Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII век. Церковная реформа Никона, раскол. Особенности политического и социально-экономического развития страны.






-Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVIв. на Стоглавом соборе был установлен общерусский пантеон святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вносить исправления.

Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву («Третий Рим») центром мирового православия (в связи с тем, что в 1453 году Константинополь был захвачен турками), внешнеполитические амбиции Алексея Михайловича (он и был инициатором реформ, поскольку хотел встать во главе всего православного мира) требовали сближения с греческим православием. Кроме того необходима была унификация церковной обрядности внутри страны и с православными церквами в других странах. Однако греческое духовенство настаивало на исправлении русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.

-Автор реформы - патриарх Никон - провел реформу в 1653 году по греческому образцу. Первым шагом Патриарха Никона на пути реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. Несогласные с реформенными преобразованиями лишались духовных званий или отправлялись в ссылку.

-Однако церковная реформа, предпринятая для унификации богослужения и укрепления ведущей роли Московской патриархии среди православных церквей, привела к глубочайшему расколу в церкви и обществе, повлиявшему на многие события последующих веков. До трети России «ушло в раскол», образовывая скиты, уходя в Сибирь. Часты были случаи самосожжения и самозахоронения.

Для верующих реформа была серьезным отступлением от традиционного канона. Противники Никона обвиняли его во введении «латинства», ведь греческая церковь со времен Флорентийской унии 1439г. считалась в России «испорченной». Тем более что греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции. Противники Никона - старообрядцы - отказались признавать проведенные им реформы. Ошибочно думать, что религиозный раскол был вызван исключительно обрядоверием русского народа. В расколе была и более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство истинно православное царство, т. е. исполняет ли русский народ свое мессианское призвание. В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной веры. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист. Народное православие разрывает с церковной иерархией и с государственной властью. В Московском царстве, сознавшим себя Третьим Римом, было смешение царства Христова, царства правды, с идеей могущественного государства, управляющего неправдой. Раскол был обнаружением противоречия, был последствием смешения. Но народное сознание было темным, часто суеверным, в нем христианство было перемешано с язычеством. Раскол нанес первый удар идее Москвы как Третьего Рима. Он означал неблагополучие русского мессианского сознания.

Наиболее видными сторонниками раскола были протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник и Иван Неронов (он возглавлял Кружок Ревнителей Благочестия). Бывший придворный священник Аввакум пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния «никонианству» и его защитнику - царю.

На церковных соборах 1654 и 1656 годов они были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Начались жестокие преследования раскольников. Они скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала, где создавали скиты - общежития и продолжали молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» - самосожжение. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя. Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например, боярыня Морозова и княгиня Урусова. Однако это единичные примеры. Основную же массу раскольников составляли крестьяне и посадские люди.

Реформа длилась с 1653 по 1658 год. В 1658 г. Отношения между Алексеем Михайловичем и Никоном испортились (Никон был назван «Великим государем», став фактическим соправителем государя, но вскоре начал претендовать на большее). Реформа была жестко проведена, без подготовки. Может быть, последствия были бы другими, если бы она проводилась не так, как всегда проводятся реформы в России.

В 1660 на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, а они долгое время не могли прибыть в Россию. 12 декабря 1666 состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли. В 1682 году по велению Федора Алексеевича, Никон был причислен к лику святых.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал