Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляд науки
Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испы- тывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точ- ную фотографию реальной действительности, за изображе- ние Вселенной такой, как она есть на самом деле, независи- мо от нас. Да ведь наука и претендует на эту роль — бесстра- стного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. Одна-
ко за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука — развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей (парадигмы) — изменчивы (см. об этом гл. XII). А это означает: сегодняшняя картина мира не равна вчерашней. Повседневное сознание все еще живет на- учной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука уже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь па- радоксальные, что сама ее объективность и беспристраст- ность начинает казаться мифом...
Наш век, последнее десятилетие которого вот-вот исте- чет, стал веком коренной смены парадигм научного мышле- ния и радикального изменения, естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке гос- подствовала возникшая в Новое время ныотоновско-карте- зианская парадигма — система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя н ум — различные, параллельные друг другу субстанции. Отсюда следовало, что материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, с его субъективностью. Мож- но сказать, что сама идея «строго-объективной науки» вы- растает из декартовских онтологических* построений.
Сразу стоит отметить, что научная картина мира, воз- никшая из учений Декарта и Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого «патриарха»: фигуру Бога. Рационально-меха- нистический образ мира, сформировавшийся в трудах по- следователей, демонстрирует нам мир как единый и единст- венный: мир твердой материи, подчиненный жестким зако- нам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Физикалистски понятая действитель- ность — гигантские космические просторы, в которых дви- жутся по четким траекториям массы материи — не несет в себе никакой необходимости появления человека и созна- ния. Человек в этом мире — ошибка, описка, курьезный слу- чай. Он — эпифеномен (побочный продукт) звездной эволю- ции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а су- ществует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее — ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под влиянием закона энтропии.
Механистическая Вселенная Ньютона состоит из ато-
|