Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метафора сознания в космоцентристской культуре античности
Метафора (rp. metaphora — перенос) — это оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном зна- чении. Почему же мы назвали параграф «метафора созна- ния», а не «понятие сознания»? Дело в том, что как мы уже говорили, сознание — предмет неуловимый, вещь немате- риальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, из- начально относящихся к действиям сознания. Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы ан- тичности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям, сравнив ее с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о во- щенной дощечке, на которой писец процарапывал специаль- ным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт. сознания, однако про- цедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова «воск», «печать» были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафору печати на воске для описания сознания применяли Пла- тон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Так было словесно оформлено представление о сознании.
Античная философия открыла только одну сторону сознания - направленность на объект, потому и была ис- пользована соответствующая метафора. Другая особенность сознания — умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир — не была проработана философией. Причина одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального мировоззрения и. мироощущения античного грека, внимание которого было всецело направлено на окружающий мир. Античный человек живет Космосом и вещами, он философ- ствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответст-
вующие идеи. Даже сам термин «идея» означал первона- чально «видимую фигуру», «внешний вид». Греки ·- при- рожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения су- ществует до того, как он увиден, и продолжает существо- вать в таком же виде и после акта его восприятия; что разум существует как вещь, а потому он остается разумом, даже если в этот момент и не мыслит. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи объект оставляет след на «поле» разума. След же отражает только внешность вещей. В мировоззрении грека отведено очень мало места личности. Даже Платон, как отмечал Ортега-и-Гассет, предпочитал говорить чаще «мы», чем «я».
У античного грека нет еще навыка сосредоточивать по преимуществу внимание на самом себе и своем внутреннем мире, он еще не приучен к такого рода работе. Он живет постоянно «вне себя», его «я» направлено к вещам: оно проходит сквозь себя подобно лучу света, проникающему сквозь зеркало.. «Я» не задерживается в самом себе, не де- лает себя предметом своего пристального внимания и рас- смотрения.
С точки зрения биологии и антропологии, такой способ отношения античного грека к миру вполне естественен, и более того, он воспроизводится постоянно в онтогенезе (ин- дивидуальное развитие растения или животного от момента зарождения до окончания жизни) человека. Так, ребенок примерно до трех лет говорит о себе в третьем лице, т. е. даже к себе относится как к объекту, и все его внимание сосредоточено на внешнем для него мире. Такое поведение биологически обусловлено инстинктом самосохранения.
Античный грек знает о душе, философы античности рас- суждают о ней. Но душа еще не воспринимается как начало интимности. Тема души — это тема обнаружения скрытого движителя вещей и человека в том числе. Душа как движи- тель приписывается не только человеку: она есть у животных, у минералов и т. п. Знаток античности, выдающийся фило- соф А.. Ф. Лосев отметил, что даже у позднеантичных рим- лян настроение и душевное состояние играли весьма малозна- чительную роль в их религии. Веруя в богов, они не столько предавались внутреннему вдохновению и чувству любви к бо- гам, сколько просто, без душевных порывов, выполняли фор- му культа, будучи уверены в том, что'если знать, какому богу и когда молиться, то бог окажет помощь. Он просто обязан помочь тому, кто выполнил все правила молитвы.
Таким образом, античный космоцентризм породил и вполне соответствующие ему философские представления о сознании.
|