Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Гносеология Канта
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания. Учение о «вещи в себе»(или о сущности и явлении): 1. Познание мира человеком имеет свои границы. 2. В предмете различал две стороны (явление и сущность), которые не совпадают друг с другом: а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»); б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей. 3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это – т.н. «вещь в себе». В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта. Например, человек: а) я вления человека – его внешность, поведение на людях. б) с ущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа. «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…». Причины непознаваемости сущности (по Канту): 1. Бесконечность и изменчивость мира; 2. Нравственная целесообразностьограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом. Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на: 1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»; 2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью. Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности: Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений. Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета. Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности. В своей критике теории Канта Гегель указывает на: 1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений; 2) принципиальную возможность познания сущности; 3) показывает механизм познания сущности. В. Этика Канта: Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом. Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил). Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.
|