Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и интерпретация результатов исследования 5 страница






 

Таблица 16 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, контролирующего свои мысли и поведение» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 772, 0000 1058, 000 307, 0000 -2, 11417* 0, 034501
Активность 953, 5000 876, 500 411, 5000 0, 56920 0, 569221
Упорядоченность 655, 5000 1174, 500 190, 5000 -3, 83656*** 0, 000125
Сложность 686, 0000 1144, 000 221, 0000 -3, 38563*** 0, 000710
Сила 712, 5000 1117, 500 247, 5000 -2, 99385** 0, 002755
Комфортность 853, 5000 976, 500 388, 5000 -0, 90924 0, 363223

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

Исходя из данных, представленных в таблице 16, можно сделать вывод о том, что у испытуемых образы себя до практики учения садху и человека, контролирующего свои мысли и поведение, существенно различаются по 4 шкалам из 6. Т. е. для того, чтобы воспринимать себя в прошлом как человека, умеющего себя контролировать, испытуемым существенно не хватало собственно упорядоченности, сложности, силы воли, уверенности в себе, - тех же характеристик, что и для восприятия себя человеком, принимающим ответственность за свою жизнь. Однако в то же время образ человека, контролирующего свои мысли и поведение, является не таким привлекательным, как свой образ до изучения культуры садху, что может быть связано с менее выраженной ценностью в ограничении, контроле и управлении своим внутренним состоянием и поведением.

 

Таблица 17 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, живо интересующегося повседневной жизнью» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 1016, 500 813, 500 348, 5000 1, 50062 0, 133455
Активность 779, 500 1050, 500 314, 5000 -2, 00329* 0, 045147
Упорядоченность 890, 000 940, 000 425, 0000 -0, 36961 0, 711673
Сложность 909, 500 920, 500 444, 5000 -0, 08131 0, 935192
Сила 938, 500 891, 500 426, 5000 0, 34743 0, 728266
Комфортность 963, 500 866, 500 401, 5000 0, 71704 0, 473347

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

По результатам, представленным в таблице 17 видно, что образы себя до практики садху и человека, живо интересующегося повседневной жизнью практически совпадают. Образы различны только по одной шкале активность, т. е. именно для человека, интересующегося повседневной жизнью, характерна большая жизненная активность, общительность, импульсивность, чем те, которыми обладали испытуемые в своем представлении до изучения культуры садху.

Таблица 18 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 936, 0000 894, 000 429, 0000 0, 31047 0, 756202
Активность 946, 0000 884, 000 419, 0000 0, 45832 0, 646725
Упорядоченность 666, 0000 1164, 000 201, 0000 -3, 68132*** 0, 000232
Сложность 871, 0000 959, 000 406, 0000 -0, 65051 0, 515360
Сила 923, 0000 907, 000 442, 0000 0, 11828 0, 905850
Комфортность 911, 5000 918, 500 446, 5000 -0, 05175 0, 958732

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

По результатам, представленным в таблице 18, можно сказать, что образы себя до практики садху и человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа, практически идентичны. Образы различаются лишь по шкале упорядоченность, то есть для человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа, характерна большая упорядоченность, дисциплинированность, чем та, которой обладали испытуемые в своем представлении до изучения культуры садху.

Таблица 19 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 808, 5000 1021, 500 343, 5000 -1, 57454 0, 115363
Активность 998, 0000 832, 000 367, 0000 1, 22711 0, 219783
Упорядоченность 906, 0000 924, 000 441, 0000 -0, 13306 0, 894146
Сложность 918, 5000 911, 500 446, 5000 0, 05175 0, 958732
Сила 892, 5000 937, 500 427, 5000 -0, 33265 0, 739399
Комфортность 837, 0000 993, 000 372, 0000 -1, 15319 0, 248835

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

На основании результатов, представленных в таблице 19, можно сделать вывод о том, что образы себя в настоящем и человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей полностью идентичны, существенных различий по 6 шкалам не выявлено. То есть можно говорить о том, что испытуемые относят себя к толерантным людям, терпимо относящихся к иным убеждениям и вере других людей. Этот принцип является одним из правил культуры садху: «уважительно относиться к другим религиям, учениям и духовным системам». Ввиду того, что испытуемые по 5 характеристикам не относят в своем сознании себя в прошлом, до практики садху, к людям, толерантным к отличающимся убеждениям и вере других людей, можно предположить, что толерантное отношение к другой вере и мировоззрению является следствием именно изучения, практики садху и следования ее принципам.

Таблица 20 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 881, 500 948, 500 416, 5000 -0, 49528 0, 620404
Активность 848, 500 981, 500 383, 5000 -0, 98316 0, 325527
Упорядоченность 838, 500 991, 500 373, 5000 -1, 13101 0, 258052
Сложность 941, 500 888, 500 423, 5000 0, 39179 0, 695216
Сила 760, 500 1069, 500 295, 5000 -2, 28419* 0, 022361
Комфортность 1045, 000 785, 000 320, 0000 1, 92198 0, 054610

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

По результатам, представленным в таблице 20, видно, что образы себя в настоящем и человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь в целом совпадают. Для полной идентификации не хватает большего ощущения уверенности в себе, развития волевых качеств, независимости в настоящем.

Таблица 21 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, контролирующего свои мысли и поведение» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 820, 0000 1010, 000 355, 0000 -1, 40452 0, 160165
Активность 855, 5000 974, 500 390, 5000 -0, 87967 0, 379037
Упорядоченность 779, 0000 1051, 000 314, 0000 -2, 01068* 0, 044360
Сложность 904, 0000 926, 000 439, 0000 -0, 16263 0, 870811
Сила 691, 0000 1139, 000 226, 0000 -3, 31171*** 0, 000927
Комфортность 953, 5000 876, 500 411, 5000 0, 56920 0, 569221

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

Образы себя в настоящем и человека, контролирующего свои мысли и поведение, совпадают по 4 шкалам из 6, то есть в целом испытуемые относят себя к людям, умеющим контролировать свои внутренние побуждения и внешние проявления. В культуре садху принято контролировать свои мысли, контролировать свою речь, быть сдержанным в речи, выбирать выражения, говорить гармонично, контролировать свои действия в согласии с этикой садху, неэгоистично, т. е. так, чтобы не причинять страданий другим. Для полной идентификации с таким образом не хватает большей уверенности в себе, независимости и силы воли, дисциплинированности и упорядоченности.

 

Таблица 22 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, живо интересующегося повседневной жизнью» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 1096, 500 733, 500 268, 5000 2, 68337** 0, 007289
Активность 695, 000 1135, 000 230, 0000 -3, 25257** 0, 001144
Упорядоченность 1037, 000 793, 000 328, 0000 1, 80370 0, 071279
Сложность 1152, 000 678, 000 213, 0000 3, 50391*** 0, 000459
Сила 951, 500 878, 500 413, 5000 0, 53963 0, 589452
Комфортность 1110, 500 719, 500 254, 5000 2, 89036** 0, 003848

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

Образ человека, живо интересующегося повседневной жизнью, представляется испытуемым менее привлекательным, чем собственный образ в настоящем, а также более простым, некомфортным и слишком активным. Учитывая то, что образ себя до практики учения, совпадает по 5 параметрам с образом человека, живо интересующегося повседневной жизнью, можно предположить, что данные результаты обусловлены особенностями культуры садху и соответствующим дистанцированным проживанием от средне статистического общества.

 

Таблица 23 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 1008, 000 822, 000 357, 0000 1, 37495 0, 169147
Активность 852, 500 977, 500 387, 5000 -0, 92403 0, 355473
Упорядоченность 788, 500 1041, 500 323, 5000 -1, 87023 0, 061453
Сложность 1128, 500 701, 500 236, 5000 3, 15647** 0, 001597
Сила 933, 000 897, 000 432, 0000 0, 26612 0, 790147
Комфортность 1047, 000 783, 000 318, 0000 1, 95154 0, 050993

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

В представлении испытуемых образы себя в настоящем и человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа, в целом совпадают (5 шкал из 6). Причем образ себя в настоящем видится более сложно организованным, нежели человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа.

В целом по результатам семантического дифференциала можно сделать вывод о том, что по сравнению с восприятием себя до начала изучения и практики в центре, в настоящее время испытуемые оценивают себя как более определенных, дисциплинированных и сложно организованных личностей. Образ себя в настоящем наиболее близок к образу человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей (существенных различий по 6 шкалам не выявлено). То есть можно говорить о том, что испытуемые относят себя к толерантным людям, терпимо относящихся к иным убеждениям и вере других людей. Также испытуемым близки образы «Человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей», «Человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь», «Человека, контролирующего свои мысли и поведение», «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа», а также «Я до того, как стал изучать и практиковать учение». Меньше всего образ себя в настоящем близок к образу «Человека, живо интересующегося повседневной жизнью» (образ себя до практики учения к человеку, живо интересующемуся повседневной жизнью близок по 5 шкалам из 6). Полученные результаты о близости образе себя в настоящем с изучаемыми образами полностью согласуются со спецификой культуры садху, пропагандируемой в центре ведической культуре Дивья Лока ‒ и соответственно реализацией впитанных духовных ценностей: погружение во внутреннюю работу, созерцание, уважение к другим религиям и учениям, контроль своего физического тела, духа, разума и поведения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал