Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группировка затрат по статьям калькуляции






Статья расходов Вид собственности
цеховая Фабрично-заводская (производственная) полная
1. Сырье и материалы + + +
2. Возвратные отходы (-) + + +
3. Покупные изделия и полуфабрикаты + + +
4. Топливо и энергия на технологические цели + + +
5. Затраты на основную заработную плату + + +
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих + + +
7. Единый социальный налог (взнос) + + +
8. Расходы на подготовку и освоение + + +
9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования + + +
10. Цеховые расходы + + +
11. Общехозяйственные расходы - + +
12. Прочие производственные расходы - + +
13. Потери от брака - - +
14. Внепроизводственные расходы - - +

 

При необходимости предприятия могут выделять также иные статьи нитрат, занимающие значительный удельный вес для систематического наблюдения за их динамикой.

В зависимости от полноты охвата калькуляционных статей рас­ходов на промышленных предприятиях различают следующие виды себестоимости:

■ цеховую;

■ фабрично-заводскую;

■ полную.

Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат цехов, участков; фабрично-заводская (производственная) себестоимость фор­мируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом произ­водства и управления предприятием. Полная себестоимость включа­ет как затраты на производство, так и затраты, связанные с реализацией продукции, и состоит из себестоимости и внепроизводственных рас­ходов.

Затраты по отдельным статьям калькуляции определяются в сле­дующем порядке:

■ нормативный расчет прямых затрат на изготовление изделий;

■ распределение косвенных затрат на себестоимость отдельных изделий.

Нормативный метод калькулирования основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы, обслуживания и т.д.). Его преимуще­ство состоит в том, что он не только прост в использовании, но и по­зволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финан­совые средства.

Расчет прямых затрат. Затраты на сырье и материалы рассчи­тываются путем умножения нормы расхода на данное изделие на цену соответствующего вида материальных ресурсов. К результату прибав­ляют транспортно-заготовительные расходы и вычитают стоимость возвратных отходов по цене их реализации (использования).

Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов относится на соответствующее изделие, заказ, объекты на основе первичных документов учета.

Аналогично материалам исчисляются затраты по статье «Топливо и энергия на технологические цели» — путем умножения нормы расхо­да топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции на соответствующую цену.

Затраты на основную заработную плату производственных ра­бочих определяются при сдельной оплате труда по плановым нормам затрат труда (нормам выработки) и сдельным расценкам, при повре­менной оплате — по нормативным ставкам и планируемому объему производства. В эту же калькуляционную статью включаются допла­ты по сдельно-премиальным системам оплаты труда и премии рабо­чим-повременщикам.

Дополнительная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость изделий пропорционально основной.

Единый социальный налог (взнос) определяется в соответствии с установленной нормой отчислений в процентах к расходам на зара­ботную плату производственных рабочих (основную и дополнитель­ную).

Расходы на подготовку и освоение производства включают плано­вые калькуляции отдельных видов продукции на основании сметы и планируемого объема выпуска продукции за установленный срок по­гашения затрат.

Распределение косвенных затрат. Существует несколько мето­дов распределения косвенных затрат на себестоимость отдельных ви­дов продукции.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распреде­ляются на себестоимость отдельных изделий следующими методами: с помощью сметных ставок, рассчитываемых на основе коэффициен-то-машино-часов; прямым расчетом соответствующих затрат на еди­ницу продукции; а также пропорционально основной заработной пла­те основных производственных рабочих.

Цеховые расходы распределяются по отдельным видам изделий пропорционально основной заработной плате, производственных ра­бочих отдельно по каждому цеху на изготавливаемую им продукцию. Для определения суммы цеховых расходов составляется смета рас­ходов.

Типовая номенклатура статей цеховых расходов:

■ содержание аппарата управления цеха;

■ содержание прочего цехового персонала;

■ амортизация зданий, сооружений и инвентаря;

■ содержание зданий, сооружений и инвентаря;

■ текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря;

■ испытания, опыты и исследования, рационализация и изобрета­тельство;

■ охрана труда;

■ износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений;

■ прочие расходы.

Распределение общехозяйственных (общезаводских) затрат меж­ду отдельными видами продукции производится аналогично распре­делению цеховых расходов. Сумма общехозяйственных затрат опре­деляется на основе составления сметы этих затрат.

К общезаводским (общехозяйственным) расходам относятся рас­ходы на управление и обслуживание предприятия в целом, не относя­щиеся ни к определенному цеху (подразделению), ни к какому-либо изделию. Все расходы по этой смете можно сгруппировать по соответ­ствующим направлениям, статьям и элементам затрат:

■ расходы по управлению предприятием (административно-управленческие расходы):

— основная и дополнительная заработная плата аппарата уп­равления предприятием,

— командировочные, подъемные, канцелярские, почтово-теле-графные расходы,

— расходы на содержание зданий служб управления предпри­ятия,

— расходы на содержание легкового транспорта,

— расходы на содержание военизированной, сторожевой, по­жарной охраны на предприятии,

— отчисления на содержание вышестоящей организации;

■ общехозяйственные расходы:

— содержание прочего общезаводского персонала (не входяще­го в состав промышленно-производственного персонала),

— содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвен­таря общезаводского назначения,

— амортизация основных средств,

— расходы на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство,

— охрана труда (общие мероприятия по предприятию в целом),

— расходы на подготовку и переподготовку кадров, а также организация набора кадров предприятия,

— прочие расходы;

 

■ налоги, сборы, обязательные платежи;

■ общезаводские непроизводственные:

 

— потери от простоев,

— потери от порчи материальных ценностей на складах,

— недостачи материалов и продукции на заводских складах,

— надбавки за пользование электроэнергией,

— прочие непроизводственные расходы.

Прочие производственные расходы прямо включаются в стоимости соответствующих изделий или распределяются между отдельными изделиями пропорционально их производственной себестоимости (беи прочих производственных расходов).

Потери от брака не планируются и не учитываются по факту.

Внепроизводственные расходы (расходы на упаковку изделий ни складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции) распределяются на себес­тоимость единицы изделия пропорционально производственной себе­стоимости отдельных видов продукции.

В зависимости от назначения калькуляция может быть:

■ плановой;

■ сметной;

■ нормативной;

■ проектной;

■ отчетной;

■ хозрасчетной.

Плановая калькуляция предусматривает максимально допустимы II размер затрат на изготовление продукции в планируемом периоде и составляется на все виды продукции, включенные в план.

Сметная калькуляция разрабатывается аналогично плановой па разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

Нормативная калькуляция — это расчет себестоимости изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным смета­ми расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимо­сти изделия на момент ее составления.

Проектная калькуляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности про­ектируемых новых производств и технологических процессов; ее раз­рабатывают по укрупненным расходным нормативам.

— Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции; ее составляют по тем же статьям затрат, чти и плановую, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией: например, потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, недостачи материальных ценностей в производстве и на складе при отсутствии виновных лиц, пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм.

Хозрасчетную калькуляцию разрабатывают на продукцию подраз­делений предприятия, как правило, только по тем статьям, на которые пни оказывают влияние.

Применяются следующие основные методы учета и калькулиро­вания фактической себестоимости продукции:

■ нормативный;

■ позаказный;

■ попередельный.

Нормативный метод основан на составлении нормативной каль­куляции по действующим на начало календарного периода нормам и последующем выявлении в течение производственного цикла изго­товления изделий отклонений от этих норм и нормативов.

Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнитель­ный расход сырья, материалов, заработной платы и других производ­ственных затрат (в том числе вызванные заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, до­платами за отступление от нормальных условий работы и т.п.).

Для определения фактической себестоимости изделия его нор­мативную себестоимость по каждой статье умножают на индексы от­клонений от норм, исчисленные в ведомости вводного учета затрат. Полученные таким образом суммы прибавляют с соответствующим знаком к нормативной себестоимости изделия по каждой статье каль­куляции.

Расчеты фактической себестоимости (5фмт) осуществляются по формуле

Sфакт=Sнорм Oн,

где Sнорм — нормативная себестоимость, руб.;

Oн — отклонения от норм, нормативов (экономия или перерасход).

При позаказном методе объектом учета и калькулирования явля­ется отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее опре­деленное количество продукции (изделий). Этот метод применяется н основном в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а так­же при калькулировании себестоимости работ ремонтного и экспери­ментального характера. Фактическая себестоимость заказа определя­ется по окончании производства продукции путем суммирования всех затрат. Себестоимость единой продукции определяется путем деления общей суммы затрат по заказу на количество выпущенных изделий.

При попеределъном методе затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расхо­дов. Этот метод обычно применяется в массовом производстве, когда мы пускаемая продукция однородна по исходному материалу и харак­теру обработки.

Необходимо отметить, что структура себестоимости в различных отраслях экономики имеет существенные различия. Это зависит от состава потребляемых ресурсов в производстве тех или иных видом продукции.

В этой связи отрасли промышленности подразделяются по струк­туре себестоимости:

■ на материалоемкие, если в себестоимости продукции преобладают затраты на сырье и материалы (легкая и пищевая промышлен­ность);

■ трудоемкие, если в себестоимости преобладает заработная плата (угольная промышленность, некоторые отрасли машиностроения, например приборостроение);

■ энергоемкие, если основную часть составляют затраты на энергию (алюминиевая промышленность);

■ фондоемкие, если в себестоимости высок удельный вес амортизации (нефтедобывающая промышленность).

Но такое деление довольно условно и может меняться во времени, Структура себестоимости тесно связана с характером производства данной отрасли промышленности и зависит:

■ от уровня автоматизации и механизации производства (повышение данного уровня обусловливает рост производительности труда, что вызывает снижение доли заработной платы и увеличение доли материальных затрат);

■ специализации и массовости производства;

■ кооперирования предприятий;

■ географического размещения предприятия.

 

11.5. ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

Себестоимость — это ценообразующий фактор, оказывающий существенное влияние на прибыль и конкурентоспособность про­дукции.

Систематическое снижение издержек — основное средство повы­шения прибыльности функционирования предприятия.

В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержки убыточных предприятий является не правилом, а исключением, анализ путей уменьшения издержек производства и разработка рекомендаций в этой области — одна из важнейших задач предприятия.

Актуальность снижения себестоимости продукции возрастает с увеличением объемов производства, поскольку каждый процентный пункт снижения обеспечивает при этом все возрастающую сумму экономии.

При анализе себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется рас­чет по экономическим факторам, охватывающим все элементы про­цесса производства продукции: средства труда, предмет труда и сам труд.

Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства:

■ повышение технического уровня производства;

■ рациональное использование материальных ресурсов;

■ совершенствование организации производства, труда и управ­ления.

Рассмотрим эти направления.

Повышение технического уровня производства способствует по­вышению качества производимой продукции, снижению ее трудоем­кости, росту производительности труда и достигается путем:

■ механизации и автоматизации производства;

■ разработки и применения прогрессивных технологий;

■ замены и модернизации устаревшего оборудования. Поскольку материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре

затрат на производство продукции, важную роль приобретают следу­ющие меры:

■ применение ресурсосберегающих технологических процессов;

■ изменение конструкции изделия;

 

■ налаживание входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полу­фабрикатов;

■ внедрение новых, более дешевых видов сырья, материалов, топ­лива, энергии;

■ сокращение расходов по амортизации основных производствен­ных фондов (может быть достигнуто путем лучшего использования этих фондов, их максимальной загрузки);

■ определение и соблюдение оптимальной величины партии за­купленных материалов, оптимальной величины серии запускаемой и производство продукции;

■ сокращение потерь от брака.

Улучшение организации производства, труда и управления до­стигается за счет:

■ современной организации труда: подготовки рабочего места, полной его нагрузки, применения передовых методов и приемов труда;

■ повышения квалификации кадров;

■ изменения объема и структуры производимой продукции;

■ совершенствования управления производством;

■ улучшения материально-технического снабжения. Применяя в комплексе все направления снижения затрат, можно

добиться оптимальной величины издержек производства.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое издержки производства?

2. Какие издержки относятся к постоянным и переменным?

3. По какому признаку составляется смета затрат?

4. Что такое калькуляция затрат?

5. Назовите статьи калькуляции.

6. Назовите методы калькулирования.

7. Какие статьи калькуляции относятся к прямым и косвенным?

8. Какие факторы влияют на величину себестоимости продукции?

9. Назовите основные направления снижения издержек производства.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тесты

1. Какие из перечисленных позиций относятся к постоянным издержкам производства:

а) амортизация;

б) аренда зданий и оборудования;,

в) оплата труда производственных рабочих;

г) страховые взносы;

д) административные расходы;

е) оплата труда руководителей?

2. Какие из названных позиций относятся к переменным издержкам производства:

а) затраты на сырье и материалы;

б) затраты на топливо и энергию;

в) затраты на транспортировку грузов;

г) отчисления на социальные нужды;

д) оплата труда управленческого персонала?

3. В группировку затрат по экономическим элементам входят затраты:

а) на материальные ресурсы;

б) оплату труда;

в) цеховые расходы;

г) амортизацию основных производственных фондов;

д) содержание и эксплуатацию оборудования.

4. В группировку затрат по статьям калькуляции включаются затраты:

а) на сырье и материалы;

б) топливо и электроэнергию на технологические цели;

в) основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих;

г) амортизацию основных фондов;

д) общепроизводственные расходы.

5. Калькуляция составляется с целью:

а) определения цены продукции;

б) составления сметы затрат на производство;

в) расчета себестоимости единицы продукции;

г) исчисления прямых и косвенных затрат.

6. Какие из названных статей относятся к косвенным расходам:

а) затраты на сырье и материалы;

б) цеховые расходы;

в) расходы на подготовку и освоение производства;

г) общезаводские расходы;

д) расходы на рекламу?

7. Для чего служит классификация по калькуляционным статьям расходов:

а) для определения цены на заготовку деталей, узлов;

б) исчисления прямых и косвенных расходов;

в) расчета себестоимости единицы конкретного вида продукции;

г) составления сметы затрат на производство?

8. Какие затраты относятся к группировке затрат по экономическим элементам:

а) на топливо и энергию на технологические цели;

б) основную заработную плату производственных рабочих;

в) амортизацию;

г) подготовку и освоение производства;

д) дополнительную заработную плату производственных рабочих?

9. Какие затраты входят в группировку затрат по статьям калькуляции:

а) на сырье и основные материалы;

б) оплату труда;

в) амортизацию основных производственных фондов;

г) топливо и энергию на технологические цели;

д) вспомогательные материалы?

10. Я какому виду группировки затрат относятся затраты на оплату труда:

а) к группировке по экономическим элементам;

б) группировке по калькуляционным статьям?

11. Какие затраты относятся к затратам на управление и производство в себестоимости продукции:

а) прямые;

б) косвенные;

в) переменные;

г) постоянные;

д) по обслуживанию оборудования?

12. Найдите затраты, ошибочно включенные в ценовые расходы:

а) амортизация здания цеха;

б) заработная плата технолога цеха;

в) заработная плата слесаря-ремонтника.

13. Укажите расходы, ошибочно включенные в смету расходов на содержание и эксплуатацию оборудования:

а) заработная плата вспомогательных рабочих;

б) амортизация оборудования;

в) двигательная энергия;

г) заработная плата работников цеховой лаборатории.

14. Какие из приведенных затрат относятся к прямым:

а) затраты, связанные с работой предприятия;

б) затраты, связанные непосредственно с изготовлением конкретного вида продукции?

15. Какие из перечисленных затрат ошибочно отнесены к себестоимости продукции основного производства:

а) затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции;

б) затраты, непосредственно связанные с производством продукции;

в) сбытовые расходы;

г) расходы, связанные С обслуживанием культурно-бытовых объектов предприятия?

16. Какие расходы не относятся к переменным:

а) затраты на сырье и основные материалы;

б) основная заработная плата производственных рабочих;

в) расходы по подготовке производства;

г) цеховые расходы?

17. Укажите комплексные статьи расходов:

а) сырье и основные материалы;

б) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

в) цеховые расходы;

г) топливо и энергия на технологические нужды.

18. Какие из приведенных затрат относятся к условно-постоянным:

а) затраты на сырье и основные материалы;

б) основная заработная плата производственных рабочих;

в) заработная плата управленческого персонала?

19. Какой метод учета затрат следует применять при индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и тому подобных работ:

а) нормативный;

б) попередельный;

в) позаказный?

20. Какой метод учета затрат следует применять при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов:

а) нормативный;

б) попередельный;

в) позаказный?

21. Какой метод учета затрат следует применять в условиях непре­рывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные пе­ределы (фазы, стадии) производства:

а) нормативный;

б) попередельный;

в) позаказный?

22. Что служит основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормативном методе учета:

а) производственные отчеты с приложенными первичными документами;

б) калькуляции нормативной себестоимости;

в) распоряжения заведующего производством?

23. Как учитываются затраты на производство продукции при попередельном методе учета:

а) по цехам (переделам фазам, стадиям) и статьям расходов;

б) видам выпускаемой продукции;

в) моменту передачи на склад готовой продукции?

24. Когда определяется фактическая себестоимость единицы изделий или работ при использовании позаказного метода учета затрат:

а) в момент возникновения затрат;

б) на первое число следующего месяца;

в) после выполнения заказа?

25. Какие из перечисленных позиций относятся к направлениям снижения издержек производства:

а) использование достижений НТП;

б) совершенствование конструкции изделия;

в) совершенствование организации производства и труда;

г) повышение заработной платы;

д) сокращение потерь материальных ресурсов?

 

Задачи

Задача 1. Определите относительное и абсолютное изменения себе­стоимости продукции в связи с изменением объема выпускаемой продукции на основе следующих данных: объем производства по плану составил 100 тыс. изделий; объем производства по отчету — НО тыс. изделий. Зат­раты на плановый объем производства (тыс. руб.) представлены ниже.

 

Сырье для производства продукции  
Полуфабрикаты для производства продукции  
Заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальное страхование  
Амортизация оборудования  
Заработная плата и отчисления на социальное страхование административного персонала  
Расходы по содержанию производственных помещений  
Электроэнергия на производственные нужды  
Электроэнергия на освещение служебных помещений  

Задача 2. По отчетным данным установлена экономия материалов за счет снижения норм расхода на 5% и снижения цен на материалы на 2%. Себестоимость товарной продукции по плану составила 112 млн руб., в том числе затраты на материалы — 70 млн руб.

Определите влияние указанных факторов на себестоимость про­дукции.

Задача 3. Себестоимость товарной продукции предприятия в отчет­ном периоде составила 120 млн руб. В плановом периоде намечено по­высить производительность труда на 8% и среднюю заработную плату на 5%. Объем производства продукции возрастет на 10% при неизмен­ной величине постоянных расходов. Удельный вес оплаты труда в себе стоимости продукции — 30%, а постоянных расходов — 20%.

Определите процент снижения себестоимости и полученную эко­номию под воздействием указанных факторов.

Задача 4. В I квартале произведено 10 тыс. изделий по цене 90 руб. за единицу. Постоянные расходы составляют 180 тыс. руб., удельные переменные расходы — 60 руб. Во II квартале планируется увеличить прибыль на 10%.

Определите, сколько для этого необходимо произвести продукции. Задача 5. Определите по исходным данным таблицы производственную себестоимость детали до и после внедрения технического мероприятия, направленного на снижение ее массы и трудоемкости изготовления.

Показатель До внедрения После внедрения
Масса детали, кг    
Возвратные отходы, кг/дет. 1, 8 1, 1
Цена материала, руб./кг 0, 95 0, 95
Цена возвратных отходов, руб./кг 0, 035 0, 035
Норма штучно-калькуляционного времени, ч/дет. 1, 8 1, 8
Средний разряд рабочих IV IV
Тарифная ставка, руб./ч 3, 05 3, 05
Дополнительная заработная плата, %    
Отчисления на социальные нужда, %    
Затраты, приходящиеся на 1 ч работы оборудования, применяемого при изготовлении детали, руб./ч 14, 6 14, 6
Цеховые расходы, %    
Общезаводские расходы, %    

 

Задача 6. По отчетным данным, в механическом цехе было изготов­лено 1150 шестерен, 1750 цилиндров и 2200 валов. Основная заработная плата на изготовление одной шестерни — 35 руб., цилиндра — 2, 4 руб., вала — 16 руб. Определите сумму цеховых расходов, подлежащих вклю­чению в себестоимость каждой детали, если общая их величина состав­ляет 18, 2 тыс. руб.

Задача 7. Определите процент общезаводских расходов, ' если извест­но, что их сумма составляет 50 тыс. руб., а основная заработная плата производственных рабочих завода равна 60 тыс. руб.

Задача 8. Определите абсолютную экономию затрат, процент их снижения по сравнению с планом и удельный вес отдельных элементов в общем снижении затрат, если известно, что затраты на производство товарной продукции при выполнении производственной программы на 100% за год составили:

 

Статья затрат План, тыс. руб. Фактич., тыс. руб.
Сырье и основные материалы 27, 4 27, 6
Покупные и комплектующие изделия 23, 1 23, 2
Вспомогательные материалы 4, 3 4, 2
Топливо со стороны 1, 4 1, 4
Энергия всех видов со стороны 2, 0 2, 0
Заработная плата 33, 0 33, 5
Отчисления на социальные нужды 6, 1 7, 8
Амортизационные отчисления 3, 8 3, 8
Прочие денежные расходы 6, 0 5, 1

 

Задача 9. Определите, на сколько процентов снизилась себестои­мость изделия, если известно, что в результате замены ряда деталей пластмассой затраты на основные материалы сократились на 10% и стои­мость материальных затрат в общей себестоимости изделия составляет35%.

Задача 10. Плановый выпуск изделий — 10 ООО шт. Постоянная часть накладных расходов, включенных в плановую себестоимость, — 10, 8 тыс. руб. Ожидаемый фактический выпуск изделий — 12 ООО шт. Плановая себестоимость одного изделия — 5, 520 руб.

Определите сумму экономии от снижения себестоимости продук­ции за счет сокращения накладных расходов при перевыполнении плана по объему производства и процент снижения плановой себестоимости продукции.

 

ГЛАВА 12

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

12.1. ЦЕНА И ЕЕ ФУНКЦИИ

Цена — экономический процесс, который выравнивает соотноше­ние спроса и предложения и является тем компромиссом, который достигается между продавцом и покупателем. Выделяют пять функ­ций цены.

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда.

Эта функция определяется сущностью цены как денежного вы­ражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструмен­том, который позволяет организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные свойства товаров и услуг исходя из затрат труда.

Цена определяет как величину издержек производства и обраще­ния, так и размер прибыли.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. В усло­виях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Но все равно, чтобы противостоять конкурентам, производитель товара дол­жен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработ­ки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

■ научно-технический прогресс;

■ экономию затрат ресурсов;

■ изменение качества продукции;

■ изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. I

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, обеспечивающие высо­кую прибыль по сравнению с другими товарами.

3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

■ отраслями экономики;

■ различными формами собственности;

■ регионами страны;

■ фондом накопления и фондом потребления;

■ различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов в целях формирования специальных фондов, используемых для соци­альной защиты малообеспеченных категорий населения.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

Балансирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка и естественной конкуренции цена, реализуя эту функцию, как бы выполняет роль сти­хийного регулятора общественного производства.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов
производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу де­ятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодейству­ют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предло­жения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласова­ния спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функ­цией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и скла­дывается относительно высокая норма, прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие прак­тически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирую­щей и распределительной, а также с функцией сбалансирования спро­са и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

 

12.2. ВИДЫ ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕН

В зависимости от ряда экономических признаков все цены груп­пируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарно­го обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следу­ющие основные виды.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовите­ля продукции, по которой предприятие реализует произведенную про­дукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.

Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка.

Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли — главный побудительный мотив любой формы предпринима­тельства. В условиях рыночной экономики и конкуренции существу­ет объективная тенденция к получению максимальной прибыли.

Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) опре­деляется потребностями его развития и не может быть ниже минималь­но допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.

Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимо­сти (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по под­акцизным товарам) и НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя явля­ется трансфертная цена. Трансфертная цена применяется при совер­шении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отноше­нии готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовая цена промышленности — цена, по которой предприя­тия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка — это цена на услугу по снабже­нию и сбыту. Как любая цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмот­ренного биржевым контрактом.

Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товаро­движения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

1) предприятие — оптовая торговля;

2) оптовая торговля — розничная торговля;

3) розничная торговля — потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

1) оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;

2) оптовая цена промышленности;

3) розничная цена.

Розничная цена — цена, по которой товар реализуется в рознич­ной торговой сети населению, предприятиям и организациям, она яв­ляется конечной; по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономи­ческими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленно­сти, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также нало­гом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торго­вая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:

 

Оптовая (отпускная) = Издержки + Прибыль,

цена предприятия

 

Оптовая Оптовая Снабженческо- Прибыль

цена про- = (отпускная) цена + сбытовая(стоимость) + предприятия,

мышленности предприятия предприятия

 

Роздничная = Оптовая цена + Торговая или оптовая + Прибыль.

цена промышленности наценка (скидка)

 

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включа­ет в себя предыдущий.

Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборо­та) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачи­вается в бюджет предприятием — изготовителем товара.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может суще­ственно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки това­ров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Цена на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость — предельный размер затрат на строитель­ство каждого объекта;

2) прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более рас ширяется с развитием рыночных отношений, соответственно, сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочная цена — это оптовая цена, по которой реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предпри­ятиями, фермерами и населением.

По своему составу закупочная цена состоит:

1) из себестоимости;

2) размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства;

3)НДС.

Важнейшим для развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промыш­ленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, не­допущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен про­дукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь, как для сельского хозяйства, так и для промышленности.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пе­ремещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными органи­зациями с отправителей грузов и населения: Составные элементы тари­фа — издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта имеют две составляющие:

1) ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка);

2) ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).

Цены на бытовые и коммунальные услуги — это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

В зависимости от территории действия различают:

■ цены единые или поясные

■ цены региональные и местные.

Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются госу­дарственными органами. Это такие виды продукции и услуг, как, на­пример, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некото­рые другие.

Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складыва­ющиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказы­ваемых населению.

Региональными являются закупочные цены на продукцию сель­ского хозяйства.

Цены могут классифицироваться в зависимости от порядка воз­мещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обра­щения и, в частности, расходы по транспортировке товаров к покупа­телю. Здесь в формировании цены значительную роль играет географи­ческий фактор.

Исходя из этого признака различают несколько видов цен.

Цена в месте производства продукции. По этой цене товар пере­дается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми пра­вами на него и ответственностью.

Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения, с включени­ем в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчи­тывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особен­но выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каж­дой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере уда­ленности зоны цена возрастает.

Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географи­ческих пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактиче­ские цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транс­портных расходов по доставке товара к месту назначения.

Рассмотрим виды цен в зависимости от степени свободы от воз­действия государства при их определении.

Свободная цена складывается на рынке под воздействием спро­са и предложения независимо от какого-бы то ни было прямого влия­ния государственных органов. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень но­визны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотре­ны по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

Регулируемая цена складывается под влиянием спроса и пред­ложения, но испытывают при своем формировании определенное воз­действие государственных органов, которое осуществляется посред­ством:

■ прямого ограничения роста или снижения цены;

■ регламентации рентабельности;

■ установления предельных надбавок или коэффициентов к фикси­рованной цене прейскуранта;

■ установления предельных значений элементов цены либо каким-нибудь аналогичным методом.

Фиксированная цена устанавливается государством в лице ка­ких-либо органов власти и управления (например, Министерства эко­номического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления). Суще­ствуют такие формы фиксирования цен, как прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование моно­польных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).

В зависимости от степени новизны товара различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, Одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, сразу после изго­товления и появления на рынке на новый товар устанавливается макси­мально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по завышенной цене.

Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи — привлечь новых покупателей.

Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.

Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как Можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска това­ров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии.

«Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец учиты­вает психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. В результате у покупа­теля создается впечатление:

■ очень точного определения затрат на производство и невозмож­ности обмана;

■ заниженности цены, уступки покупателю и выгодности покупки. Учитывается также и другой психологический момент: покупа­тели любят получать сдачу.

В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у не­го возрастают.

Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответ­ствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента — как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом.

Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в от­расли. Цена устанавливается по формуле

Ц = И + Р + Н (И + Р),

где И — издержки производства;

Р — административные расходы и расходы по реализации;

Н — средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

Престижная цена — устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (например, на одежду от таких модельеров, как Зайцев, Юдашкин), обладающие уникальными свойствами.

На товары, реализуемые на рынке относительно длительное вре­мя, устанавливаются следующие виды цен.

Скользящая, или падающая, цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыще­ния рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходи­мости.

Долговременная цена устанавливается на товары массового спро­са. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товар могут вно­ситься изменения (уменьшаться размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

Цена потребительского сегмента рынка. Суть этого метода опре­деления цены состоит в следующем: примерно на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным груп­пам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодина­ковые цены, например на различные модификации легковых автомо­билей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.

Гибкая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и пред­ложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.).

Применение этой цены дает эффект тогда, когда право на приня­тие решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (не­посредственно продавцу).

Преимущественная цена. Метод определения этой цены преду­сматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70—80%) на рынке, определенное снижение цен на свои това­ры. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:

■ предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;

» заставить конкурентов платить большую цену за право внедре­ния на рынок, а это доступно далеко не каждому из них.

Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь идет не о рас­продаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства то­варов ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых равных марок и моделей, выпуск кото­рых завершен) выше, чем на обычные.

Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие другой товар, кото­рый реализуется по обычной цене. Эта цена используется как рекла­ма. Например, паровозик с вагончиками от детской железной дороги продается по пониженной цене. Покупатель учитывает преимущества и выгоду покупки товара, оснащенного дополнительными устройства­ми, и приобретает его.

Договорная цена. Суть этого метода определения цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокас­сет третья дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в боль­шем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получа­ет продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается 'прибыль.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следу­ющими специфическими чертами:

■ отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;

■ находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернацио­нальной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д. Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэко­номической деятельности через лицензирование, квотирование, суб­сидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладаю­щее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значе­ние в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары.

На экспортируемые товары действуют два основных вида цен:

1) цена франко — станция отправления;

2) цена франко — станция назначения.

Эти цены различаются методами возмещения транспортных рас­ходов, и каждая из них имеет много разновидностей.

 

 

12.3. МЕТОДИКА УСТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ЦЕН НА ТОВАРЫ

За исключением работы на рынках с чистой конкуренцией, фир­мам необходимо иметь упорядоченную методику установления исход­ной цены на свои товары. Но прежде чем рассматривать ценовую политику предприятия, необходимо рассмотреть и методологию цено­образования.

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов: разработка концепции ценообразования, опре­деление и обоснование цен, формирование системы цен, управление ценообразованием. Методология едина для всех уровней установле­ния цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой сис­темы цен, действующей в экономике страны.

Первым важнейшим элементом методологии являются методи­ки, например методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического факто­ра и др. Отсюда следует, что методики — это составные элементы методо­логии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управ­ления, видов цен и групп продукции, и каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии.

Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки, и применения соответству­ющих методов (методик). Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют систему.

Принципы ценообразования — это постоянно действующие ос­новные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими являются следующие принципы ценообразования.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических за­конов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимо­сти и законов спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъ­юнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также системы цен, дей­ствующей в экономике. При этом необходимо выявить тенденции раз­вития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Научность обоснования цен во многом зависит от полноты ин­формационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определе­нии приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. Это, например, проблемы социаль­ной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на осво­ение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем.

Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия про­дукция проходит ряд этапов (например, руда — чугун — сталь — про­кат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену.

Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблю­дением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их кон­тролировать. Различают два вида контроля.

1. Государственный, осуществляемый государственными органа­ми ценообразования — федеративными и региональными, при кото­рых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.

2. Общественный, проводимый обществами потребителей на ос­новании принятого в Российской Федерации закона о защите прав потребителей.

 

12.4. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Ценовая политика — общие принципы, которых придерживается компания в сфере установления цен на свои товары или услуги. Это один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий объем продаж конкретного товара и формирующий пред­ставление о нем в глазах потребителей.

Формирование ценовой политики и принятие ценовых решений происходит в ситуациях, представленных в табл. 12.1.

Таблица 12.1.

Ситуация Ценовое решение
Выведение нового товара на старый рынок Выведение нового товара на новый для предприятия рынок Выведение уже продающегося на старом рынке товара на новый для предприятия рынок Установление первоначальной цены
Подготовка разового договора на поставку товара (услуги) Установление разовой цены
Изменение спроса Изменение производственно-сбытовых затрат Проведение специальных акций по поддержанию спроса Изменение общеэкономической конъюнктуры (инфляция, динамика %-х ставок, колебания валютных курсов и т.п.) Установление цены по инициативе предприятия
Действия конкурентов Действия органов государственного управления Установление цены под давлением конкурентов или правительства

 

Рассмотрим суть методики определения исходной цены. Процесс ценообразования состоит из шести основных этапов:

1) постановка задачи ценообразования;

2) определение спроса;

3) оценка издержек;

4) анализ цен и товаров конкурентов;

5) выбор метода ценообразования;

6) установление окончательной цены.

Рассмотрим более подробно перечисленные этапы при расчете рыночных цен.

Первый этап. Предприятию прежде всего предстоит решить, ка­ких целей оно стремится достигнуть при реализации конкретного това­ра. Чаще всего с помощью ценовой стратегии предприятия могут быть достигнуты цели, рассмотренные ниже.

Сохранение стабильного положения на рынке. Зарубежные круп­ные и сверхкрупные корпорации в большинстве случаев довольству­ются 8—10% рентабельности акционерного капитала. Это обеспечи­вает фирме выживание. Обеспечение выживаемости становится основной целью предприятия в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меня­ются потребности покупателей. Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к обширным программам ценовых усту­пок. Цено


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.089 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал