Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И ЕГО КНИГА 1 страница






Веблен Т.

Теория праздного класса

 

Редакционная коллегия серии «Экономическая мысль Запада»: В. С. АФАНАСЬЕВ, В. В. ГОЛОСОВ, И. Е. ГУРЬЕВ, А. Г. МИЛЕЙКОВСКИЙ, С. М. НИКИТИН, И. М. ОСАДЧАЯ, М. Н. РЫНДИ­НА, Р. М. ЭНТОВ

 

Перевод С. Г. СОРОКИНОЙ Примечания Е. А. КРЕТОВА Редактор О. Г. РАДЫНОВА

 

Оглавление.

Торстейн Веблен и его книга «Теория праздного класса» (Вступительная статья).

Предисловие.

Глава I. Вводная.

Глава II. Денежное соперничество.

Глава III. Демонстративная праздность.

Глава IV. Демонстративное потребление.

Глава V. Денежный уровень жизни.

Глава VI. Денежные каноны вкуса.

Глава VII. Одежда как выражение денежной культуры.

Глава VIII. Освобождение от производства и консерватизм.

Глава IX. Сохранение архаических черт.

Глава X. Современные пережитки доблести.

Глава XI. Вера в удачу.

Глава XII. Соблюдение обрядов благочестия.

Глава XIII. Случаи сохранения независтнического интереса.

Глава XIV. Высшее образование как выражение денежной культуры.

Именной указатель.

Предметный указатель.

 

Автор – крупный американский эко­номист и социолог является представите­лем критического, буржуазно-реформист­ского направления в американской полити­ческой экономии. Взгляды Веблена проти­воречивы и сочетают критику многих сто­рон капиталистического способа производ­ства с мелкобуржуазным прожектерством и утопизмом. В рамках капитализма Веблен противопоставлял две группы: бизнесменов, занятых в основном спекулятив­ными операциями, и технических специалистов, без которых невозможно функцио­нирование «индустриальной системы». Первую группу Веблен рассматривал как реакционную и вредную для общества и считал необходимым отстранить ее от ма­териального производства. Веблен предла­гал передать руководство хозяйством и всем обществом производственно-техниче­ской интеллигенции. Автор выступал с резкой критикой капитализма, финансовой олигархии, праздного класса. В русском переводе публикуется впервые.

Рассчитана на научных работников, преподавателей общественных наук, специалистов в области буржуазных экономи­ческих теорий.

Редакция литературы по экономике

(6) Перевод на русский язык, вступительная статья ипримечание

издательство «Прогресс», 1984

 

В 0602000000 – 501

006 (01)-84

 

ТОРСТЕЙН ВЕБЛЕН

И ЕГО КНИГА

«ТЕОРИЯ ПРАЗДНОГО КЛАССА»

(ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ)

 

Автор книги «Теория праздного класса» Торстейн Веб­лен, крупный американский экономист и социолог, явля­ется основоположником одного из главных направлений современной буржуазной политической экономии – институционализма. Это направление возникло на рубеже XIX и XX вв. в ведущей капиталистической стране, США, в период вступления американского капитализма в ста­дию империализма. Довольно большое распространение институционализм получил уже в 20-е годы нашего столе­тия. Представителями раннего институционализма, поми­мо его создателя Т. Веблена, были американские эконо­мисты У. Митчелл, Дж. Коммонс, А. Берли, Э. Богарт, У. Гамильтон, Г. Минз, Р. Тагвелл.

В эволюции американского институционализма с точки зрения его значимости в буржуазной экономической науке можно наметить такую периодизацию: в 20 – 30-е годы наблюдалось широкое распространение институционализ­ма; в 40 – 50-е – уменьшение его влияния (хотя и в эти годы такие представители этого учения, как А. Берли, Г. Минз, Дж. М. Кларк, А. Лоув, К. Эйрес, опубликовали ряд работ, развивая собственные концепции); начиная с середины 60-х годов и по настоящее время отмечается усиление влияния институционализма и увеличение инте­реса к нему.

Представители современного институционализма, или неоинституционализма, – это известные американские буржуазные ученые Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, О. Тоффлер, Р. Хейлброиер, шведский экономист Г. Мюрдаль, французский экономист Ф. Перру и многие другие. С 1965 г. в США функционирует специальная ассоциация институционалистов, имеющая собственный печатный орган. В буржуазной литературе 70-х годов появились крупные исследования об институционализме. Достаточно назвать, например, монографии видного американского экономиста А. Гручи «Неоинституционализм и его вклад в современную экономическую мысль», известного английского исследователя Д. Секлера «Торстейн Веблен и ииституционалисты»[1], наглядно свидетельствующие о мас­штабах влияния данного направления буржуазной эконо­мической науки. В 1978 г. в Нью-Йорке состоялся симпозиум американских экономистов и социологов, спе­циально посвященный перспективам развития институциональной экономической теории.

Термин «институционализм» связан с двумя понятия­ми: «институция)) – установление, обычай, порядок, при­нятый в обществе, и «институт» – закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Разделение этих понятий достаточно условно, так как в концепциях институционалистов они имеют чрезвычайно широкое и размытое содержание. Теоретик институционализма У. Гамильтон дает следующее определение: «Институты – это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай... Институ­ты устанавливают границы и формы человеческой дея­тельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы при­спосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов»[2].

Практически идеологи институционализма относили к институтам как категории политической и правовой над­стройки общества, так и экономические явления – государство, семью, нравы, предпринимательство, частную собственность, систему денежного обращения, кредит и многое другое. По существу, концепция «института» выступает как вспомогательный инструмент. Введение этого термина лишь отразило характерное для идеологов данно­го направления стремление изучить неэкономические явления. Впоследствии термин «институт» утратил свою ключевую роль, в известной мере сохранив свое значение в качестве указания на этимологическую основу названия направления в целом.

Скрывающаяся за терминологией институционалистов концептуальная неопределенность связана с аморфностью теоретических предпосылок идеологов институционализ­ма. Это создает некоторые трудности при анализе и не позволяет установить, жесткие границы институционализ­ма как течения. Он никогда не был однородным направ­лением, представители которого были бы объединены до­статочно узким кругом идей. Напротив, его теоретики выступали с широким диапазоном гипотез, оценок, мне­ний по вопросам не только экономическим, но и правовым, философским, историческим, социологическим, психоло­гическим и пр. Тайной в истории экономической мысли называет институционализм Д. Секлер, подчеркивая, что именно стремление раскрыть «секрет направления», найти «тайну институционализма» и движет им в его иссле­довании[3]. Кажущаяся таинственность институционализ­ма – это, на наш взгляд, лишь отражение эклектичности данного направления, вобравшего в себя сложный набор концепций.

Институционалисты осуществили необоснованное рас­ширение предмета политической экономии за счет при­влечения многих дисциплин; они пытались придать экономической науке междисциплинарный характер. Своеоб­разие ипституционализма состоит также и в том, что одновременно было разработано несколько направлений вульгаризации буржуазной политэкономии.

Появление институционализма отразило противоречи­вые тенденции, существовавшие в буржуазной политэко­номии. Ипституционализм при его чрезвычайной сложно­сти явился двойственным направлением: институциона­листы предъявили серьезные требования к экономической науке и не сумели их реализовать, стремились найти вы­ход из кризиса буржуазной политэкономии и одновременно углубляли этот кризис.

Вместе с тем возникновение ипституционализма – важная веха в истории развития буржуазной политиче­ской экономии. Практическая направленность институционализма, характерное для институционалистов стрем­ление к реалистическому описанию социально-экономиче­ских процессов были восприняты в дальнейшем многими буржуазными экономистами. В советской «Экономической энциклопедии» ранний институционализм расценивается как один из «ближайших и важнейших предшественников кейнсианства»[4].

В буржуазной литературе Т. Веблену отводится вид­ная роль в развитии американской буржуазной политэко­номии. Особенно высоко расценивается роль Т. Веблена в создании ее институционального направления. Действи­тельно, в его работах были впервые сформулированы важ­нейшие положения институционализма. Именно идеи Т. Веблена в значительной степени определили и даль­нейшую эволюцию этого направления. Анализ его работ, необходим для выявления идейных корней современного институционализма и для всесторонней критики этого те­чения буржуазной политэкономии.

Главный идеолог американского институционализма Торстейн Веблен – автор ряда фундаментальных эконо­мических и социологических трудов. Наибольший инте­рес представляют следующие его работы: «Теория празд­ного класса. Институциональная экономика)), «Теория делового предпринимательства», «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства», «Крупные предприниматели и простой человек», «Инженеры и си­стема ценностей», «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время. Американский вариант»[5]. В два сборника, «В мире происходящих перемен» и «Мес­то науки в современной цивилизации и другие очерки» (издан посмертно), вошли основные статьи Веблена, напи­санные в разные годы его творчества[6]. У. Митчелл, уче­ник и последователь Т. Веблена, подготовил в последние годы жизни учителя подборку извлечений из его книг и статей[7].

Основные работы Веблена неоднократно переиздава­лись в США. Его биография наиболее подробно излага­ется в книге Дж Дбрфмана «Торстейн Веблен и его Аме­рика». Отметим, что до настоящего времени ни одна из работ Т. Веблена еще не была переведена на русский язык.

Родители Веблена, Томас Веблен и его жена Кэри, эмигрировали из Норвегии в США в конце 40-х годов про­шлого столетия. Некоторое время Томас Веблен был фаб­ричным рабочим, потом – плотником, а накопив опреде­ленную сумму денег, купил ферму и обосновался в нор­вежском поселении Като. На этой ферме 30 июля 1857 г. и родился шестой ребенок в семье Торстейн, Бунде Веб­лен.

Образ жизни семьи Вебленов полностью подчинялся традициям норвежских земледельцев: бревенчатый дом с примыкающей пристройкой для скота, домашнее изготов­ление основных продуктов питания (кофе и сахар – не­доступная роскошь!), простая одежда, тоже сделанная дома.

В 1865 г., когда Торстейну было восемь лет, семья пе­реехала в местечко Уиллинг, где отец Веблена первым в округе купил для своей фермы молотилку, посадил фрук­товый сад, занялся пчеловодством.

В 1874 г., в возрасте семнадцати лет, Торстейн посту­пает в Карлтонский колледж в Нортфилде. Колледж был религиозного направления, воспитывал миссионеров. Что­бы не платить за содержание детей, отец Торстейна купил маленький участок, примыкавший к территории коллед­жа, построил на нем домик, куда регулярно доставлялась провизия с фермы. Такое обособление, домотканая одеж­да и отсутствие городских манер в поведении вызвали презрительное отношение к детям Вебленов со стороны одноклассников. В колледже Т. Веблен провел шесть лет. Преподаватели его не любили за высокомерие и замкну­тость. Исключение составлял профессор политэкономии Джон Кларк, который уделял своему ученику большое внимание и рекомендовал ему заниматься научными ис­следованиями. Из рефератов Веблена, написанных в период обучения в колледже, следует отметить два: эконо­мический прогноз «Цена на пшеницу в пятилетней перспективе» и трактат по философии Дж. Милля. В коллед­же начался роман с его будущей женой Эллен Рольф, пле­мянницей президента колледжа. У Торстейна и Эллен было безусловное духовное родство, общность интеллек­туальных интересов.

Веблен закончил колледж на год раньше срока, сдав экзамены экстерном. В 1880 г. после окончания колледжа Т. Веблен получил место учителя в штате Мэдисон, но через год учебное заведение закрылось, он оказался без работы и поселился на ферме у отца. Спустя год он посту­пает вместе со своим старшим братом Эндрю в Универси­тет Гопкинса, где изучает философию и политическую экономию. Вскоре после поступления в университет им была написана работа «Теория обложения земельными налогами у Дж. Ст. Милля». В Университете Гопкинса Веблен проучился лишь неполный семестр, так как не получил ожидаемую стипендию. Его отец берет для него заем в банке, и он поступает в Йельский университет. Существование Веблена в этот период самое скромное, на одежду нет денег, долги...

В течение двух с половиной лет пребывания Веблена в Йельском университете он занимается учением об эво­люции, участвует в диспутах вокруг этого учения и пишет диссертацию «Этические основания доктрины воздаяния». Диссертация базировалась на работах Спенсера и Канта. В 1884 г. был объявлен конкурс на лучшую работу по «истории и теории распределения национального бюдже­та среди американских штатов». Остро нуждающийся в деньгах Веблен пишет такую работу и получает премию. В том же, 1884 г. Веблен получает за свою диссертацию ученую степень доктора философии и начинает поиски работы. Хотя у него имелись серьезная поддержка (письменные рекомендации проф. Кларка и проф. Йельского университета Портера), степень доктора философии, а также статьи в философских журналах, работы он не нашел. Преподаватели философии набирались из числа бо­гословов. Для норвежца, и притом подозреваемого в при­верженности теории эволюции, нигде не нашлось места. Веблен был вынужден опять вернуться на ферму к отцу. Там он подрабатывал литературным поденщиком в газе­тах и журналах, писал, по его словам, «опытные статьи», которые нигде не публиковались, занимался даже изо­бретательством в области сельскохозяйственной техники.

В 1888 г. состоялась свадьба Веблена с Эллен Рольф. После свадьбы они поселились на ферме отца Эллен, где Веблен занимался теорией единого налогообложения и сделал перевод исландской саги, которой он заинтересо­вался в связи с описанием позднеязыческих и раннехристианских обычаев среди германских народностей. Вооб­ще он занимался в этот период жизни германской фило­логией, классическими языками и историей, увлекался ботаникой.

После очередных неудачных попыток получить место Веблен, уже в возрасте тридцати трех лет, был принят в Корнельский университет «для работы по соисканию ученой степени». Отделением экономики университета ведал Дж. Л. Лафлин, последователь Дж. Ст. Милля. Напеча­танная в ежеквартальном экономическом журнале статья «Некоторые оставляемые без внимания вопросы теории социализма» обеспечила Веблену научную стипендию в размере 400 долл.

Осенью 1891 г. Лафлин был назначен заведующим ка­федрой экономики в открывшемся Чикагском университе­те и устроил там Веблена с весьма скромным окладом 520 долл. в год. Чикагский университет, в официальном названии которого значилось «основан Джоном Д. Рок­феллером», сразу стал заведением ультраконсервативным. В университете царила атмосфера «диктаторства прези­дента» (ректора). Все реакционные и консервативные черты системы высшего образования, обрисованные Вебленом в «Теории праздного класса» и позже, в 1918 г., в работе «Высшее образование в Америке», были широко представлены в Чикагском университете.

В годы пребывания в Чикаго Веблен печатается в «Джорнэл оф политикл экономи», одном из тринадцати периодических изданий, открывшихся при университете. Веблен не входил в профессорско-преподавательский штат университета, а числился сотрудником для чтения лекций по экономике, на должности, которая была треть­ей от конца в тринадцатиступенчатом табеле о рангах в Чикагском университете. Вскоре на его плечи была пере­ложена вся работа по редактированию «Джорнэл оф по­литикл экономи». Одновременно он переводит с немец­кого для серии «Экономические исследования» работы по финансовой науке. Блестящее знание Вебленом немецкого языка вызывало удивление однокурсников еще в годы его учебы в Йельском университете.

В 1895 г., когда Веблену минуло уже 39 лет, его фи­нансовые дела немного поправляются. Он начинает рабо­тать над книгой «Теория праздного класса». Веблен пишет своему другу мисс Харди в ноябре 1895 г., что первой книгой в списке запланированных работ стоит «Теория праздного класса» и он начинает «понемногу за нее браться»: «Отвожу для нее час-другой в день, приходится несколько пренебрегать для этого занятиями... По мере продвижения или, вернее, при попытке продвинуться все больше оказываюсь окруженным неслыханными эконо­мическими доктринами, мною выдумываемыми, имеющими более или менее отдаленное отношение к главной те­ме; поэтому написав, что составит в отредактированном виде страниц, наверное, 50 или 60, я еще не дошел до рас­смотрения доктрины демонстративного расточительства, которая, конечно же, должна составить, по существу, ядро этой работы».

Чикагская действительность того времени, картина резкого контраста трущоб и дворцов, давала обильную пищу для работы над этой книгой. Летом 1896 г. Веблен побывал в Европе, где также собирал материал для гото­вящейся книги. В течение двух последующих лет он углубленно изучает Маркса, Дарвина, Спенсера; помимо статей в редактируемом журнале, печатается также в «Куотерли джорнэл оф экономи» и в социологическом журнале. Но главное внимание он уделяет «Теории празд­ного класса», неоднократно переписывая целые главы. Книга выходит в свет в феврале 1899 г.

К десятилетию Чикагского университета Веблен и Лафлин в юбилейной публикации изложили свои теории современного кредита и его роли в предпринимательстве. Центральный тезис работы Веблена состоял в следую­щем: «Кредит нужен только современному конкурирую­щему бизнесу, но никак не современному производству». Эта работа почти без изменений вошла впоследствии в книгу Веблена «Теория делового предпринимательства», которая вышла летом 1904 г. Как раз в это время Веблен среди прочих курсов читал в Чикагском университете курс по организации делового предпринимательства. Он публикует статью «Первые опыты в организации трес­тов», где утверждает, что корпорации в пиратстве и тор­говле рабами являются предшественниками современных трестов.

Книгой «Теория делового предпринимательства» как бы заканчивается цикл развития вопросов, изложенных в ряде его статей и в книге «Теория праздного класса»: истоки частной собственности, противоречие между про­изводством и бизнесом, паразитическое потребление праздных классов, преимущества машинной техники. Однако «Теория делового предпринимательства» не вы­звала такого интереса, как его первая книга, «Теория праздного класса». Некоторые отзывы были резко отрицательными. Так, обозреватель журнала «Нейшн» писал, что «Теория делового предпринимательства» приложима «лишь к некоторым, пользующимся печальной славой аспектам современной финансовой деятельности; она не­состоятельна в ее предположении, что эти аспекты харак­терны для современного предпринимательства... Веблен не видит нормальных, здоровых сторон производства».

Вместе с тем популярность Веблена росла. Его био­граф Дорфман пишет, что известность автора двух круп­ных книг, «Теории праздного класса» и «Теории делового предпринимательства», распространялась на гораздо бо­лее широкие круги, чем «элита экономистов и социологов», Студенты, которым он читал лекции, шептались в кори­доре: «Вон идет доктор Веблен, который знает двадцать шесть языков».

В этот период Веблен ведет не только большую науч­ную, но и педагогическую работу. По словам Дорфмана, Веблены жили просто, на 400-600 долл. в год. Лишь в 1903 г. заработок Веблена поднялся до тысячи долларов в год. Лекции занимали четыре дня в неделю. Жил Веб­лен рядом с университетом, вставал в девять утра, в де­сять начинались лекции, а после обеда его можно было видеть в факультетской библиотеке. Писать он начинал не раньше восьми вечера, а заканчивал часа в два ночи, В его комнате всего только и было что стол с лампой, не­сколько простых стульев да коробки вдоль стен, заменяв­шие книжные полки. По свидетельству студентов, читае­мые Вебленом курсы носили всеобъемлющий характер, охватывали очень широкий круг проблем из самых раз­личных областей. Самый известный курс его лекций – «Экономические факторы в цивилизации».

С августа 1906 г. Веблен назначается адъюнкт-профес­сором в Стэнфордском университете. За период с 1906 по 1910 г. он пишет ряд статей преимущественно по эконо­мическим вопросам. В их числе «Социалистическая эко­номика Карла Маркса и его последователей», «Место науки в современной цивилизации)), «Экономика профессо­ра Кларка», «Эволюция научной точки зрения», «О при­роде капитала» и др. В Стэнфордском университете Веблен не пользуется популярностью у студентов, на его лек­ции ходят единицы, поэтому повышение до «полного» профессора для него нереально. Живет он в небольшом доме за городом, из окон видны горы и океан; катается верхом; занимается сельским хозяйством. Он дружит с семьей рабочих, дом которых – штаб-квартира радикалов и социалистов. К этому же периоду относится и увлече­ние марксизмом, которое длилось довольно долго, хотя марксистом Веблен так и не стал. В 1907 г. свою вступи­тельную лекцию по курсу «Экономические факторы в цивилизации» Веблен полностью посвятил «Коммунистиче­скому манифесту» К. Маркса и Ф. Энгельса и материа­листическому истолкованию истории К. Марксом. Именно в это время ясно выкристаллизовывается его идея дихо­томии, противопоставления производства и предпринима­тельства, «индустрии и бизнеса» – одна из главных идей Веблена.

В декабре 1909 г., четвертого года его работы в Стэн­фордском университете, Веблен подает заявление об ухо­де. Преподавательская деятельность, бывшая для Веблена основным источником существования, на деле не слиш­ком его привлекала, в частности, в силу того, что была сопряжена с административной работой, которой Веблен всячески стремился избежать. У Веблена появилась идея организации большой археологической экспедиции, кото­рая дала бы новый фактический материал для его теоре­тических изысканий. О предполагаемой экспедиции он пишет докладную записку в Вашингтон с приложением сметы в 16 – 20 тыс. долл. Археологи заинтересовались его идеей, но в Вашингтоне необходимых денежных средств не нашлось, и экспедиция сорвалась.

В течение следующих семи лет, с конца 1910 по 1917 г., Веблен читает лекции в Университете штата Миссури (г. Колумбия). «Школа коммерции», как называлось отделение университета, готовила бизнесменов, преподава­телей экономики и государственных служащих. Веблен читал четыре курса: «Финансы корпораций», «Тресты и их комбинации», «Экономические факторы» и «История экономики». Веблен был против экзаменов, игнорировал их и выставлял всем студентам «удовлетворительно». По воспоминаниям его слушателей, он обладал прекрасной памятью на факты, никогда не пользовался никакими за­писями – даже когда оглашал рекомендуемую литерату­ру, диапазон которой был необъятно широк и включал экономику, географию, антропологию, этнографию, фило­софию, биологию. Он цитировал наизусть латинские стро­фы, ошеломлял студентов неожиданными фактами. Когда кто-то из студентов спросил Веблена, является ли приве­денный факт научным, он, просияв, с расстановкой про­изнес: «Я ничего не знаю о фактах другого рода».

В 1910 г. Веблен начал работать над книгой «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства», которая вышла в свет в 1914 г. Этой книгой завершился цикл, начатый в 1898 г. статьей «Инстинкт мастерства и изнурительность труда». Развитие тезисов этой статьи в фундаментальное исследование началось в 1900 г., когда Веблен совершил поездку по рудникам Рокфеллера и пи­сал потом в одном из писем о своем намерении написать книгу «Инстинкт мастерства». В том же, 1914 г. Веблен женился на Анне Брэдли, матери двух дочерей (развод с первой его женой произошел в конце 1911 г.). Двум при­емным дочерям Веблен и посвятил книгу «Инстинкт мас­терства», которой он сам придавал большое значение.

Летом 1914 г., перед самым началом первой мировой войны, Веблен едет в Норвегию, после чего продолжает работу над уже начатой новой книгой, «Империалистиче­ская Германия и промышленный переворот». Ряд поло­жений готовившейся книги он излагал студентам в нача­ле очередного курса «Экономические факторы», и сту­денты говорили, что «пахнет новой книгой». Писал он ее необычайно быстро, в 1915 г. книга была опубликована. Сразу же после нее Веблен начинает работу над следую­щей. Это был особенно продуктивный период творчества для Веблена. Он последовательно завершал одну за дру­гой разработки тем, поднятых в «Теории праздного клас­са». Объединяет все эти темы одна мысль: господство частного капитала пагубно для экономики и – в неизмен­ной связи с современным производством – для всех сфер общественной жизни.

Книга «Высшее образование в Америке» имела в руко­писи такой подзаголовок: «Исследование полного беспра­вия». После обсуждения рукописи при участии президен­та Университета штата Миссури Веблен пришел к выво­ду, что ввиду нелицеприятного упоминания сильных мира сего, правящих американскими университетами, книгу можно печатать только после смерти ее автора. Однако книга все же вышла при жизни Веблена, в 1918 г., – в слегка смягченной редакции, с добавлением нового мате­риала и подзаголовком, который гласил: «Меморандум с том, как бизнесмены управляют университетами».

Весьма актуальную тему поднимает Веблен в следую­щей книге, «Исследование характера мира и условий его поддержания». Он был так заинтересован в ее издании, что уплатил издателям 700 долл., чтобы книга смогла уви­деть свет. В предисловии он говорит об Иммануиле Канте, написавшем в свое время работу «О значении мира». Поиски прочного мира сегодня, пишет Веблен, являются не менее первостепенным и подлинным долгом человека, чем они были во времена Канта. Центральный тезис книги – «либо бизнес должен исчезнуть – и тогда воцарится мир, либо бизнес будет сохранен ценой войн и обеспечения права частной собственности силой оружия». Книга вы­шла весной 1917 г.

Заслуживает упоминания эпизод, который приводит сосед Веблена Шепард. После вступления США в войну собирались средства в пользу «Ассоциации молодых хри­стиан». Веблен отказался сделать пожертвование и за­явил, что «Ассоциация» – «буржуазное, капиталистиче­ское агентство, выступающее в защиту существующего порядка».

В октябре 1917 г. Веблен ездил в Вашингтон и в на­дежде, что он может быть полезен при разработке меро­приятий, направленных на установление мира, добился встречи с военным министром правительства Вильсона, а также с Верховным судьей США. Однако он встретил холодный прием. Хотя визит в Вашингтон и разочаровал Веблена, он продолжал работать над проблемами мира. Веблен вынашивал идею создания международной орга­низации и предлагал назвать ее «Лигой мирных народов». В правительственную комиссию Хауса, деятельность кото­рой была связана с вопросами заключения мира, Веблен направил меморандум «Предложения, касающиеся рабо­чей программы исследования условий перспективного мира». Характерно, что в меморандуме Веблен подчерки­вал необходимость выбора: либо благоприятствовать обогащению монополий, что будет угрожать установле­нию длительного мира, либо поддерживать мир ценой ущемления аппетитов монополистического капитала страны.

Вторая крупная международная проблема, которая занимала Веблена в связи с идеей создания «Лиги мир­ных народов», – это проблема ограждения отсталых стран, и, прежде всего, колоний, от хищнической эксплуа­тации со стороны монополий. Веблен пишет второй мемо­рандум – «Очерк политики контроля над экономическим проникновением в отсталые страны и иностранными ин­вестициями». В этом меморандуме Веблен предлагает ор­ганизовать контроль над вывозом капитала. В ранее пред­ложенную им лигу должны были войти развитые капита­листические страны, «отвечающие демократическим тре­бованиям», и прежде всего, Франция, Великобритания, США. Важной функцией лиги, по мысли Веблена, было сохранение ресурсов отсталых стран, предотвращение их расточительства. Для этого он предлагал, чтобы доступ частных предпринимателей и капиталистических монопо­лий к национальным ресурсам колоний и других отсталых стран осуществлялся только на условиях аренды и на короткие сроки. Веблен считал, что в лигу не должны при­ниматься страны, «приверженные архаической системе - мошенничества в торговле». На такие страны лига должна была влиять посредством экономических мер: повышения налогообложения на экспорт или даже эмбарго на внеш­нюю торговлю.

Важной вехой в биографии Веблена явился 1918 г.г когда он подготовил и сделал перед Национальным инсти­тутом общественных наук доклад «Об общих принципах политики реконструкции». Смысл реконструкции, по мыс­ли Веблена, заключался в том, чтобы превратить Америку в страну благополучия для простых людей. Он считал, что происходящие в России события (Октябрьская револю­ция) подтверждают необходимость преодолеть растущее несоответствие между правами частного капитала и ус­ловиями жизни простых людей. Здесь же он говорит, что по мере роста мощи промышленности надобность в «капи­тане индустрии» в лице капиталиста отпадает и его нуж­но отстранить от господства.

В начале 1918 г. Веблен, не получив пост ведущего экономиста в комиссии Хауса, берет отпуск в Универси­тете Миссури для работы в Продовольственном управле­нии в Нью-Йорке, где он проводит около пяти месяцев. Его функции ограничивались преимущественно статистической обработкой полученных материалов, и он все боль­ше убеждался, что для реализации его грандиозных пла нов по реконструкции экономики страны работа в Продо­вольственном управлении ничего не даст.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал