Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание и практика
Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания под- черкивали многие философы разных ориентации. Следует прежде всего отметить, что понятие «практика» выража- лось через достаточно широкий спектр терминов. Среди них—«действие», «деятельная жизнь», «опыт» («опытжиз- ненного мира», «опыт повседневной жизни» и др.), «физи- ческая жизнь», «опыт в целом» и т. п.
Гегель, как уже говорилось, высказал глубокую идею о том, что если в своих целях человек подчинен внешней при- роде, то в своих орудиях он господствует над ней. А это есть не что иное как деятельность, труд (хотя и «абстракт- но-духовный»), в процессе которого человек и познает ок- ружающий его мир. Практика («добро», «воля», «практи- ческая идея») —одна из основных категорий гегелевской диалектики как Логики и теории познания.
Проблема взаимосвязи теории, знания (в том числе и философского) и практики — одна из важнейших в работах Чернышевского. Он считал недопустимым отождествлять такие феномены как «теоретическая сфера» («мысленная жизнь», «жизнь мысли») и «практическая сфера» («реаль- ная жизнь», «жизнь действия») при всей их тесной связи между собой. Возникая на основе практики, теория, по мне- нию русского философа, имеет очень сильное влияние на нее. Причем каждая форма знания оказывает влияние на жизнь, но специфически. Служить практическим целям должны, в частности, и философские знания.
Целый ряд интересных мыслен о взаимосвязи знания
(мышления) и «практической жизни», о необходимости «практизацнп» философии и др. высказал Вл. Соловьев. Он считал, что человек прежде всего должен жить, а для этого необходим «материальный, экономический труд», обеспечивающий его существование и являющийся основой всех других форм деятельности — в т. ч. познавательной, теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, не может оставаться только в теоретической сфере, оно долж- но практически осуществляться. И хотя жизнь и знание единосущны и нераздельны, их нельзя отождествлять, ибо всегда сохраняются различия практического и теоретиче- ского отношения к предмету. Это два особых способа суще- ствования и деятельности.
Что касается философии, то ее субъект, согласно Со- ловьеу, должен быть не только познающим, но и «хотя- щим», «волящнм», активно действующим. Более того, по- следняя ипостась субъекта необходимо является определяю- щей. Собственная же сущность субъекта, по мнению русского философа, есть его самоутверждение («воля», «хотение»). Именно здесь корень всей субъективной жиз- ни, не исключая и познания, так как разум есть только «орудие для хотения», т. е. для практической, обществен- ной жизни.
Роль практики в процессе познания обсуждается и в со- временной философии. Так, К. Поппер указывает на недо- пустимость разрушения единства теории и практики или (как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Он подчеркивает, что практика — не враг теоретического зна- ния, а «наиболее значимый стимул-к нему». Хотя опреде- ленная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможно и приличествует ученому, существует множество примеров, которые показывают, что для него подобное равнодушие не всегда плодотворно. Однако для ученого существенно со- хранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неиз- бежно впадает в схоластику.
Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектн- ко-материалистической философии в целом и ее гносеоло- гии, в частности (о чем также было сказано). С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а по- тому, что он сам активно целенаправленно воздействует на
окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятель- ности, осуществляющаяся всегда в определенном социо- культурном контексте.
В процессе практики человек создает новую реаль- ность — мир материальной и духовной культуры, новые ус- ловия своего существования, которые не даны ему приро- дой в готовом виде («вторая природа»). Практика и позна- ние — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, по решающую роль здесь играет практическая де- ятельность. Это целостная система совокупной материаль- ной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.
Важнейшие формы практики: материальное производ- ство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие — преобразование обществен- ного бытия, изменение существующих социальных отноше- ний определенными «массовыми силами» (революции, ре- формы, войны, преобразование тех пли иных социальных структур и т. п.); научный эксперимент — активная (в отли- чие от наблюдения) деятельность, в процессе которой чело- век искусственно создает условия, позволяющие ему иссле- довать интересующие его свойства объективного мира.
Основные функции практики в прогрессе познания
1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребно- стями. В частности, математические знания возникли из не- обходимости измерять земельные участки, вычислять пло- щади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т. п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (напри- мер, периодический закон.Менделеева) делаются непосред- ственно «по заказу» практики.
2. Практика выступает как основа познания, его движу- щая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познава- тельный процесс, начиная от элементарных ощущений π кон- чая самыми абстрактными теориями обусловливается - в ко- нечном счете - задачами и потребностями практики. Она ста- вит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаружи- вает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в.сущность явлений. Практика служит
основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным.
3. Практика является опосредованно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в тон или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши зна- ния возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «ру- ководства для действия» по его преобразованию, для удовлет- ворения материальных и духовных потребностей люден, для улучшения и совершенствования их жизни.
4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуж- дений (об этой функции практики будет сказано в § 5 данной главы).
Открытие практической, социальной обусловленности че- ловеческого познания позволило выявить диалектику позна- вательного процесса и объяснить его важнейшие закономерно- сти. Оказалось', что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движе- ние, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.
|