Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О господи, как совершенны Дела твои,—думал больной, Постели, н люди, и стены, Ночь смерти и город ночной.
Я выпил снотворного дозу II плачу, платок теребя, О Боже, волнения слезы Мешают мне видеть тебя.
Мне гладко при свете неярком, Чуть падающем на кровать, Себя н свой жребий подарком Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук твоих /кар, Ты держишь меня как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр.
Способность любить мир π видеть его ясным, незамутнен- ным взором выражена в дзеп-буддистском понятии «сатори». Ссылаясь на книги и авторитет доктора Судзуки, Э. Фромм пишет: «Сатори не является аномальным состоянием разума; это не транс, в котором исчезает действительность. Это — не иарциссистское состояние разума как в некоторых религиоз- ных проявлениях... Если попытаться выразить просветлен- ность в психологических терминах, то я бы сказал, что это такое состояние, в котором личность полностью настроена на реальность вне и внутри себя, состояние, которое человек полностью сознает н полностью понимает»*. Сатори выявляет для человека повседневный мир как связанное, гармоническое целое, где пет жестокого разделения субъекта и объекта, «я» и «ты». Творчество и объективность оказываются там синони- мами, просветленность исключает господство узко-эгоистиче- ских страстей и утилитарных мотивов.
Признание единства Сверхсознания н материальности ведет и к идее о необходимости сохранения человеческого «я», его индивидуальных черт, а, значит, отдельности, пе- слптности субъекта с Божественным Абсолютом. У разных авторов эта идея выражена по-разному.
«Я могу знать, что я — Он, и все-таки быть отдельным и отличным от Него, чтобы быть в состоянии наслаждаться Возлюбленным», —пишет С. Вивекананда. Центральной идее]'! супрамепталыюй йоги Шри Ауробиндо оказывается не задача достижения нирваны, а задач-а низведения Созна- ния в каждую клетку конкретного человеческого тела. Ауробиндо не стремится уже при жизни увести людей в об- ласть чистого бесплотного духа, но, напротив, работает над их земным бессмертием, над такой трансформацией их тела и души, при которой сохраняется индивидуальность, спо- собная, подняться до интегрального видения.
Наконец, в работе христианского автора С. Л. Франка речь идет об отношении человека к Богу как отношение «я» к «ты». Божественное «ты» — исток и опора моей эмпириче- ской жизни, по оно не нивелирует и не поглощает ее. Дает ей быть самою собой. «...Эта моя всецелая подчиненность Богу, — пишет С. Л. Франк, — определенность им, бытие в нем и из него ни в малейшей мере не умаляет, а, напротив, обосновывает саму автономность моего бытия, как н саму мою свободу, нзиачалыюсть творчества моей жизни»**.
|