Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Срок реализации программы 4 года






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

Для обучающихся 7-11 лет

Срок реализации программы 4 года

 

 

Автор-составитель

учитель физической культуры

Государева Т.В.

 

 

Новокузнецк, 2012

 

Аннотация: программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности обучающихся. Актуальность программы обусловлена интересом детей к подвижным играм. В образовательном процессе применяются физкультурно-оздоровительные, игровые технологии, формируются гигиенические навыки и навыки здорового образа жизни, личностные и физические качества обучающихся. В программе представлены средства подготовки обучающихся с помощью подвижных игр, контрольные упражнения, методические материалы.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка …………………………………………………  
Учебный план……………………………………………………………  
Учебно-тематический план …………………………………………….  
Содержание программы ……………………….......................................  
Методическое обеспечение программы: перечень методических материалов, используемых в процессе реализации программы …………  
Приложения……………………………………………………………….  
Список литературы ………………………………………………………  

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа разработана на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму РФ, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № от «О требованиях к составлению дополнительных обязательных программ», является адаптированной к условиям работы в учреждении.

Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.

Направленность программы – физкультурно - оздоровительная.

Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.

При разработке программы учитываются ведущие принципы образования:

Ø гуманизма – отношение преподавателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития; осуществления целостного подхода к воспитанию;

Ø природосообразности – соответствие содержания образования возрастным особенностям обучающихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя и социально-приемлемых интересов и потребностей;

Ø культуросообразности – воспитание разносторонне развитой личности на общечеловеческих ценностях, руководствующейся в своей деятельности высокими нравственными принципами жизни;

Ø принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем;

 

Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.

Немаловажно, что в содержании программы учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, контроль и самоконтроль здоровья обучающихся, личный опыт тренера-преподавателя, использованы методические и авторские материалы ученых и известных тренеров в разработке отдельных разделов программы. Комплексы предложенных общеразвивающих упражнений согласуются с базовыми видами спорта: гимнастика и легкая атлетика.

Основная цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.

Основные задачи программы:

· развивать физические и личностные качества обучающихся, двигательные умения и навыки;

· осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;

· формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;

· воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;

· выявлять потенциально способных обучающихся для дальнейших занятий игровыми видами спорта.

Содержание программы включает:

теоретический раздел (информационный компонент): получение знаний о физической культуре и спорте в России, значении подвижных игр в физическом и личностном развитии обучающихся, влиянии физических упражнений на организм, о гигиенических требованиях к занимающимся физической культурой, профилактике травматизма и др.;

практический раздел включает начальные умения и навыки, общую физическую подготовку на основании использования подвижных игр, способы самостоятельной деятельности обучающихся, контрольные упражнения, участие в соревновательно-игровой деятельности.

Методическое обеспечение программы заключается в планировании учебных занятий; применении приемов, форм и методов подготовки обучающихся через подвижные игры.

Техническое оснащение занятий соответствует подбору и проведениию подвижных игр. Для реализации программы необходим инвентарь: мячи: резиновые, тряпичные; фишки, стойки, обручи, спортивная форма, разметка в поле и др.

Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается тренером индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: карточки со схемами и описанием упражнений и подвижных игр.

Методическое обеспечение также включает врачебный контроль и самоконтроль за здоровьем обучающихся.

Применяемые методы и формы работы с обучающимися:

образовательные методы:

· словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);

· наглядность упражнений (показ упражнений и др.);

· методы практических упражнений

· метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;

· метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.

Методы организации занятий:

- фронтальный;

- групповой;

- поточный.

Основными формами организацииобразовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.

Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.

Воспитательная работа с обучающимися осуществляется преподавателем в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.

Условия для реализации программы: программный материал изложен в соответствии с утвержденным в учреждении режимом работы, предусматривает сревновательно-игровую деятельность. Предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения(1, 2, 3, 4 классы начальной школы), 36 учебных недель в год; возраст обучающихся 7–12 лет, наполняемость учебных групп: оптимальная – 20 человек, допустимая – 25; количество часов в неделю – 2, в год – 72. Запись в физкультурно-оздоровительные группы осуществляется на основании медицинской справки школьного врача, так как в физкультурные группы принимаются практически здоровые дети; занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 1 академический час.

Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорту, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься спортивными играми обучающиеся в спортивной школе, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков при освоении подвижных игр, участии обучающихся в соревновательно-игровой деятельности.

В результате освоения обязательного минимума содержания образования обучающиеся физкультурноно-оздоровительных групп должны знать:

Ø историю развития физической культуры, ее значение для укрепления здоровья человека;

Ø о гигиене и санитарии, их значении в жизни человека;

Ø о значении режима труда и отдыха, питания;

Ø о профилактике простудных заболеваний, значении закаливания организма.

Уметь:

Ø выполнять комплексы общеразвивающих упражнений;

Ø самостоятельно проводить разминку;

Ø организованно играть в подвижные игры.

Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.

Практическая значимость программы заключается в возможности ее реализации как в условиях учреждений дополнительного образования детей, так и в условиях общеобразовательных школ, ввиду доступности предложенных средств подготовки обучающихся.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 класс

№ п/п Перечень разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Теоретические основы физического воспитания     -
2. Физическое совершенствование обучающихся   -  
3. Контрольные испытания   -  
4. Участие обучающихся в соревнованиях в сетку часов не входит
  Итого:      

2 класс

№ п/п Перечень разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Теоретические основы физического воспитания     -
2. Физическое совершенствование обучающихся   -  
3. Контрольные испытания   -  
4. Участие обучающихся в соревнованиях в сетку часов не входит
  Итого:      

 

3 класс

№ п/п Перечень разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Теоретические основы физического воспитания     -
2. Физическое совершенствование обучающихся   -  
3. Контрольные испытания   -  
4. Участие обучающихся в соревнованиях в сетку часов не входит
  Итого:      

 

4 класс

№ п/п Перечень разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Теоретические основы физического воспитания     -
2. Физическое совершенствование обучающихся   -  
3. Контрольные испытания   -  
4. Участие обучающихся в соревнованиях в сетку часов не входит
  Итого:      

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс

№ п/п Перечень разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1. Теоретические основы физического воспитания     -
1.1. Физическая культура человека и общества.     -
1.2. Гигиенические требования к занимающимся физкультурой.     -
1.3. Режим и питание.     -
1.4. Профилактика заболеваемости и травматизма при занятиях подвижными играми.     -
2. Физическое совершенствование обучающихся   -  
2.1. Начальные умения и навыки: - строевые упражнения - общеразвивающие упражнения - подвижные игры          
2.6. Способы самостоятельной деятельности обучающихся -самостоятельныезанятия, способы организации и контроляза собственным физическим и личностным развитием   -  
3. Контрольные испытания -выполнение контрольных нормативов по ОФП   -  
4. Участие обучающихся в соревнованиях в сетку часов не входит
  Итого:      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал