Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иудаизм, евреи и караимы в Крыму






Авторы-составители А.В. Клименко, к.и.н., доц.,

И.А. Нидерман, к.и.н., доц.

Еврейские поселения на территории современного Крыма появились в VI в. до н.э. После разрушения первого Иерусалимского Храма (586 г. до н.э) вавилонянами началось распространение евреев по миру и возникла еврейская диаспора. В эпоху эллинизма большие массы евреев переселились в Малую Азию, где сравнительно быстро ассимилировались, перенимая местные обычаи и традиции. Из Малой Азии евреи переселились в Крым. По мнению археологов, поселения могли появиться в Крыму еще в эллинистический период.

Основная часть еврейских памятников Крыма датируется первыми веками н. э. и найдена на территории Боспорского царства с центром в Пантикапее (Керчи), которое включало также земли по другую сторону Керченского пролива (так называемый Азиатский Боспор) с городами на Таманском полуострове и крупным торговым центром в устье Дона – Танаисом.

Важным источником, свидетельствующим о проживании евреев в городах Боспорского царства, являются остатки кладбищ и надгробные памятники. Еще в 1876 г. в окрестностях Керчи, около Павловской батареи, был раскопан участок еврейского кладбища, где нашли свыше 20 бедных земляных могил, покрытых дикарным камнем, и три обломка известняковых плит с изображением меноры и греческими надписями III-IV вв. н. э.; также найдены два известняковых надгробия: одно с изображением меноры и краткой греческой надписью, содержащей лишь еврейское имя погребенного – Шимон (в греческом тексте Симон), конца II-III вв. н. э., другое – с двуязычной греко-еврейской надписью III-IV вв. н. э. Перевод греческого текста: «За упокоение Исаакия блаженнейшего. Мир и упокоение». Аналогичный еврейский текст сохранился лишь частично.

Также учёными уже в ХХ веке найден еще один пункт еврейской диаспоры в Крыму, кроме Боспора – в Херсонесе (современный Севастополь). В результате археологических раскопок в Херсонесе во 2 половине ХХ века впервые были найдены две плиты с изображением меноры – выразительного символа иудейской религии и культуры. На вопрос о проживании в Херсонесе евреев некоторый свет проливает такой источник, как «Жития святых епископов херсонских», в основном используемый в связи с введением в Крыму христианства. Там раскрывается, что во времена Диоклетиана и Константина евреи в Херсонесе составляли довольно заметную и мощную силу, принимавшую участие вместе с греками в острой религиозной борьбе, – обреченной на поражение, ибо христианство постепенно восторжествовало во всей Римской империи и подчиненных ей городах и селениях. Херсонес не составлял исключения.

Уже при Юстиниане (VI в. н. э.) начались притеснения евреев, живших на территории Византийской империи. Византийская империя и Арабский халифат в междоусобной борьбе пытались привлечь на свою сторону усилившихся в VIII веке хазар и для этого навязать им каждый свою религию. Однако хазары при правителе Булане предпочли третью религию – иудаизм, с целью добиться большей самостоятельности и независимости.

Большая синагога в Кафе (Феодосии), вероятно, была построена при хазарах (известна надпись из этого храма 909 г.), а в XIII в. при генуэзцах, когда евреи вернулись в город, вновь отстроена.

Еврейская община в Кафе сильно пострадала от осады города татарами, но уже через год, в 1309 г., она оправилась от пожаров и разрушений. В период Генуэзской республики в Кафу прибыло много торговых людей из армян, греков, итальянцев и евреев, причем в Генуэзском уставе 1449 г. говорилось о защите евреев и других иноземцев от грабежей и притеснений епископа.

После завоевания турками Константинополя оттуда прибыла в Кафу новая большая волна евреев. Наконец, многие евреи переселились в Кафу после их изгнания из Киева и России в 1495 г. Известна переписка русского князя Ивана III со знатным евреем из Кафы Кокосом 1474 г., который помог ему получить ярлык у хана Менгли-Гирея. Когда политический центр перешел в Бахчисарай, многие евреи переселились в Карасубазар (Белогорск), ближе к новой столице. В Кафе, Мангупе, Балаклаве и других городах турки, армяне, евреи, черкесы занимались ремеслом и торговлей и, по свидетельству путешествовавшего по Крыму в 1592 г. Мартина Броневского, платили подать хану.

На протяжении веков Российская Империя расширялась, благодаря успешной политике и удачным военным походом. Вместе с новыми территориями к империи отходило также и население. Этнос, живущий на этих территориях, был разных вероисповеданий.

После 1783 г., присоединения Крыма к России, по свидетельству Палласа, еврейское население в Крыму, особенно в Бахчисарае, немного увеличилось (в 1794 г. там из 4770 жителей было 1162 еврея). Сумароков в 1799 г. видел в Бахчисарае 2 синагоги и одно еврейское училище.

Крымская война (1853–56) явилась поворотным пунктом в истории евреев Крыма. С ее окончанием увеличилась эмиграция евреев в Крым, и уже в 1863 г. их численность достигла около пяти тысяч человек. В эти годы в Крыму развивается еврейское просвещение, основываются синагоги, общинные учреждения, школы. В 1791 г. Крым был включен в область, где евреям разрешалось селиться (впоследствии названную чертой оседлости).

Черта оседлости – (полное название – черта постоянной еврейской оседлости; на иврите ת ּ ְ ח ו ּ ם ה ַ מ ּ ו ֹ ש ׁ ָ ב, тхум ха-мошав) это территория, в пределах которой законодательством Российской Империи было разрешено проживать евреям. Черта оседлости просуществовала на территории Российской Империи длительный период времени с 1791 по 1917 г. Проживание евреев было запрещено в Севастополе и Ялте. В 1881 г. численность евреев превышала десять тысяч человек.

Наряду с евреями, этнически связанными с древнееврейским народом Палестины, в Крыму издавна проживают народности, исповедющие религию, восходящую к древнму иудаизму: караимы и крымчаки.

Караимы – тюркоязычная народность, религиозное вероучение караимов основано на следовании письменной Торе, при частичном отрицании раввинистическо-талмудической традиции.

После присоединения Крыма русские власти начали постепенно освобождать караимов от различных ограничений, налагавшихся на евреев.

В 1795 г. караимы были освобождены от двойной подати, которой облагались евреи, и в дальнейшем последовал указ, отменивший по отношению к ним черту оседлости, а в 1863 г. караимы были уравнены в правах с остальными российскими подданными.

Большинство караимов Крыма проживали в Евпатории и Феодосии; в 1850-хгг. их насчитывалось 500 семей (две с половиной тысячи человек). Погромы 1881–82 гг., не затронувшие Крыма, способствовали переселению евреев в Крым и появлению групп палестинофилов, связанных с одесским Обществом вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине.

Крымчаки представляют собой этническую группу с характеристиками, схожими с караимами, но в ней прослеживаются большие следы влияния евреев Центральной и Восточной Европы.

По переписи 1897 г. в Крыму проживало 28703 еврея ортодоксального направления иудаизма (что составляло 5, 2% общего населения полуострова), и около четырех с половиной тысяч караимов.

Подавляющее большинство евреев Крыма жило в семи городах: Симферополе (8951), Керчи (4774), Севастополе (3910), Карасу-Базаре (3144, из них около двух третей — крымчаки), Феодосии (3109), Евпатории (1592) и Ялте (1025).

В 1914 г. число евреев Крыма достигло 40-45 тыс. человек (из них около шести с половиной тысяч крымчаков), а число караимов — более восьми тысяч человек.

Еврейские погромы, которыми сопровождалась революция 1905–1907 гг., произошли в четырех городах Крыма: Феодосии (дважды), Керчи, Симферополе и Евпатории. При этом еврейская самооборона сумела в ряде случаев оказать серьезное сопротивление погромщикам.

В начале Первой мировой войны еврейское население Крыма значительно увеличилось за счет беженцев из западных губерний России. Прибытие беженцев способствовало развитию в Крыму национального еврейского движения и еврейской культуры. Численность евреев Крыма в 1917 г. достигла 68159 человек (8, 4% общего населения), из них, вероятно, около семи тысяч крымчаков; число караимов Крыма равнялось 9078.

Февральская революция 1917 г. принесла евреям Крыма равноправие и возможность участия в политической, общественной и культурной жизни России. Значительное число евреев участвовало в политической борьбе, развернувшейся в Крыму в 1917–20 гг.

Установление власти большевиков (январь-апрель 1918г.) первоначально почти не повлияло на политическую и культурную жизнь евреев Крыма, хотя Бунд, Поалей Цион и другие еврейские партии были выведены из Симферопольского совета и был разоружен еврейский батальон, образованный для защиты еврейского населения Симферополя от погромов.

В сентябре 1918 г. в Симферополе состоялся съезд еврейских общин Крыма. Из 24 делегатов 17 были сионистами, остальные представляли Объединённую еврейскую социалистическую рабочую партию, Бунд, Поалей Цион. Съезд принял решение о порядке деятельности еврейских общин и о создании краевого комитета еврейских общин Крыма. Органом краевого комитета стала газета «Еврейская община». Председателем союза еврейских общин Крыма был избран Даниил Самойлович Пасманик. В Крыму действовали и другие еврейские организации, в том числе ОЗЕ, содержавшая санатории в Евпатории и Ялте. В ноябре 1918 г. в Крыму образовалось «краевое правительство», опиравшееся на Добровольческую армию и англо-французские войска. Это правительство, просуществовавшее до апреля 1919г., возглавлял караим С. Крым, министром внешних сношений был М. Винавер. В этот период еврейское население Крыма удвоилось и достигло величины порядка 100-150 тыс. человек.

Относительная стабильность положения еврейского населения способствовала усилению сионистской деятельности в Крыму, в частности, благодаря пребыванию там И. Трумпельдора (май–август 1919 г.).

Установление в апреле–июне 1919 г. на территории Крыма, кроме Керченского полуострова, советской власти не помешало Трумпельдору основать отделения Хе-Халуца, создать хахшарот (центры по подготовке к сельскохозяйственному труду в Эрец-Исраэль) в районе Джанкоя.

Под властью Деникина (июнь 1919г. – март 1920 г.) и, в особенности, Врангеля (апрель–ноябрь 1920г.) значительно расширилась деятельность сионистской организации Крыма. В октябре 1919 г. в Балаклаве состоялось совещание сионистской организации юга России при участии М. Дизенгофа, представителей Киева, Одессы, Ростова и Крыма.

Алия, первоначально нелегальная, была частично легализована летом 1919 г. в Симферополе Палестинским эмиграционным бюро.

Под видом возвращающихся беженцев в Эрец-Исраэль из Крыма выезжали члены Хе-Халуца, Цеирей Цион и другие группы евреев.

Среди беженцев, нашедших в Крыму временное прибежище, было немало писателей и поэтов – евреев, в том числе З.И. Анохи, О. Мандельштам, Э. Родин, И. Эренбург.

Последние месяцы правления Врангеля были отмечены нарастанием антисемитизма, возросла опасность еврейских погромов.

В ноябре 1920 г. Красная армия овладела Крымом. Большевистскую власть в Крыму возглавляли Бела Кун и Розалия Землячка. В начале 1920-хгг. еврейское население Крыма резко сократилось за счет эвакуации части еврейского населения с армией Врангеля, переселения некоторого числа евреев в Эрец-Исраэль, возвращения еврейских беженцев на места прежнего жительства. Некоторая часть евреев погибла во время голода 1921–22 гг. В 1921 г. численность еврейского населения составляла 50.043 человек, в 1923г. в Крыму проживали 39.815 евреев ортодоксального направления и 5688 караимов.

Легальная деятельность спортивного общества «Маккаби» продолжалась до 1923 г. С «Маккаби» было связано движение еврейских скаутов (цофим), превратившееся в 1922г. в социалистическое движение hа-Шомер hа-цаир, которое со дня своего основания находилось в подполье.

В начале 1920-хгг., почти одновременно с основанием халуцианских хахшарот, началось спонтанное переселение еврейского населения в Крым с целью заняться там сельским хозяйством.

В период революции и Гражданской войны, когда значительная часть торговцев, кустарей и различного рода посредников оказалась без какого-либо заработка и была лишена гражданских прав, переход к сельскому хозяйству решал также проблему обеспечения продовольствием в период голода и разрухи.

Для расселения евреев было выделено 210.000 га земли. К 1933 г. в переселенческих колхозах насчитывалось 5432 семьи. Строились переселенческие поселки, открывались еврейские школы, был создан передвижной еврейский театр, начала издаваться районная газета на еврейском языке. Все стороны обустройства евреев на крымской земле нашли отражение в документах фондов Крым ЦИКа (Ф. Р-663), Совнаркома Крым АССР (Ф. Р-652), фондах органов планирования и статистики (Ф. Р-137. Ф. Р-219), Наркомзема (Ф. Р-30), Наркомпроса (Ф. Р-20).

Планы размещения евреев, утверждавшиеся на правительственном уровне, отчеты, справки, информации о наделении еврейских семей землей, обеспечении жильем, создании еврейских колхозов, обеспечении кадрами школ — эти и многие другие вопросы нашли отражение в архивных фондах. Наиболее информативным в этом плане является фонд Крымского представительства Комитета по земельному устройству трудящихся евреев при Президиуме Совета национальностей ВЦИК.

Еврейские переселенцы стали прибывать с 1922 г. В 1923–24 гг. в Крыму возникает несколько еврейских поселений, в большинстве своем носивших ивритские названия (Кадима, Херут, Бет-Лехем, Ахдут и т. д.).

По переписи 1926 г., всего в Крыму проживало 45.926 евреев ортодоксального направления, что составляло 6, 1% общего населения, и
4.213 караимов. Большинство евреев жило в шести городах: Симферополе (19 869), Севастополе (6038), Феодосии (3807), Керчи (3621), Евпатории (2659) и Ялте (2392). В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Крым ежегодно переселялись две–три тысячи семей, среди которых были горские евреи с Кавказа, основавшие два поселка в районе Евпатории.

В итоге пятилетней переселенческой работы в 1933 г. в еврейских поселениях Крыма проживало около пяти тысяч семей (20-22 тыс. человек).

Причина сравнительно незначительного роста еврейских сельскохозяйственных поселений – частое возвращение поселенцев в прежние места жительства или уход в города Крыма и других частей СССР.

13 октября 1930 г. в Крыму был создан Фрайдорфский еврейский национальный район, охвативший большинство еврейских сельскохозяйственных поселений в северном Крыму. В момент основания района общая численность населения составляла около 30 тыс. человек, из них евреев около 35%.

В начале 1941 г. еврейское население Крыма составляло ок. 70 тыс. человек, подавляющее большинство которых проживало в больших городах. Число евреев в 86 еврейских колхозах едва ли превышало 17 тыс. человек.

До занятия Крыма немецкими войсками (октябрь 1941 г.) многим его жителям удалось эвакуироваться, в том числе большинству евреев Симферополя и, позднее, Севастополя, а также значительной части евреев Керчи, Феодосии и Ялты.

Так как Крым находился в зоне военных действий, уничтожение евреев здесь проводилось ускоренными темпами.

После занятия местности германскими войсками проводилась регистрация евреев, кратковременное (не более двух–трех недель) заключение их в тюрьмы или гетто и наконец – массовое уничтожение.

В ноябре-декабре 1941г. были расстреляны евреи Евпатории (603 человека), Керчи и Феодосии (около 9, 5 тыс.), Симферополя (14 тыс.). Всего в Симферополе и окрестностях в 1941-42 гг. было уничтожено 23.325 евреев, в том числе 20.821 ашкеназов. 18 декабря 1941 г., после краткого заключения в гетто, были уничтожены евреи Ялты (около полутора тысяч). 26 апреля 1942 г. Крым был объявлен «очищенным от евреев» (юденрайн). В дальнейшем проводились более мелкие акции, в частности, после занятия Севастополя (июль 1942 г.).

Всего в Крыму было уничтожено около 40 тысяч евреев, в том числе около шести тысяч крымчаков. Караимов, сумевших при помощи еврейских экспертов доказать свою непричастность к еврейскому народу, не тронули.

Из четырех евреев – Героев Советского Союза, родившихся в Крыму или живших там до войны, двое родились в еврейских земледельческих поселениях (Х. Дыскин и Д. Кудрявицкий), один был крымчаком (поэт Я. Чапичев) и один прибыл в Крым в 1924 г. (З. Горелик).

После изгнания немцев (апрель–май 1944 г.) в Крыму произошли глубокие демографические, административные и политические изменения. В мае 1944 г. из Крыма были выселены крымские татары; в Крым возвратились евреи, эвакуированные в начале войны, в том числе члены еврейских колхозов. Власти, считавшиеся с антиеврейскими настроениями местного населения, побуждали евреев к переселению в Биробиджан, куда в декабре 1947 г. отбыл эшелон с 252 еврейскими семьями из разных районов Крыма.

Удаление из Крыма почти половины еврейского земледельческого населения привело к фактической ликвидации еврейского сельскохозяйственного центра в Крыму. По переписи 1959 г., в Крыму насчитывалось 26.374 еврея (2, 2% общего населения Крыма), из них в Симферополе проживало около 11.200, в Севастополе – 3.116.

Более десяти процентов евреев (2675 человек) проживало в сельской местности. Председатель колхоза «Дружба народов» (Красногвардейский район) И. Егудин (родился в 1915 г.) был в 1960–70 гг. депутатом Верховного Совета Украинской ССР.

По переписи 1970 г., в Крыму проживало 25 614 евреев (1, 4% общего населения Крыма) и 1553 караима. Число евреев, живущих в сельской местности (1525) резко упало по сравнению с 1959 г. и составляло шесть процентов. Эмиграция 1970-х гг. и отрицательный естественный прирост привели к дальнейшему уменьшению еврейского населения Крыма.

По переписи 1979 г., оно составило 22 597 человек (1, 1% общего населения Крыма), численность караимов – 1151 человек. Согласно данным всесоюзной переписи 1989 г., в Крыму проживали 14, 9 тыс. евреев.

Демократические перемены в Советском Союзе в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в сочетании с тяжелым экономическим положением, страхом перед антиеврейскими эксцессами способствовали массовому выезду евреев Крыма в Израиль, США и другие страны.

После распада Советского Союза в конце 1991г. ухудшающееся экономическое положение способствовало массовому выезду евреев. Согласно всеукраинской переписи населения 2001г., в Крыму проживали 4, 5 тыс. евреев, из них в Севастополе – одна тысяча.

В 1990-х гг. – начале 2000-х гг. в Крыму происходило возрождение еврейской жизни. В различных городах Крыма создавались еврейские общины, объединявшиеся в Ассоциацию еврейских организаций и общин Крыма (председатель А. Гендин). В 1992 г. в Евпатории действовал международный еврейский молодежный лагерь «Эзра». В октябре 2002 г. в пансионате «Прибрежный» проводила занятия Крымская школа по иудаике.

30 октября 2002 г. на 11-м километре Феодосийского шоссе, на месте массового расстрела евреев 11–13 декабря 1941 г., был открыт памятник.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал