галерею, но практически никто не знает, чем занимался П.М. Третьяков в сфере предпринимательства. Все знают великого режиссера Станиславского, но очень немногие знают его как владельца канительного производства Алексеева. И не потому, что «переоценка ценностей» в социалистический период истории обрекла эту сторону жизни великих россиян на забвение, а потому, что интересны обществу они были не предпринимательскими достижениями, а вкладом в развитие культуры.

Но благотворительность и меценатство, хотя и обеспечивают благодарность современников и добрую память потомков, не сни-

* Следующие два раздела написаны совместно с H.H. Зарубиной, автором программы учебника «Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства». - М., 1994.

мают социальной напряженности, неминуемо порождаемой развитием бизнеса. Судьба российских дореволюционных предпринимателей особенно поучительна, поскольку, сделав очень много для развития отечественной культуры, они не уделили должного внимания социальной защите населения. Лишь на рубеже XIX—XX вв. молодые промышленники стали не из филантропии по церковным праздникам, а из соображений интереса дела и стабильности общества заботиться о росте зарплаты, образовании, жилищных условиях, медицинском обслуживании и т.д. своих рабочих, однако это оказалось «слишком мало и слишком поздно» и не спасло общество от гибельного социального взрыва.

Современные концепции взаимоотношений бизнеса и общества исходят из того, что главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не способствовать росту нищеты и безработицы, избегать дискриминации женщин и национальных меньшинств в сфере занятости и оплаты труда, улучшать условия труда, не допускать экологических преступлений и неоправданной растраты невозобновимых природных ресурсов. Разработанные критерии оценки деятельности бизнеса основываются на следующем: а) насколько производимая продукция, услуги и их качество способствуют общему процветанию; б) каким образом используются природные ресурсы и рабочая сила.

Основными сферами социальной ответственности бизнеса являются сферы инвестиций, производства, экологии, найма и занятости.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 202 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 203 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

Ответственность в сфере инвестиций предполагает совокупность моральных проблем, стоящих перед вкладчиками и акционерами. В современном обществе инвесторы зачастую озабочены не только получаемой прибылью, но и социально-нравственной ролью предприятия, а также нравственным характером ведения бизнеса. Разделение инвестиционной и управленческой форм биз-неса в акционерных предприятиях способствует попыткам акционеров осуществлять контроль за менеджерами всех уровней. Главный нравственный принцип инвестиций состоит в том, что не-причинение социального зла имеет моральный приоритет перед стремлением способствовать социальному благу.

Социальная ответственность в сфере производства предполагает оценку произведенного продукта с точки зрения его соответствия широким интересам и потребностям потребителей, в том числе потребностям в экологически чистых и безопасных в использовании продуктах, в охране физического и нравственного здоровья, защите общественной безопасности и т.д. Общество осуществляет контроль за производством и распространением

нравственно осуждаемых и запрещенных видов товаров и услуг — наркотиков, порнографии, проституции, торговли оружием и т.д., осуществляя в одних случаях их уголовное преследование, а в других — отводя для них строго определенные, локальные ниши на рынке (например, порнографические издания, видеофильмы, а также всякого рода сопутствующую продукцию можно купить лишь в определенных магазинах, городских кварталах, за пределы которых их проникновение не допускается). Критерии, определяющие запрет или ограничение на производство и распрост-ранение товаров и услуг, подвижны и определяются сложившимися культурными традициями общества.

Производители несут также ответственность за то, чтобы потребитель был проинформирован о составе продукта, имеющихся химических добавках и консервантах, способных причинять вред здоровью, осведомлен об оптимальном сроке использования продукта. Разного рода приборы и агрегаты должны иметь инструкцию по безопасной эксплуатации и быть устроены таким образом, чтобы даже самый неумелый пользователь, даже ребенок не мог бы причинить себе вред (хотя надежность подобного рода мер предосторожности всегда относительна).

Важнейшей сферой ответственности бизнеса является экология. Корни экологических проблем уходят в духовно-нравственные традиции западной культуры, ориентированной на овладение природой и ее преобразование в интересах человека. Но опыт современного развития показал, что интересы потребления и расширения производства идут вразрез с жизненной потребностью всех без исключения людей, в том числе и предпринимателей, в чистой окружающей среде. В условиях постиндустриального производства, когда наукоемкие, использующие новейшие достижения химии и ядерной физики производства могут нанести необратимый вред окружающей среде и здоровью людей, именно экологическая проблема является главным полем конфликта общества и бизнеса. Действительно, многие компании и предприниматели в погоне за прибылью игнорируют экологическую опасность своего бизнеса, что усилиями различных организаций «зеленых» все чаще приводит к скандальным разоблачениям и утрате предпринимателями общественного престижа и доверия (не говоря о финансовых и прочих санкциях). В этой связи озабоченные своим имиджем в глазах общества компании проводят специальную политику, направленную не только непосредствен-но на защиту окружающей среды (к чему их побуждают с помощью штрафных санкций, налогов и т.д.), но и на восстановление доверия общества. Американская Ассоциация химических произ-

водителей, например, приняла программу «Ответственность и забота», которая предполагает: 1) открытость информации и знакомство местного сообщества с производством с целью установления с ним доверительного контакта; 2) налаживание контактов с местными органами и службами по вопросам чрезвычайных ситуаций и оказания помощи населению в случае аварий; 3) обязательства по минимизации отходов, безопасности хранения и транспортировки продуктов; 4) инструкции для потребителей по безопасному использованию продукции и утилизации отходов. Главным в программе является обязательство включить охрану окружающей среды в долгосрочную стратегию фирмы, а не проводить ее по остаточному принципу. Главной целью принятия этой и подобных программ является обретение утраченного в результате экологического кризиса доверия общества к фирме и ее продукции, обретение скомпрометировавшей себя ранее отраслью производства позитивного имиджа в условиях новой экологической культуры.

Важнейшей сферой социальной ответственности бизнеса являются найм и занятость. Одна из основных функций предпринимательства — создание рабочих мест. В то же время деятельность предпринимателей весьма часто ведет к увольнениям, сокращению занятости, к различного рода дискриминации в сферах найма и оплаты труда, например, по половому, расовому, национальному признаку. Помимо традиционных форм дискриминации, например, женщин как в оплате труда, так и при приеме на работу, возникновение новых видов занятости и форм труда приводит к проявлению

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 203 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 204 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

все новых форм дискриминации. Так, развитие микропредпринимательства и индивидуальных форм занятости порождает дискриминацию специалистов из развивающихся стран: оператор на компьютере, работающий в развивающейся стране, получает 1 долл. в час, в то время как подобная же работа американского оператора стоит от 5, 5 до 12 долл. в час. Чтобы избежать или снизить негативные социальные последствия дискриминации в сфере занятости, принимаются разного рода квоты, специальные программы для дискриминируемых национальных меньшинств и для женщин, однако подобные меры на деле оборачиваются «обратной дискриминацией» — уже по отношению к тем, кто ранее имел предпочтительные позиции: так, восстановление справедливости по отношению, например, к чернокожим женщинам ведет к ущемлению прав белых мужчин. Таким образом, дискриминация в сфере занятости и найма трудно преодолевается и воспроизводится в новых видах деятельности, однако она является постоянным объектом внимания специали-

стов в области «public relations», которые следят за тем, чтобы она не приводила к росту социальной напряженности и потери «лица» компании.

Одной из важнейших этических проблем, которую приходится решать современным специалистам в области взаимоотношений бизнеса и общества, является проблема регуляции этих взаи-моотношений. Задачи социального контроля за сферой бизнеса состоят в том, чтобы свести к минимуму ущерб, наносимый деятельностью свободных предпринимателей социальной и природной среде. Однако среди специалистов и предпринимателей нет единой точки зрения на необходимость внешнего контроля. Его противники считают, что в социальном контроле нет необходимости, так как нарушители нравственных норм в условиях свободного рынка и независимых средств массовой информации губят сами себя, теряя престиж и своих клиентов. Сторонники же активного контроля общества за социальными последствиями деятельности бизнеса считают, что даже в условиях полной экономической и информационной свободы бизнес сам, без контроля со стороны общества, не в состоянии поддерживать социальную ответственность и нравственность своей деятельности на высоком уровне. Они полагают, что специфика бизнеса как формы деятельности состоит в том, что в погоне за наживой постоянно воспроизводятся разного рода злоупотребления, справиться с которыми без помощи общества бизнес не в состоянии.

Тем не менее современные компании, озабоченные своими отношениями с обществом и стремящиеся занимать социально ответственную позицию, прибегают к различным формам внут-ренней регуляции «public relations», к которым в первую очередь относится фиксация нравственных требований в институциональных структурах, специальные нравственные кодексы предприятий и компаний как свод ценностей и норм, которыми менеджеры обязаны руководствоваться в повседневной работе. Например, этический кодекс компании «Кока-Кола» имеет силу закона, который строго обязателен для всех служащих в любой стране, где есть филиалы компании. В основе этого кодекса лежит принцип гражданской ответственности перед обществом как моральный императив деятельности компании, а также философия честности и корпоративности, которой должны руководствоваться все служащие. Им предписывается действовать в соответствии с куль-турными и нравственными нормами каждой конкретной страны, уважать ее традиции и законы, но соблюдать требование единства и целостности компании. Другим необходимым требованием к служащим является честность и открытость информации о со-

стоянии дел. Строго запрещается дача необъективной картины в финансовой и маркетинговой отчетности, даже если в ней не было злого или корыстного умысла. Служащим строго запрещается иметь свой частный интерес в делах поставщиков, клиентов или конкурентов.

Нравственные обязанности наемных работников и менеджеров перед фирмой предполагают лояльность и дисциплину. Традиционные представления о лояльности фирме состоят в предпочтении нравственных обязанностей перед фирмой всем другим обязанностям и интересам. Однако такие представления в современных условиях вступают в противоречия с современным пониманием прав наемных работников, а также потребностью общества в открытости и свободной информации. Все больше признается право наемных работников на относительную нравственную независимость от компании и линию поведения, преследующую собственные нравственные идеалы. Современный нравственный идеал предполагает ведение бизнеса, обеспечивающее соблюдение моральных норм предпринимателем и наемным работникам, даже если это идет вразрез с интересами фирмы, и признает необходимость защиты прав наемных работников на независимое нравственное поведение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал