Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы государства






Понятие исторического типа государства связано с пред-
ставлением об эволюции (развитии) этого важнейшего
социального института.

Исторический тип государства — это система суще-
ственных черт, свойственных всем государствам, относи-
мым к определенной группе.

Существует несколько основных подходов к определе-
нию типологии государства: формационный, технократи-
ческий и цивилизационный.

С точки зрения формационного подхода главным при-
знаком, определяющим исторический тип государства, яв-
ляется тип социально-экономических отношений, сложив-
шихся в обществе. Формация — это исторический тип
общества, основанный на определенном способе производ-
ства. Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фрид-
рих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производ-
ства (социально-экономические отношения) базисом, а го-
сударство, право, религию, мораль, искусство —
надстроечными, производными от базиса явлениями. Тип
государства обусловлен типом социально-экономических
отношений. Например, если в обществе господствуют ра-
бовладельческие социально-экономические отношения, зна-
чит, и государство является рабовладельческим и защи-
щает преимущественно интересы рабовладельцев.

Маркс выделял такие исторически существовавшие фор-
мации (и соответствующие ему типы государства): рабов-
ладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки
зрения Маркса, в результате социалистической революции
Должно возникнуть государство диктатуры пролетариата,
которое приведет к отмиранию государства и права как
ненужных в коммунистическом обществе явлений.


Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер
Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на
приоритете уровня развития технологии, который опреде-
ляет тип общества и государства. Сторонники этого под-
хода выделяют три уровня развития технологии: аграр-
ный, промышленный (индустриальный) и постиндустри-
альный (информационный). Аграрный тип технологии
построен на внеэкономическом принуждении к труду, на-
пример, на рабстве, крепостном праве. Этому технологи-
ческому уровню отвечает деспотическое государство. Та-
ким, например, государством был Древний Египет. Индус-
триальный тип технологии требует свободы и инициативы
личности. Ему соответствует либеральное государство, при-
знающее свободу и юридическое равенство людей. К этому
типу относилось, например, большинство государств За-
падной Европы в XIX -- начале XX вв. Современным
информационным технологиям, вовлекающим в производ-
ство и управление подавляющее большинство населения,
соответствует демократическое государство.

С позиций цивипизационного подхода (Николай Да-
нилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история
человечества — это история рождения, развития и угаса-
ния замкнутых, локальных цивилизаций. Цивилизация
- это социокультурная общность, сформированная на ос-
нове универсальных (всеобщих) ценностей. К ним отно-
сят мировые религии, системы права, морали, достижения
искусства. Каждая из цивилизаций своей основой имеет,
прежде всего, духовное начало («великую идею», по выра-
жению Тойнби): своеобразную религию и культуру, наци-
ональную психологию. Каждая из цивилизаций имеет
, характерный для нее тип государства.

Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все
государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии
развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак
не связаны между собой и практически не влияют друг на
друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций
египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православ-
ную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соот-
ветствующий только им исторический тип государства.

Каждый из подходов к типологии государства имеет
свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая раз-
ные аспекты сложного пути ра.звития общества, государ-
ства и права.


1.8. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Механизм государства — это целостная система госу-
дарственных органов, осуществляющих государственную
власть, а также учреждений, предприятий, посредством
которых выполняются задачи и функции государства.

Механизм государства имеет иерархическое строение,
иначе говоря, нижестоящие его элементы подчиняются
вышестоящим. Механизм государства состоит из людей,
специально занимающихся управлением (законотворче-
ством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

Структура механизма государства включает:

1) государственный аппарат (систему органов госу-
дарственной власти). Государственный аппарат соотносится
с механизмом государства как часть и целое, выступая в
качестве главного элемента механизма государства. На-
пример, государственный аппарат Украинского государства
включает Верховную Раду, Президента, Кабинет Министров,
министерства и ведомства, местные государственные ад-
министрации, суды, прокуратуру;

2) государственные учреждения и предприятия, ко-
торые властными полномочиями (за исключением их ад-
министраций) не обладают, а выполняют общесоциальные
функции в сфере экономики, образования, здравоохране-
ния, культуры, науки и т.д. Например, в механизм Укра-
инского государства включаются государственные учреж-
дения здравоохранения, государственные учебные заведе-
ния, государственные предприятия;

3) государственных служащих (чиновников);

4) организационные и финансовые средства (напри-
мер, средства государственного бюджета), а также прину-
дительную силу,
необходимые для обеспечения деятель-
ности механизма государства.

Орган государственной власти — это юридически офор-
мленная, организационно и хозяйственно обособленная
часть единого государственного аппарата Украины.

Орган государственной власти имеет особые признаки,
отличающие его от негосударственных организаций. К ним
относятся:

1) государственно-властный характер. Государствен-
ный орган действует по воле государства и от имени госу-
дарства. Орган государства вправе издавать обязательные


для исполнения нормативные и индивидуальные право-
вые акты, осуществлять контроль за их исполнением, при-
менять, в случае необходимости, меры принуждения;

2) компетенция — совокупность полномочий (прав и
обязанностей), предмета ведения (сферы управления) и
территориального масштаба деятельности. Компетенция
каждого государственного органа законодательно опреде-
лена и ограничена. Государственный орган вправе прини-
мать решения только в пределах своей компетенции. На-
пример, Верховная Рада Украины не вправе выносить при-
говор по уголовному делу, а Верховный Суд Украины не
вправе принимать законы;

3) организационная структура. Каждый государ-
ственный орган представляет собой коллектив, который
состоит из служащих. В этом коллективе есть руководи-
тели и подчиненные, между которыми существуют особые
правовые отношения.

1.9. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ
ГОСУДАРСТВА

В науке понятие «функция» употребляется в различ-
ных значениях. Этот термин используют и математики, и
биологи, и медики, и кибернетики. В юридической науке
понятие «функция» употребляется для характеристики
роли государства и права в жизни общества. Через поня-
тие функций государства раскрываются сущность госу-
дарства и содержание его деятельности, его социальное
назначение.

Функции государства — это основные направления и
стороны деятельности государства.

Функции государства классифицируют по различным
основаниям.

Так, в зависимости от продолжительности действия
различают постоянные и временные функции государ-
ства. Например, на всех этапах своего существования го-
сударство осуществляет функцию охраны правопорядка
(постоянная функция). В то же время функция ликвида-
ции последствий конкретного стихийного бедствия или
техногенной катастрофы носит временный характер. Она
исчезает с достижением поставленной перед государством
задачи.


В зависимости от значения различают основные и вто-
ростепенные
функции государства. Их соотношение,
«удельный вес» в деятельности государства определяются
конкретным историческим этапом его развития и дают
возможность оценить сущность государства, его социаль-
ное назначение. Например, в годы войны на первое место
выходит функция обороны, все другие функции государ-
ства ей подчинены;

В зависимости от сферы приложения различают внут-
ренние и внешние
функции государства.

Внутренние функции нацелены на решение внутрен-
них задач государства, а внешние — на установление и
поддержание определенных отношений с другими государ-
ствами.

К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая функция (формирование и исполне-
ние бюджета, составление и выполнение программ эконо-
мического развития, финансирование ряда отраслей, не-
посредственное руководство государственным сектором
экономики);

2) функция защиты прав и свобод человека и граж-
данина
(конституционное закрепление личных, полити-
ческих и социальных прав человека, деятельность госу-
дарственных органов, защищающих права человека и граж-
данина);

3) социальная функция (обеспечение достойного уров-
ня жизни человека, помощь гражданам государства, кото-
рые по объективным причинам не могут участвовать в
создании материальных благ);

4) функция финансового контроля (выявление и учет
доходов производителей материальных и духовных благ,
взимание налогов, распределение налоговых средств);

 

5) функция охраны правопорядка (обеспечение точ-
ного и полного осуществления правовых предписаний всеми
участниками правовых отношений внутри государства,
привлечение к юридической ответственности правонару-
шителей);

6) природоохранительная, или иначе — экологиче-
ская
функция (регулирование процесса использования при-
родных ресурсов, сохранение и восстановление естествен-
ной среды обитания человека).

Для современного государства характерно особое вни-
мание к социальной и экологической функциям, функции


защиты прав и свобод человека и гражданина, а также
появление новых функций. Среди них:

7) культурная (духовная) функция (организация об-
разования, обеспечение сохранности культурного наследия
и доступа граждан к нему);

8) информационная функция (организация и обеспе-
чение системы получения, использования, распростране- |
ния и хранения информации).

К внешним функциям государства относятся:
1) функция обеспечения безопасности государства
(защита страны от нападения извне, защита общенацио-
нальных интересов от деструктивных действий внутри
страны);

2) функция международного сотрудничества (сотруд-
ничество в политической, экономической, культурной и
спортивной сферах, участие в поддержании мирового пра-
вопорядка, помощь населению других государств, оказав-
шихся в условиях стихийного, социального бедствия или
техногенной катастрофы).

В современном мире, когда общественная жизнь все
более интернационализируется, грань между внешними и
внутренними функциями постепенно стирается. Практи-
чески каждая из функций государства имеет как внутрен-
нюю, так и внешнюю стороны.

1.10. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Деятельность государства и его органов по реализа-
ции функций государства осуществляется в различных
формах.

С учетом разделения властей выделяют следующие
формы осуществления функций государства:

1) нормотворческая — заключается в издании обще-
обязательных нормативно-правовых актов. Например, для
реализации экологической функции государства необхо-
димы нормативно-правовые акты, определяющие порядок
охраны, рационального использования и возобновления
природных ресурсов, устанавливающие санкции за нанесе-
ние вреда природе;

2) исполнительно-распорядительная представля-
ет собой повседневную реализацию органами исполнитель-
22


ной власти предписаний законов. Например, экологиче-
ская функция государства осуществляется путем соору-
жения природоохранных объектов, создания заповедни-
ков и других объектов природно-заповедного фонда, фи-
нансирования научных исследований в области экологии;

3) судебная — судебные органы участвуют в реализа-
ции функций государства путем осуществления правосу-
дия. Например, суды выносят решения по поводу наруше-
ния экологических прав граждан, приговоры по делам о
преступлениях против окружающей среды;

4) контрольно-надзорная — контрольно-надзорные
органы государства (прокуратура, Антимонопольный ко-
митет, органы отраслевого надзора) наблюдают за точным
и единообразным исполнением законов. Например, орга-
ны геологического надзора осуществляют контроль над
проведением геологоразведочных работ, соблюдением со-
ответствующих нормативов и стандартов.

По внешним признакам деятельности государства раз-
личают:

1) правовые формы осуществления функций государ-
ства — все виды деятельности государственных органов,
связанные с изданием правовых актов (законов и подза-
конных актов, актов применения права — приказов ми-
нистров, приговоров и решений судов, постановлений сле-
дователей и т.д.);

2) организационные формы осуществления функций
государства — текущая техническая, хозяйственная, ста-
тистическая деятельность, направленная на решение кон-
кретных задач. Например, строительство природоохранно-
го объекта требует экономического обоснования, создания
проекта, снабжения строительными материалами, обуче-
ния персонала и т.д.

1.11. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФОРМЫ

Форма государства — это способ организации и осу-
ществления государственной власти. Понятие формы го-
сударства необходимо для ответа на вопросы: как созда-
ются высшие органы государства, как они взаимодейству-
ют между собой и населением, как территориально


построена государственная власть, какими методами она осуществляется. Форма государства представляет собой государственно- правовую конструкцию, состоящую из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного режима. Классификация госу- дарств в зависимости от их формы осуществляется в со- ответствии с этими элементами: 1) в зависимости от формы правления различают мо- нархические и республиканские государства; 2) в зависимости от формы государственного устрой- ства различают унитарные, федеративные и конфеде- ративные государства; зъ „ ~---------
---- л^^ъ" *1*0**-) 3) в зависимости от формы государственного режима демократические и антидемократические I.

различают,

государства.

На форму государства влияют национальный состав
населения, территориальные размеры страны, исторические
традиции народа. Например, небольшие по территории го-
сударства и мононациональные государства, как правило,
являются унитарными. Монархические государства в со-
временном мире, как правило, представляют собой дань
исторической традиции.

1.12. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ГОСУДАРСТВ

Форма правления — это организация, порядок образо-
вания и взаимодействия высших органов государственной
власти (парламента, главы государства и правительства).
В зависимости от порядка замещения поста главы государ-
ства различают две разновидности формы правления -
монархию и республику.

Монархия — это такая форма правления, при которой
главой государства является лицо, получающее и переда-
ющее свой пост и титул, как правило, по наследству и
пожизненно. Признаки монархии:

1) власть главы государства (императора, царя, короля,
великого герцога, эмира, султана) существует исторически
и не делегируется ему народом;

2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожиз-
ненно) и передается, как правило, по наследству;


3) монарх не ответственен за принятые им политиче-
ские решения.

В настоящее время в мире существует около 30 монар-
хий. Их разновидности определяются характером взаи-
моотношений монарха с иными высшими органами влас-
ти — парламентом и правительством:

1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская
Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти,
все иные органы власти формируются монархом и дей-
ствуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких
монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы фор-
мально имеют конституцию;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга).
Власть делится между парламентом и монархом. Парла-
мент принимает законы, но у монарха есть право абсо-
лютного вето (отклонения законопроекта). Правительство
назначается монархом, подчиняется ему и несет ответствен-
ность только перед ним;

3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобри-
тания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия,
Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является
главой государства, но участия в управлении страной фак-
тически не принимает. В парламентарной монархии глава
государства либо не имеет права вето по отношению к
законопроектам (например, в Японии), либо фактически
не применяет вето (например, в Великобритании). Глав-
ная отличительная черта парламентарной монархии —
формирование правительства парламентом и ответствен-
ность правительства перед ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение меж-
ду дуалистическими и парламентарными (Иордания, Ма-
рокко, Непал).

Таблица 1

Сравнительные характеристики
разновидностей монархий

 

Разновидность _ монархии Носитель суверенитета Наличие парламента Кем формируется
Абсолютная Монарх Отсутствует Монархом
Дуалистическая Монарх Имеется  
.Парламентарная Парламент Имеется Парламентом

Республика — это такая форма правления, при кото-
рой верховная власть осуществляется представительны-
ми органами, избираемыми народом на определенный срок.
Признаки республики:

1) власть главы государства и высших государствен-
ных органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены опреде-
ленным сроком;

3) глава государства несет политическую ответствен-
ность за свою деятельность.

Большинство современных государств — республики.
В зависимости от характера взаимоотношений между пре-
зидентом, парламентом и правительством принято делить
республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США).
Президент в такой республике, как правило, избирается
прямыми общенародными выборами (исключение состав-
ляют США, где президента выбирает коллегия выборщи-
ков, избранная избирателями). Он возглавляет не только
государство, но и правительство. Правительство назнача-
ется президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентарная республика (Венгрия, Германия,
Индия, Италия). Президент избирается таким образом,
чтобы он не получал свой мандат непосредственно от
граждан: парламентом или особым собранием, формиру-
емым исключительно для выборов президента. Прези-
дент не является главой правительства и не свободен в
его формировании. Фактически, главу и состав кабинета
определяет парламент, точнее, партия, победившая на пар-
ламентских выборах и имеющая большинство в парла-
менте. Правительство несет ответственность перед пар-
ламентом;

3) смешанная (президентски-парламентарная) рес-
публика (Беларусь, Перу, Россия, Украина, Франция). Эта
разновидность республики соединяет черты парламен-
тарной и президентской республик. Выборы президента
производятся всенародным голосованием (как в прези-
дентской республике), но президент не возглавляет пра-
вительство (как в парламентарной республике). Прави-
тельство назначается президентом, но назначение премьер-
министра требует согласия парламента. Правительство
несет ответственность перед президентом, но и парламент


вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку пра-
вительства. Для смешанной республики характерно вы-
ведение поста президента за триаду законодательной, ис-
полнительной и судебной власти: президент имеет само-
стоятельный статус.

Таблица 2

Сравнительные характеристики
разновидностей республик

 

Разновидность республики Порядок выборов президента Кем формируется правительство Глава правительства
Президентская Избирается народом Президентом Президент
Парламентарная Избирается парламентом Парламентом Премьер- министр
Смешанная Избирается народом Президентом с согласия парламента Премьер- министр

1.13. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства — это способ тер-
риториально-политического устройства государства, поря-
док взаимоотношений между государством и его отдель-
ными частями. По форме государственного устройства все
государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Простое (унитарное) государство — это единое го-
сударство, состоящее из административно-территориаль-
ных единиц (областей, провинций, губерний). К призна-
кам унитарного государства относятся:

1) наличие единого центра и единой системы органов
власти и управления;

2) наличие единой системы права.

В настоящее время большинство государств мира —
унитарные государства (Болгария, Венгрия, Греция,
Польша). Во многих унитарных государствах (Испания,
Украина, Финляндия) имеются автономные образования.
Разновидности унитарных государств:
централизованные. Региональные органы этих го-
сударств формируются путем назначения сверху
(Нидерланды, Казахстан, Франция);


децентрализованные. Региональные органы образу-
ются независимо от центра, как правило, при помощи
выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Италия).
Сложные государства делятся на федерации и конфе-
дерации.

Федерация — представляет собой добровольное объе-
динение нескольких самостоятельных государств (субъек-
тов федерации) в единое союзное государство. Федерацию
характеризуют следующие признаки:

1) наличие нескольких правовых систем, из которых
одна (система федерального права) обладает верховенством
по отношению к праву субъекта федерации;

2) наличие двух уровней государственной власти. Фе-
деральная власть (власть государства в целом) обладает
всей полнотой внешнего суверенитета и значительной ча-
стью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федера-
ции обладает внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций:

территориальные (США, Германия, Бразилия);

национальные (Бельгия, Индия);

смешанные (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федератив-
ных государства, большинство из которых — крупные и
средние по территории и численности населения (Индия,
Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Исторически известна еще одна форма государственно-
го устройства — конфедерация (например, США в на-
чальный период своего существования, Германский союз в
1815-1866 гг.).

Конфедерация — это временный союз государств, со-
зданный для достижения конкретной цели (например, за-
воевание независимости). В данном случае государства
объединяют лишь отдельные направления своей деятель-
ности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю
торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железно-
му историческому закону»: она либо распадается на от-
дельные государства (Объединенная Арабская Республика
1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо
эволюционирует в федерацию (США).

В настоящее время чертами конфедерации обладает
Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедера-
тивное государство Сербии и Черногории.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал