Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и структура системы гражданской обороны






В Республике Беларусь существует общегосударственная система ГО, имеющая в своем составе органы управления, силы и средства, систему связи и оповещения для организации ее функционирования.

Вместе с тем в вопросах организации и ведения ГО Республики Беларусь сегодня имеют место:

• противоречие между сформированными в период военной напряженности взглядами и подходами к решению задач ГО и сложившимися новыми реальными условиями (коренное изменение взглядов на характер, способы и масштабы применения вооруженных сил, появление новых видов и систем оружия и планов их применения, изменившиеся военно-экономические возможности страны);

• разрыв между декларируемыми и реальными возможностями по обеспечению защиты населения и территорий, повышению устойчивости объектов экономики в случае крупномасштабных боевых действий с применением оружия массового поражения;

• нереальность практического выполнения ряда планируемых мероприятий гражданской обороны (массовая эвакуация населения из всех крупных городов в крайне сжатые сроки, обеспечение всего населения страны защитными сооружениями и средствами индивидуальной защиты и др.);

• отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, целевого финансирования, вследствие чего снижается уровень участия республиканских органов государственного управления, организаций и населения страны в мероприятиях ГО.

Все это требует пересмотра принципов, форм и методов функционирования ГО в современных условиях, новых подходов к планированию и реализации ее мероприятий.

Гражданская оборона Республики Беларусь является системой государственных мероприятий по защите населе­ния, материальных и культурных ценностей, территории страны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Организация и ведение ГО - одна из важнейших функций государства, составная часть гражданского и обо­ронного строительства, элемент безопасности страны.

Систему ГО (рис. 19) составляют органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагированием на них; органы повседневного управления по обеспечению защиты населения; силы и средства, предназначенные для выполнения задач ГО; фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предусмотренных на случай чрезвычайных ситуаций; системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Основными задачами ГО являются:

1) защита населения от оружия массового поражения и последствий производственных аварий, стихийных бедствий;

2) повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в условиях военного времени;

3) проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и в районах стихийных бедствий.

Законодательство страны в области ГО основывается на Конституции Республики Беларусь, а также на принципах международного права. Задачи ГО в организациях решаются в соответствии с ведомственными положениями, разработанными на основе Закона Республики Беларусь «О гражданской обороне» и согласованными с органами исполнительной власти, уполномоченными решать задачи ГО.

Республиканские органы государственного управления и самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

- планируют и осуществляют мероприятия по защите своих работников, основных производственных фондов, продовольствия, водоисточников, сырья, фуража и продукции, сельскохозяйственных животных и растений от воздействия средств поражения;

- проводят мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования организаций в мирное и военное время;

- создают и поддерживают в готовности невоенизированные формирования ГО;

- осуществляют обучение по ГО работников организаций, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;

- организуют и проводят аварийно-спасательные работы на закрепленной территории;

- создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения;

- создают и хранят запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов; организуют накопление и хранение имущества ГО, поддерживают его в готовности к использованию;

- оповещают территориальные органы управления ГО и население, попадающие в зону воздействия поражающих факторов, при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации на соответствующей территории.

Граждане Республики Беларусь в соответствии с Законом «О гражданской обороне» имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий чрезвычайных ситуаций и военных действий, безвозмездное пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты. Пострадавшему населению предоставляется медицинская, материальная, финансовая помощь и создаются необходимые условия для жизнедеятельности.

Граждане обязаны соблюдать требования законодательных и других нормативных актов по ГО, принимать участие в выполнении мероприятий ГО, а также проходить обучение по ГО.

Гражданская оборона организуется на всей территории Республики Беларусь по территориально-производственному принципу: на территориях областей, городов, районов и в организациях.

Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь; на территориях, подведомственных органам местного управления и самоуправления, - руководители местных исполнительных и распорядительных органов, являющиеся начальниками ГО; в органах государственного управления и организациях -непосредственно их руководители, которые являются начальниками ГО соответствующих государственных органов управления и организаций.

Начальники ГО несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, в отраслевых подразделениях и организациях. Им предоставляется право вводить в действие планы ГО в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; принимать решения о проведении эвакуации населения на подведомственных территориях в установленном порядке; издавать приказы по вопросам ГО в соответствии со своими полномочиями.

Приказы начальников ГО органов местного управления и самоуправления, городов и районов обязательны для исполнения должностными лицами организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от ведомственной подчиненности.

Для осуществления руководства подготовкой и ведением мероприятий ГО создаются штатные органы управления: в министерствах и ведомствах республики - самостоятельные структурные подразделения по ГО и чрезвычайным ситуациям в составе центральных аппаратов; в областях и г. Минске - управления ГО при главах исполнительных и распорядительных органов с правами юридического лица; в категорированных городах - отделы ГО при главах исполнительных и распорядительных органов с правами юридического лица; в городских районах категорированных городов - отделы ГО при главах исполнительных и распорядительных органов; в сельских районах - секторы по ГО и чрезвычайным ситуациям при главах исполнительных и распорядительных органов власти; на предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовых форм - отделы по ГО и чрезвычайным ситуациям; на предприятиях всех форм собственности и в организациях с численностью рабочих и служащих менее 200 человек выделяются специалисты по ГО и чрезвычайным ситуациям.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал