Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика креативного класса






 

Одно дело дать убедительное описание изменений в классовом составе об­щества, как поступили такие авторы, как Белл, Фасселл и Рейх. Я считаю, однако, что столь же важно установить и измерить масштаб текущих изме­нений. В 1996 Стивен Барли подсчитал, что доля представителей свободных профессий, технической интеллигенции и управленческого персонала уве­личилась с 10% всей рабочей силы в 1900 году до 30% к 1991 году, тогда как доля рабочих и сельскохозяйственных профессий резко упала8. Социолог Стивен Бринт в статье, опубликованной в 2001 году, подсчитывает, что " эко­номика, основанная на науке и знаниях", в 1996 году охватывала 36% рабо­тающих американцев — эта оценка, основанная на уровне человеческого капитала, включает отрасли, где минимум 5% рабочей силы имеют ученые степени. Сюда относятся сельское хозяйство, средства массовой информа­ции, производство химикатов и пластмасс, лекарственных средств, ком­пьютерного и электрооборудования, научных приборов, банковское дело и бухгалтерский учет, консультирование и другие услуги в сфере бизнеса, ме­дицинское и больничное обслуживание, образование, юридические услуги, а также практически все религиозные и государственные организации9.

В сотрудничестве с коллегами из университета Карнеги-Меллон я разра­ботал детальное статистическое описание динамики креативного класса и изменений в классовой структуре США на протяжении XX века (см. рис. 4.1 и 4.2). На мой взгляд, оно стало шагом вперед по сравнению с прежними концепциями работников умственного труда и тому подобными. В основу описания легли статистические данные по " стандартным классификациям профессий", собранные Бюро переписи населения США с 1900 года по на­стоящее время. (В Приложении приводится полная информация относи­тельно данных и их источников.) Рассмотрим основные тенденции.

■ Креативный класс сейчас включает около 38, 3 млн. американцев, что равняется приблизительно 30% всей рабочей силы США. Он вырос более чем в десять раз с 1900 года, когда его численность не превыша­ла 3 млн. В начале XX века креативный класс охватывал всего 10% ра­бочей силы, оставаясь в этих пределах до 1950-х, когда начался посте­пенный подъем его численности; в 1970-е и 1980-е он устойчиво составлял 20%. Затем этот новый класс вступил в период стремитель­ного роста, увеличившись с менее чем 20 млн. до его нынешней чис­ленности; в 1991 году он достиг 25% всего работающего населения, а к 1999 году возрос до 30%.


 

■ В центре креативного класса располагается его суперкреативное ядро, к которому относятся 15 млн. человек или 12% всей рабочей силы. В не­го входят люди, работающие в науке, технике, математике и програм­мировании, образовании, искусстве, дизайне и индустрии развлече­ний — все, кто занят собственно творческой деятельностью, как мы видели. За последние сто лег этот сегмент, состоявший в 1900 году ме­нее чем из одного миллиона человек, значительно вырос, достигнув 2, 5 млн. в 1950 году и 10 млн. — в 1991 году. В результате его доля в об­щей рабочей силе увеличилась с 2, 5% в 1900 году до 5% в I960 году, 8% в 1980 году и 9% в 1990 году, прежде чем достичь 12% к 1999 году.

■ Традиционный рабочий класс сегодня составляет 33 млн. человек или четверть всей рабочей силы США. В него входят люди, занятые в раз­ного рода производстве, в перевозке грузов и на транспорте, в

 

техническом обслуживании и ремонте, а также в строительстве. Процент людей рабочих профессий достиг пика в 1920 году (40%), оставаясь неизмен­ным до 1950 года, затем снизился до 36% в 1970 году и резко уменьшил­ся за последние два десятилетия. ■ Обслуживающий класс охватывает 55, 2 млн. человек или 43% всей рабочей силы, представляя собой самую многочисленную группу. Сюда относятся работники низкооплачиваемых, менее ответственных профессий в таких областях, как здравоохранение, общественное питание, персональный уход, канцелярская работа и другие виды конторской деятельности низкого уровня. Параллельно упадку рабочего класса в текшем столетии происходил небывалый рост обслуживающего класса, который с 1900 года (5 млн.) по настоящее время увеличился более чем в десять раз.


 

Полезно также взглянуть на изменения в общей картине классовой структуры США, произошедшие за XX век. В 1900 году рабочий класс включал Приблизительно 10 млн. человек, креативный класс — 2, 9 млн., а обслуживающий — 4, 8 млн. Таким образом, рабочий класс был больше, чем другие два соединенные вместе. Тем не менее, самым многочисленным классом в то время были сельскохозяйственные рабочие, которые составляли около 40% всей рабочей силы. Однако их численность быстро уменьшалась и сегодня не превышает нескольких процентов. В 1920 году к рабочему классу относилось 40% всего трудящегося населения, к креативному — немногим более 12% и к обслуживающему — 21%.

К 1950 году классовая структура не претерпела существенных изменений. Рабочий класс по-прежнему был в большинстве, включая 25 млн. человек или около 40% рабочей силы; к креативному классу относилось 10 млн. (16, 5%) и к обслуживающему — 18 млн. (30%). В относительном выражении креативный класс был не меньше, чем в 1920 году, и больше, чем в 1900 году. Хотя креативный класс несколько увеличился в процентном отношении, обсл|уживающий вырос значительно, во многом компенсировав спад, связанный с резким сокращением сельского хозяйства.

Тектонические сдвиги в классовой структуре США относятся к последним двум десятилетиям. В 1970 году обслуживающий класс по числу представителей обогнал рабочий, а к 1980 году он уже был намного больше (46% против 32%), благодаря чему впервые в XX веке рабочий класс перестал преобладать. К 1999 году не только обслуживающий, но уже и креативный класс численно превосходил рабочий. Обслуживающий класс, насчитывав­ший 55 млн. человек (43, 4%), в относительном выражении был больше, чем рабочий класс когда-либо в течение прошлого столетия.

Эти изменения в американской классовой структуре отражают более глубокие, более общие процессы экономических и социальных перемен. Упа­док традиционного рабочего класса является неотъемлемой частью сокращения роли промышленной экономики, которая служит ему основанием, а также общественных и демографических закономерностей, определявших индустриальное общество. Рабочий класс утратил свое прежнее значение, перестав задавать тон и устанавливать типичные американские ценности — но, кстати, касается и управленческого класса 1950-х. Почему же социальные функции рабочего класса не взял на себя новый, наиболее многочис­ленный класс — обслуживающий? Как мы уже видели, обслуживающий класс не имеет существенного влияния, а его количественный рост можно объяснить на фоне подъема креативного класса. Креативный класс — и со­именная креативная экономика в целом — нуждаются в превосходящем по численности обслуживающем классе для " аутсорсинга" функций, которые ранее обеспечивала семья. Обслуживающий класс существует во многом как поддерживающая структура креативной экономики и креативного


 

класса. Кроме того, креативный класс располагает куда более значительной экономической властью. Его представители зарабатывают намного больше, чем члены других классов. В 1999 году средняя зарплата в креативном клас­се составляла около 50 тыс. долларов (48 752 доллара), тогда как в рабочем классе она равнялась приблизительно 28 тыс. долларов, а в обслуживаю­щем — 22 тыс. долларов (см. таблицу. 4.1).

Эти тенденции нашли яркое выражение в моей собственной жизни. Я живу в симпатичном доме с очень милой кухней, но это скорее декорация, чем реальная кухня — я часто обедаю в ресторанах, где " слуги" готовят еду и обслуживают меня за столом. Мой дом всегда в порядке, но я не занима­юсь уборкой, ее делает домработница. Ко мне приходят садовник и человек, чистящий бассейн, а возит меня личный водитель (когда я беру такси). Ко­роче говоря, в моем распоряжении имеется практически весь штаг прислу­ги английскою лорда, с той поправкой, что ли люди не тратят исключи­тельно па меня вес свое рабочее время и не живут в каморке под лестницей, а распределяют свои услуги между многими жителями нашего района. Эти " слуги" отнюдь не ведут рабское существование. Человек, который меня стрижет, пользуется большой популярностью как творчески мыслящий сти­лист, и имеет BMW новой модели. Женщина, убирающая мой дом — насто­ящее сокровище: я доверяю ей не только уборку, но и перестановку, и при­слушиваюсь к ее идеям относительно ремонта; в подобных делах она проявляет замечательную предприимчивость. Ее муж ездит на Porsche. Эти представители обслуживающего класса до определенной степени освоили многие функции, равно как и вкусы и ценности креативного класса, с кото­рым они чувствуют много общего. Мой парикмахер и моя домработница выбрали себе такой род занятий, который дает им возможность избежать регламентации, свойственной большим организациям; оба находят удо­вольствие в креативной деятельности. Подобные члены обслуживающего класса близки к среднему уровню креативной экономики и могут претендо­вать на изменение своей классовой принадлежности.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал