Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устав, полуустав, скоропись.






Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг дру­га и отличающиеся графическим характером письма. Пергамен­ные документы и книги XI—XIV вв. написаны уставом, причем от­дельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позд­нее время.

Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдель­ными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпен­дикулярно, горизонтальные — параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания — точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы — цифры. Между словами иногда употреблялся знак словоотделения — «паерок», заменявший знаки «еръ» и «ерь» в словах. Уставные тексты знают сокраще­ние слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте. Над сокращенными словами ставился знак «титло».

На протяжении своего развития графика устава не была одно­родной. Различался устав древнейший и поздний. Источники XI— XII вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставно­го письма.

Исследователи называют наиболее яркие графические особен­ности ряда букв, помогающие отличить древнейший устав от устава более позднего и, следовательно, более точно датировать рукопись. Буква «И» писалась в древнейшем уставе с горизонтальной пере­кладиной и напоминала современную печатную букву Н, • Обе петли буквы «В» были почти одинаковыми. В буквах Ю.Ю.КУ. соединительная черта проходила посредине и горизонтально. Верхняя и нижняя половинки буквы Ж были одинаковой величины. Буква «Ч» писалась в виде округленной или заостренной чаши, стоящей на ножке: Y. Показателем древности источника являлось использование йотованных юсов с соединительной перекладиной, проходившей посредине: b\ tft. Буква Ь в XI в, почти всегда умещается в строке, в XII в.— поперечная линия и верхняя часть мачты часто выходят за пределы строки. Буква (1) (омега) имела в XI в. высокую середину. В XII в. середина стала ниже благодаря разведенным в сторону петлям — (д). В XI в. буква ТТ (пси) часто была похожей на изображение креста, а в XII в. напоминала изображение лилии — Y

Уставом писали рукописные книги и деловые бумаги. Сохраняя к своей основе главные уставные принципы, графика рукописных книг и документов все-таки отличалась в силу функционального На шачения этих источников и условий их написания. Книги, пред­назначенные для чтения и церковной службы, созданные в монас­тырских книгописных мастерских, были написаны более аккурат­но, нежели деловые бумаги, в которых даже в XII в. встречается неровность и скошенность элементов букв, известная небрежность. Этот вывод подтверждается сравнением графики наиболее раннего mi дошедших до нас актов «Жалованной грамоты киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю» (XII в.) и книг того же времени. Именно в деловом письме раньше, чем в книжном, происходили ускорение написания букв и эволюция древнейшего устава к позднему уставу, а в последующее время — К полууставу и скорописи.

Графика берестяных грамот этого периода отличалась от гра­фики букв, написанных на пергамене. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Наличие этих особенностей позволи­ло утверждать, что графика букв берестяных грамот XI—XII вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.

Полуустав – рукописный шрифт, доминирующий в русской письменной культуре длительное время, с конца XIV по XVII век. На ранних этапах развития (кон.XIV– нач. XVвека) полуустав представлял собой по сути дела, продукт разложения торжественного литургического письма – устава, при исполнении которого постепенно перестает быть обязательным соблюдение строгой правильности начертаний, все меньше внимания уделяется эстетичности письма, становится допустимым значительное число сокращений.

В самостоятельный шрифт полуустав превращается с середины XVвека, что во многом было связано с оживлением культурных связей Руси с южными славянами. В XVIII– XIXвв. полуустав продолжал оставаться доминирующим типом письма в старообрядческой среде. Полуустав лег в основание первых печатных шрифтов Российского государства – действовавших в середине XVIвека анонимной типографии и типографии Ивана Федорова в Москве, и последующих им русских типографий XVI– XVIIвв. В дальнейшем, полуустав продолжал оставаться основой для шрифтов православных книжных изданий. В наше время, полууставной шрифт продолжает оставаться одним из наиболее узнаваемых символов традиционной русской культуры, в качестве которого остается широко востребованным в дизайне, рекламе, наглядной агитации.

Этот вид письма светлее и округлее, чем устав, буквы мельче, очень много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания. Буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями.

1) В смысле построения текста, как графической композиции, полуустав по сравнению с уставом характеризуется более сложной ритмикой, которая создается за счет значительного числа выносных элементов начертаний, которые выходят на верхнее и нижнее межстрочные области, а также за счет широкого использования выносных букв и энклитик. Последние, для русского письма имели исключительно графический смысл, без связи с состоянием языка. Кроме того, в рамках полуустава используются (эпизодически) лигатурные начертания

2) Для русского полууставного письма характерен небольшой наклон (5-10 градусов)

3) Размер букв в полууставе в целом мельче чем в уставе, они плотнее укладываются в строку. Межстрочные расстояния, напротив увеличились относительно принятых для уставного письма в полтора – два раза.

4) Соотношения ширины пера и высоты буквы варьируются от ¼ до 1/6 раз

5) при написании отдельных элементов, угол постановки пера не меняется, или меняется не значительно.

По сравнению с уставом, полуустав является значительно менее нормированным типом письма, в рамках которого возможен широкий спектр вариаций, от живописного «грецизированного» полуустава, с характерными круглыми очертаниями букв, до крупного, приближающегося к уставному письму торжественному полууставу с минимумом выносных, который можно встретить преимущественно в напрестольных евангелиях.

В XIV веке в Древней Руси стали использовать еще один тип письма - скоропись. Скоропись - сложная и своеобразная графико-орфографическая система. При скорописи буквы и другие знаки пишутся без отрыва пера, с обилием петель и росчерков, для скорописи типичны многочисленные сокращения и выносные буквы. Появление скорописи было вызвано стремлением к быстрому письму, и примечательно, что она употреблялась первоначально в деловой письменности, в текстах, служивших практическим целям. С конца XV века известны литературные и богослужебные памятники, написанные скорописью. Однако до XVIII века литературные произведения несравненно чаще переписывались полууставом, а церковные - почти всего.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал