Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шива-адвайта






Шива-адвайта - это философия Шрикантхи, изложенная в его " Бра­хма-сутра-бхашье", шиваитском комментарии к " Брахма-сутрам" (ок. 500 - 200 г. до н. э.). " Брахма-сутрами" называются 550 кратких стихов Бадараяны, в которых подводится итог Упанишад. " Брахма-сутры", " Бхагавад-гита" и Упанишады являются тремя центральными писаниями различных интерпре­таций философии веданты. Шанкара, Рамануджа и Мадхва написали ком­ментарии к этим книгам и вывели три вполне различные философии - со­ответственно, недуализм, ограниченный недуализм и дуализм - из одних и тех же текстов. Каждый претендовал на истинность его интерпретации Вед и жестко отвергал все другие интерпретации. Шанкара был монистом и прида­вал почитанию личностного Бога меньшее значение. Рамануджа и Мадхва, наоборот, разработали теистические философии, в которых преданность Вишну считалась высочайшим путем. Но не было школы веданты, которая бы на такую же высоту подняла преданность Шиве. Восполнить этот пробел и стремился Шрикантха. В результате появилась философия, которая назы­вается шива-вишишта-адвайта и весьма сходна с ограниченным недуализ­мом (вишишта-адвайтой) Рамануджи. В своих комментариях Шрикантха наполнил ведантическую терминологию шиваитским содержанием.

Шрикантха жил в одиннадцатом веке. О его жизни практически ничего достоверно не известно, поэтому личность его остается загадкой. Он не осно­вал общественного движения, сравнимого с вира-шиваизмом или шайва-сиддхантой. Но из его писаний ясно, что Шрикантха преданно любил Бога Шиву и мастерски умел о Нем говорить. Росту авторитета Шрикантхи в немалой степени способствовал Аппайя Дикшита, который в шестнадцатом веке на­писал убедительный комментарий к его труду (этот комментарий был частью успешной многосторонней кампании по защите шиваизма в южной Индии от напористых вишнуитских миссионеров).

Согласно Шрикантхе, Шива, создавая мир, не преследовал абсолютно никакой цели, кроме игры или развлечения. Шива - действенная причина творения. В качестве Своей Шакти, Он также и материальная причина. Шива принимает форму вселенной, трансформирует Себя в нее - не непосредст­венно, но через Свою Шакти. И все же Он трансцендентен, Он больше, чем Его творение, оно Его не затрагивает и не ограничивает. Шива имеет духовное тело и живет на небе, которое ярче, чем миллионы солнц, и которого могут в конечном итоге достичь освобожденные души. В своей " Брахма-сутра-бха­шье" Шрикантха говорит: " Во время творения, следующего за первыми виб­рациями Его энергий, - творения исключительно посредством импульса воли, независимо ни от какой материальной причины и из Своей собствен­ной субстанции - Он создает, то есть проявляет, всю совокупность одушев­ленных и неодушевленных вещей".

Очищение, преданность и медитация на Шиве как собственном " Я" - акаше в сердце - определяют практический путь шива-адвайты. Медитация направлена на " Я", Шиву, Единое Существование, которое развилось во мно­жество форм. Свобода приходит только после определенных предваритель­ных достижений, в частности спокойствия, веры и непривязанности. Узы, которые связывают душу, можно разорвать в непрерывном потоке созер­цания и отождествления себя с Всевышним, Шивой. Освобождение зависит от милости, но не от деяний.

После смерти освобожденные души отправляются к Шиве по пути богов и больше не возвращаются к земному существованию. Отдельная душа про­должает существовать на духовном плане, наслаждаясь блаженством знания всего как Шивы и владея всем возможным опытом и силой, кроме сотво­рения вселенной. Душа никогда не становится совершенно единой с Брахма­ном (или Шивой), но разделяет с Брахманом все превосходные качества. Че­ловек имеет свободу поступать по своей воле и несет ответственность, ибо Шива удовлетворяет желания только в соответствии с кармой души. Шрикан­тха писал в " Брахма-сутра-бхашье": " Шива связывает себя с тройственной энергией [знания, воли и действия], входит во всю совокупность последствий и появляется как вселенная, заключая в себе триаду Божеств [Вишну, Брахма я Рудра]. Кто может постичь величие Шивы, Всесильного и Всезнающего? "

Аппайя Дикшита (1554 - 1626) - одна из самых необычных личностей в истории индуизма. Его комментарии к различным школам философии на­столько глубоки, что почитаются всеми этими школами, хотя он и не был приверженцем их философий. Пылкий поклонник Господа Шивы, он составил руководства по службам-пуджам, которыми и по сей день пользуются шиваитские священники. Кроме того, он был превосходным мастером поэзии бхакти. В философии он всю жизнь придерживался школы адвайта Ади Шанкары. В борьбе за восстановление поклонения Шиве и против тогдашнего вишнуизма он не раз подвергал свою голову смертельной опасности. Шиваизм был задвинут на задний план в южной Индии шестнадцатого века - главным образом потому, что Рамараджа, царь Виджаянагара, чья террито­рия охватывала весь современный Тамилнад, покровительствовал вишнуизму. Когда Рамараджа был убит при падении Виджаянагара в 1565 г., его преемники, правившие в разных городах, продолжали поддерживать вишнуизм. В это критическое время Аппайе удалось заручиться покровительством царя Чинны Боммана из Веллура, который правил с 1559 по 1579 г. Бомман раньше был вассалом царя Виджаянагара, но после падения этого города он объявил о своей независимости.

Аппайя Дикшита начал составлять комментарии к различным филосо­фиям того времени, включая философию Шрикантхи. Кстати, комментарии Аппайи к писаниям дуалиста Мадхвы и по сей день почитаются последовате­лями Мадхвы. Своими 104 книгами Аппайя добился многого: сделал отно­шения шиваизма с другими системами мысли более гармоничными, показал преимущества шиваизма сразу с нескольких философских точек зрения и внес вклад в основы преданного почитания Шивы. Покровительство царя Чинны Боммана обеспечило широкое распространение идей Аппайи в ходе специальных конференций, в которых принимало участие до 500 ученых, и многочисленных путешествий Аппайи и ученых, которых готовили к роли миссионеров шиваизма. Аппайя писал в одной из книг: " Иссушающий жар злонамеренной критики Господа Шивы и Его почитания готов сжечь и уни­чтожить побеги бхакти, или преданности Шиве, которые прорастают в соз­нании поклонников Шивы из семени заслуг, накопленных в предыдущих жизнях. Эта книга, " Шива-карнамрита", стихи которой сделаны как бы из нектара, написана, чтобы помогать оживлять эти побеги".

Аппайя Дикшита пришел к выводу, что философии Шрикантхи и других дуалистов и ограниченных недуалистов были необходимыми ступенями к признанию истины монизма, адвайты. Он доказывал, что упор Шрикантхи на Сагуна-Брахман (Бога с качествами) больше, чем на Ниргуна-Брахман (Бога без качеств), имел в виду способствовать выработке веры и предан­ности у тогдашних шиваитов, ибо такая преданность есть необходимая пред­посылка для дисциплины, без которой нельзя познать трансцендентный Абсолют, Парашиву, Ниргуна Брахман. Аппайя Дикшита сказал в " Шиварка-мани-дипике": " Хотя адвайта была религией, принятой и запечатленной великими учителями древности, такими, как Шри Шанкара [и различными писаниями], все же наклонность к адвайте даруется милостью Господа Шивы, и только ею".

Шива-адвайта сегодня не имеет видимого сообщества последователей или формального членства, и эту школу можно понимать не как отдельное движение, а как мудрое примирение веданты и сиддханты. Ее особая заслуга - в том, что Аппайя Дикшита способствовал возрождению шиваизма в шес­тнадцатом веке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал