Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненные корни и философский смысл про- блемы бытия: античность
Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы, т. е. близкие по значению. Философия использовала терми-
ны «быть», «бытие» для обозначения не просто существова- ния, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особый смысл, понять кото- рый молено, только обратившись к рассмотрению философ- ской проблематики бытия.
Экзистенциальные предпосылки Парменидовской интуиции бытия.
Впервые этот термин в философию ввел античный фило- соф Парменид (V — IV вв. до н. э.) для обозначения и од- новременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться.как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, глав- ной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Все- ленная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко -и бесформенно, нестабильно; человек потерял жиз- ненную опору. Современный испанский философ Ортега-и- Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испы- тывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир тра- диций, веру в богов, были несомненно ужасными.
В глубинах человеческого сознания зародилось отчая- ние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надеж- ному. Людям нужна была вера в новую силу. Философий в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования (экзистениции), отразила эмоциональный накал и попыта- лась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Но мысли не обычной, посюсторонней о вещах и предметах мира, о по- требностях и нуждах повседневного существания, а абсо- лютной мысли (впоследствии философы назовут ее «чис- той», имея в виду такое содержание мысли, которое не свя- зано с эмпирическим, чувственным опытом людей). Парменид как бы оповестил людей об открытии нм новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчине- но какому-то порядку.
Необходимость Парменид называл Божеством, Прав- дой, провидением, судьбой,.вечным и неуничтожимым. «Все по необходимости»- означало, что заведенный в ми- роздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться; день всегда придет, на смену ночи, солнце
внезапно не потухнет, люди не вымрут все π один пре- красный день и т. д. Другими словами, Парменид посту- лировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существо- вания этого мира и что сам философ называл иногда Бо- жеством, тем, что действительно имеется. А это означа- ло, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира
Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в фи- лософию понятие и проблему «бытия». Сам термин был взят из обычного языка греков, но его содержание получило новое наполнение, не вытекающее из значения глагола «быть» в его повседневном употреблении: быть —существо- вать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась свое- образным ответом философии па потребности и запрос эпохи. '
|