Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и виды предприятий
Предприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия после государственной регистрации в установленном порядке приобретают статус юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом; от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права; несущая обязанности, выступающая истцом и ответчиком в суде. Предприятие должно обладать следующими признаками: 1) предприятие должно иметь в своей собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Его наличие обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия его экономическую самостоятельность и надежность; 2) важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и при неисполнении обязательств перед бюджетом; 3) одним из основных признаков предприятия как юридического лица является его способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданских правовых договоров с хозяйственными партнерами (потребителями продукции, работ и услуг, поставщики всех факторов производства), с гражданскими и другими юридическими и физическими лицами; 4) важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его право (или возможность) быть истцом, предоставлять виновной стороне иск, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами; 5) предприятие должно иметь самостоятельный баланс, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг), своевременно предоставлять установленным государственным органам отчетность. Кроме того начиная с 1996 г. обязано представлять балансы и другую бухгалтерскую и финансовую отчетность для независимой аудиторской проверки. В соответствии с законодательством отдельные организационно-правовые формы юридических лиц обязаны публиковать балансы в открытой печати; 6) в соответствии с ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание его организационно– правовой формы. Предприятия классифицируются по определенным признакам. По характеру удовлетворяемых потребностей: 1) виолент («силовик») – крупное предприятие, занимающееся массовым производством стандартного продукта. Для таких предприятий характерны большие размеры, выпуск качественной дешевой продукции, малая рентабельность единицы продукции и высокая рыночная устойчивость; 2) патиент («приспособленец», «нишевик») – среднее или малое по размерам, узкоспециализированное предприятие на производстве незаменимых продуктов (учитывает желание потребителя). Характерны высокий уровень параметров и высокая рентабельность единицы продукции. Рыночная устойчивость средняя. 3) коммутанты («соединители») – мелкие предприятия с серийным производством. Они предназначены для удовлетворения местных потребностей, обладают высоким уровнем гибкости. Уровень устойчивости очень низкий, но силен предпринимательский дух; 4) эксплеренты («исследователи», «пионеры») – венчурные предприятия с высокой степенью неустойчивости и риска. Они занимаются разработкой единичного нового продукта. С появлением единицы этого продукта предприятие либо заканчивает свою жизнь, либо переходит в новый тип предприятия. Предприятия различаются по отраслевой принадлежности по следующим признакам: 1) характеру сырья, потребляемого при изготовлении продукции; 2) назначению и характеру готового продукта; 3) технологической и технической оснащенности производства. По характеру потребляемого сырья предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности. По назначению готовой продукции – предприятия, производящие средства производства и предприятия, выпускающие предметы потребления. По признаку технологической общности – предприятия с прерывным и непрерывным процессом производства. По времени работы в течение года – предприятия сезонного и круглогодового действия. По размерам – крупные, средние и мелкие. Размеры их определяются численностью работников индивидуально для каждой сфере народного хозяйства. Размеры предприятий влияют на структуру органов управления, численность управленческого аппарата, на структуру предприятий и себестоимость продукции. По уровню специализации предприятия подразделяют на специализированные, универсальные, смешанные. Специализированные предприятия выпускают ограниченную номенклатуру продукции, на каждом рабочем месте обрабатывается незначительное количество ее наименований (производство шоколада, крекера). Универсальные – изготавливают широкую номенклатуру продукции, на рабочих местах обрабатываются различные наименования продукции (горпищекомбинат). Смешанные – занимают промежуточное место между специализированными и универсальными. Высшей целью предприятия является превышение результатов над затратами, т. е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. Для достижения поставленной цели предприятия должны: 1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; 2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; 3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; 4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление; 5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе; 6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия; 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Данная страница нарушает авторские права?
|