Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория лидерства Н. Макиавелли.






План лекции

1. Проблема лидерства в истории политической мысли

2. Природа и сущность политического лидерства

3. Теории происхождения лидерства

Политическое лидерство является неотъемлемой частью общественной жизни. Оно представляет собой довольно сложное и многомерное явление. Исследование лидерства является предметом изучения многих наук: психологии, психиатрии, социологии, социальной психологии, философской антропологии и др. В политологии же лидерство (в первую очередь, политическое) рассматривается как важный механизм регулирования отношений субъектов политики – людей, групп, институтов – в сфере политики.

Лидерство (от англ. Leader – вождь, руководитель, тот, кто ведет) – один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет деятельность всей группы, принимающей и поддерживающей его действия.

Проблема лидерства привлекала умы человечества еще с древнейших времен. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх, Светоний и другие видели подлинных творцов истории народов и государств в монархах, героях, полководцах. Этот же взгляд на историю развивали и средневековые европейские богословы, обосновывавшие власть государя Божьей волей (Фома Аквинский).

Из мыслителей Возрождения взгляды на роль личности в истории наиболее интересны у Макиавелли. Он не сводит политический процесс только к действиям героев и различает активных и пассивных его участников: это и монарх, и простолюдин, выходящий на площадь для поддержки своего государя или для бунта против него, и ростовщик, спонсирующий политика. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Цель (завоевание и удержание власти), значит, оправдывает средства, используемые для его достижения. Макиавелли считает, что правитель должен изучать и использовать вкусы и наклонности подданных.

 

Индивидуалистическую концепцию культа героев в XIX в. развивал английский историк Томас Карлейль (1795–1881). Великие лидеры, по его мнению, – «вожди тупоумной толпы», а истинная суть всех социальных процессов заключается в том, чтобы возвести на трон самого способного человека т.е. он считал основную массу населения “убогой во всех отношениях”, не способной нормально существовать без направляющего воздействия лидеров. Именно в “пестрой одежде” выдающихся личностей проявляется божественное провидение и творческое начало в истории.

Подобные взгляды на политическое лидерство выражал американский философ Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882) “ все глубокие прозрения, — писал он, — удел выдающихся индивидов”. Он ситал, что историю творят избранные лидеры, а целый народ – лишь фон для лидера.

Большое влияние на современные теории лидерства оказала концепция подражания французского психолога Габриэля Тарда (1843–1904). Он утверждал, что все достижения цивилизации – результат деятельности выдающихся личностей. Главный закон социальной жизни – подражание последователей лидеру. Великий лидер – это высший источник социального развития. Он подвергает последователей гипнотическому воздействию. Общественный процесс обязан лидерам-изобретателям, преодолевающим толпу. Это происходит, по Тарду, так: 1) лидер-новатор борется с косностью толпы, 2) толпа увлекается нововведением, 3) толпа послушно идет за лидером, подражая ему. Чтобы иметь успех у толпы, лидер «должен бить ее по нервам». Толпа презирает слабого лидера и рабски подчиняется сильному.

Своеобразное видение политического и социального лидерства содержится в работах немецкого философа Ф. Ницше ( 1844-1900) Для него цель развития человечества состоит в создании расы, касты, биологического типа сверхчеловека, сильной, красивой и волевой личности, которая самостоятельна как в своей духовной жизни, так и в ее внешних проявлениях. Ницше объявлял первоосновой мирового процесса волю к власти и утверждал, что стремление к власти – естественное состояние человека, смысл и состояние истории. Помехой этому естественному стремлению, по его мнению, является мораль, которую он называет оружием слабых. Ницше говорил, что утверждение лидера и проявление его индивидуальности несравненно важнее, чем судьбы тысяч последователей, людей неполноценных. Концепция Ницше основана на делении общества на «сверхчеловеков» (духовную аристократию) и «недочеловеков», судьба которых – быть ведомыми. Он предложил свою типологию лидеров, различая «лидеров толпы» (ее ставленников) и «подлинных героев» – сверхчеловеков.

Иначе рассматривает проблему отношения лидера и масс другой французский ученый Г.Лебон. Он утверждает, что общество вступило в «век масс», когда главную роль в общественной жизни играет толпа; последователи стали доминировать над лидерами. Толпа ниспровергает авторитет «законных лидеров» и идет за теми, кто обещает новую иллюзию. Все властители мира, по его мнению, всегда были психологами, инстинктивно понимавшими душу толпы. Толпа по своей природе хаотична, она утрачивает разум. Поэтому ей нужен вождь, пастух. Лебон разработал рецепты для лидеров, помогающие им овладеть толпой: нужно злоупотреблять сильными выражениями, преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями. «Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится обуздать ее, тот всегда бывает ее жертвой». Толпа представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина.
Проблема лидерства по- своему решалась сторонниками марксисткой традиции. Маркс и его последователи рассматривали лидера в качестве выразителя и проводника воли того класса, политические устремления которого он стремится воплотить в своей деятельности. Марксисты, не отрицая роль лидера в развитии общественных отношений, в то же время не придают определяющего значения его творческому и волевому потенциалу в процессе принятия и реализации политических решений. Маркс и Энгельс, тем не менее, отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих обезопасить себя от своих собственных чиновников.

И, наконец, рассмотрим взгляды Зигмунда Фрейда (1856–1939) и его последователей, оказавших огромное влияние на современные идеи по поводу лидерства. Цивилизация, по Фрейду, – это сублимация (перемещение) подсознательных влечений человека, прежде всего сексуальных (либидо), на цели политической деятельности. Подавление либидо превращается в стремление к власти, лидерству. Такими невротиками часто являются великие лидеры. Среди их влечений преобладает стремление господствовать над людьми. По Фрейду, исторический процесс развивается под определяющим влиянием великих лидеров. Фрейд утверждает, что массы нуждаются в авторитете лидера, как дети нуждаются в авторитете отца. Фрейдисты, как и сам Фрейд, делят общество на психически нормальных людей, неспособных к творчеству, и на лидеров, являющихся маньяками, психопатами.

Лассуэл, объясняя лидерство с позиций психоанализа, утверждал, что лидеры – это индивидуумы, которые перенесли в детстве крушение надежд. Психопатологическая личность, обуреваемая страстью к лидерству, говорит он, часто реализует себя на политическом поприще, лишь бы господствовать над другими.

Подобный же взгляд высказывал и другой последователь Фрейда, Альфред Адлер (1870–1937). По его теории, ориентированные на лидерство люди компенсируют комплекс неполноценности (часто не зная об этом) ожесточенной борьбой за власть. Это – основной смысл их жизни. Подобные люди никогда не довольны своей судьбой. Они хотели бы выделятся во всем и пытаются господствовать над другими, а если оказываются в подчиненном положении, становятся чувствительны к ошибкам вышестоящих и получают от этого удовольствие. Они чувствительны к неуважению и невниманию, проявляют большой интерес к символам статуса, наградам, внешним признакам успеха, и постоянно озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Среди российских ученых одним из первых обратился к проблеме политического лидерства Н.К. Михайловский (1842-1902).,,, Он попытался объяснить Феномен лидерства в массовых соц. движениях. В концепции героев и толпы, рассматривая толпу как единое социально-психологическое образование, Мих-ий главную роль по ее организации и управлению отводил лидеру. По мнению Мих. выдвижение политика в качестве лидера жестко детерминировано, но носителем этих детерминант выступает не вся система соц. отношений, а та толпа, которая за ним следует. Среди главных механизмов взаимоотношения толпы со своим лидером Мих. считает механизм подражания, выражающий стремление и способность человека приходить в соответствие с окружающими его людьми.

Философское осмысление феномена полит ого лидера можно встретить у К. Ясперса. Он видел в явлении полит лидерства выражение некой обобщенной воли. По нему, истинный политический лидер – это тот, кто постоянно хочет указывать путь оптимальный решений проблемы и может сам принимать решения, и если он хочет достичь своих целей, он должен внушать свою волю массам.

Ряд исследователей Р. Такер Дж Берне и др. анализируют Феномен политического лидера в тесной связи с изменениями в политической культуре общества и личностными характеристиками лидера.

Отечественные исследования проблемы политического лидерства заслуживают особого внимания. К числу работ, в которых представлена глубокая теоретичекая разработка проблемы лидерства в России, относятся труды: Е.Б. Шестопал, О.А. Краштоновская, Г.К. Ашин, Е.В. Кудряшовой, и др. Исследователи комплексно рассматривают феномен лидерства, отмечают роль лидеров в российском обществе, раскрывают психологический, имиджевый, управленческий аспекты феномена лидерства в нашей стране.

На современном этапе в отечественной психологии возрастает интерес к анализу политического лидерства в регионах. При этом в исследованиях проводится анализ специфики политического лидерства с учетом культурного контекста конкретного региона, развития определенного политического режима. Вместе с тем авторы приводят характеристики внутреннего содержания регионального лидерства, его основные черты, рассматривают особенности взаимодействия политических лидеров с представителями региональной элиты, средствами массовой информации. Данную группу исследований составляют труды Т.М. Рысковой, С.Е. Гржейщак, Н.Ю. Лапиной, А.Е. Чириковой, Р.Ф. Туровского и др.

Рассмотрение сущности политического лидерства с позиции политического менеджмента и выделение такой его характеристики как стиль управления отражены в работах О.В. Шаброва, А.Г. Гладышева, О.С. Виханского, В.А. Пызина, Р.А. Фатхутдинова, Е.В. Глущенко, О.Д. Волкогоновой и др. В большинстве своем авторы опираются на труды зарубежных ученых в области стратегического менеджмента, анализируют психологические составляющие стиля управления, проводят классификации стилей.

Н.П. Пищулин и С.Ф.Сокол определяют лидерство в широком смысле как неотчужденные субъект - объектные отношения доминирования и подчинения, влияния и следования по поводу завоевания, удержания и использования власти, опирающейся на авторитет. В узком смысле – как доверие объекта субъекту властных полномочий для выражения коренных интересов.

М. Василик выделяет три знчения рассматираемого понятия «политическое лидерство».

1. Постоянно приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу

2. Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность. Лидерство – это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение его членов.

 

3. Символ общности и образец политического поведения группы (групп), способных реализовать ее (их) интересы с помощью власти.

В современной политологии существует несколько трактовок понятия «Политическое лидерство» Можно выделить следующие из них


Основные подходы к трактовке лидера:

¢ 1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

¢ 2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.

¢ 3. Лидерство — это влияние на других людей.

¢ 4. Лидер — это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.

¢ 5. Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.)

Субъект потому что благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его избравших. Ради этого лидер наделяется властными полномочиями, т.е. правом концентрировать, направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми ресурсами и ценностями, Политика не вершится в отсутствие лидера.

Как объект политики полит. лидер имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых один постоянно действующий критерий - эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегла к его услугам. Без широкой поддержки и контакта с людьми полит. лидер нечего не значит. Более того, в решении тех или иных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к компромиссам.

• способ структурирования социальной группы В этом понятии заложена характеристика не только персональных качеств лидера. В нем находится свое выражение отношения лидера с основной частью населения.

• элемент поддержания отношений " верхов" и " низов", их интитуционализации в целях сохранения общности и осуществления ею своих интересов, Лидер – это институт, связанный отношением ответственности перед населением. Это человек, оказывающий преимущественное влияние на процесс властных отношений в социальной группе, слое, классе и т.д.

Вывод: Политическое лидерство - специфическое явление, выступающее в форме взаимодействия признанных в обществе субъектов с участниками политической жизни при добровольном подчинении последних властной воле субъекта. Полит лидерство – это типично интегрированное понятие, характеризующее отношения в процессах взаимодействия субъектов политической власти с объектами властвования.

Современная политология, опираясь на результаты исследований и достижений в области социологии и психологии, выделила несколько основных теорий происхождения в обществе феномена политического лидерства.

Теория лидерства Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. В работах " Государь" и " Размышления о первой декаде Тита Ливия" он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли смог вычленить содержание лидерства, при этом исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с подданными. Таким образом, в основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть. Обладание властью связано, прежде всего, с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.

Н. Макиавелли сделал вывод, что в основе поведения людей лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель в первую очередь. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.

Помимо этих двух мотивов поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру необходимо знать, кто именно более честолюбив а, следовательно, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.

Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, заключается в умелом сочетании средств поощрения и наказания, иначе говоря, использование «политики кнута и пряника». Лидер, который стремится к абсолютной власти, должен держать своих подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны цениться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они редки и раздаются «малыми дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.

Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «правитель - подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

В дальнейшем исследователи лидерства сосредотачивали внимание на тех или иных составляющих этого многогранного явления. Акцент в анализе лидерства на какой-либо переменной приводил к неоднозначной трактовке данного феномена и инициировал появление ряда теорий, в которых исследовалась природа лидерства. Среди наиболее распространенных и общепризнанных теорий лидерства можно выделить теорию черт.

Теория «личностных черт». Она создавалась на основе выявления качеств присущих идеальным лидерам- героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям, компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и ораторские способности.

Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно варьирует в зависимости от исторической эпохи и особенностей конкретного государства.

Учет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия.

Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей, вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его «вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток конкретных социальных обстоятельств.

Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает и обосновывает его ситуационная концепция.

Она исходит из относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по этой теории - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение и принимаемые им решения.

С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой - в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном общении и т.п. В целом же, лидеров отличают главным образом, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и компетентность.

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, а отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был получен вывод, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются, далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые прогрессивные тенденции и возможности их использования и заблаговременно решить острые социально-политические проблемы.

Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории, явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей и конституентов. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство.

Достоинством такого подхода к лидерству является рассмотрение его как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты - последователи - активисты - лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной политологии круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им решения.

В формировании и функционировании отношений «лидер - конституенты», особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера. Именно через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают психологические концепции лидерства.Среди них можно выделить три направления: Психоаналитическую, мотивационное, прикладное.

Психоаналитическое направление исследований акцентирует внимание на бессознательных влечениях и комплесах, определяющих как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления. С точки зрения классического психоанализа, основоположником которого был З.Фрейд, корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни на механизм бессознательного

Мотивационное направление исследований политического лидерства концентрирует внимание на изучение влияния различных мотивов, их комбинаций на политическую деятельность, стиль и характер принимаемых высшим руководством решений.

Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие.

Прикладное направление психологических теорий политического лидерства исследует возможные стратегии принятия решений лидером. В рамках данного направления большой интерес вызывает изучение стереотипов, соотношения эмоциональных и рациональных оценок в мышлении политических лидеров, разработанность причинно- следственных связей, категорий прошлого, настоящего, будущего.

Теории взаимодействия-ожидания. Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.

Например, теория «усиления ожиданий» Р. Стогдилла основана на простом утверждении. У членов группы, считал он, в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями, экспектациями, и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему будет разрешено к ней присоединиться, т. е. его допустят («примут») в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его способности инициировать нужные взаимодействия и ожидания.

Согласно теории «целевого поведения» (path-goal theory) M. Эванса, степень проявления внимания лидером определяет осознание последователями будущего поощрения, а степень инициирования структуры лидером определяет осознание подчиненными того, какое именно поведение будет поощрено.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал